Урок-обобщение по теме Лексика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика»

Цели: Обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения данной темы. Обогащение словарного запаса учащихся. Формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употребление синонимов, антонимов. Воспитание потребности пользоваться словарём

«Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ».

К. Паустовский

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Вступительное слово учителя:

«В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мед, а ко всему липнут» (слова).

-Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова.

-Учитель: Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика).

- О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?

II. Объявление темы и цели урока . Оформление темы в тетрадях.

III. Повторение изученного.

-Учитель: В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова - братья, близкие по значению.

- Что это за слова?

а) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).

-УЧИТЕЛЬ: Одного брата зовут Смелый.

- А как зовут других братьев? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).

- Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен сильнее (на доске записаны слова):

Большой -… теплый -…

Влажный -… хороший-…

Прохладный -… беспокойный-…

б) Жильцов квартиры № 2

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

- Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый.

- АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).

- Учитель: Что же такое антонимы?

- Учитель: Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло им письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:

«Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…». (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, образованными, волевыми).

в) Учитель: А теперь, ребята, мы познакомимся с жильцами квартиры № 3. Они очень любят читать журналы и в них юмористические рассказы. Один из них они попросили прочитать вам, чтобы вы отгадали их имена:

Юмореска

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…

(И. Верзилин).

- Учитель: Какие же слова живут в квартире № 3?

г)- ОМОНИМЫ (повесить табличку на доску).

- Учитель: А что такое омонимы?

- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения в этими словами. (работа в тетрадях для схем) .

- Это ваше художественное творчество. Подберите ЛЗ слова «художественный». Художественный - значит «образный».

- С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания юмора)

Учитель: Подскажите мне, сколько омонимов в стихотворении?

Облачка уже красны,

Смотрят сосны:

Лихо прыгают козлы

Через козлы.

Крикнут филин:

- Я сего

Не одобрил дела.

Ну-ка марш козлы в село!

Солнце село.

- Как называются такие омонимы? (козлы- омографы, село - омоформы).

( Омографы: слова одной части речи, пишутся одинаково, но слышатся по-разному, и омоформы - слова, которые одинаково пишутся, но относятся к разным частям речи).

Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,

А прежде, чем на второй этаж подняться,

Нужно физминуткой заняться.

Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук - «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

Учитель: поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет?

д) - Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

-Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

-Как, с одной- то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой.

- Учитель:Так кто же живет в квартире №4? ( многозначные слова)

-Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).

-Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка девочки).

- Что их объединяет? (верх чего- либо).

-А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)

-Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички)

д) Учитель:А под самой крышей находится мансарда.

- Что это такое?

- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши. Там идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский).

- Учитель: Какие слова могут такое?

- Слова с переносным значением (повесить карточку на доску).

Учитель: запишите стихотворение и найдите слова с переносным значением, определите средство выразительности:

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

- Для чего автор использует слова с переносным значением?

(описать природу как живую).

- Как называется художественное средство? (олицетворение)

- А дома вы продолжите работу с тропами: выписать из стихотворений описание природы, найти и подписать олицетворения.

Учитель: Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка.

IV. Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем.

V. Вы узнали о жильцах немало. А что запомнили? Проведем взаимоопрос по схеме. Как всегда, вы самостоятельно оцениваете своего соседа по парте.

- Объясните, почему именно такая отметка?

- Конечно, ребята, я вам доверяю, но мне хотелось бы самой услышать ответы ( у доски отвечает контрольный ученик на вопросы класса).

VII. Итог урока.

-Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.

- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Лексический диктант ( по толкованию, т.е. лексическому значению, определить нужно понятие и записать одним словом)

  • Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника ( айсберг)

  • Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей ( пылесос)

  • В иголках бугорок мышку поволок ( ёжик)

  • Запас слов и выражений человека ( лексикон)

Ребята, я рада, что Вы ответили на мои вопросы. Но где нам найти толкование слов, которые мы услышали впервые? (в словарях)

  • Сколько необходимо слов для общения? (4-5 тыс.)

  • Какие словари толковые Вы знаете? (самые известные, объёмные). (словарь Ожегова, 57 тыс. слов; 4-х томник Д. Ушакова, 85 тыс. слов; 17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов; толковый словарь Даля, 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц)

Работа в тетрадях.

Составить словосочетания с прилагательным мягкий.

мягкий мох (нежёсткий - основное значение), мягкий свет, мягкий характер, мягкая вода, мягкий климат /

  • Что же происходит? Как называется такое явление? (однозначность; многозначность)

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уроды, здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Б. Черкасов) (антонимы)

Продолжить пословицы:

Молод годами, да стар делами.

Любишь кататься …

Лучше горькая правда …

Не было бы счастья …

Не верь началу, верь …

Работа со словарём: привести примеры однозначных и многозначных слов (пары слов).

Тестовая работа.

1.Все слова языка (лексика).

2.Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).

3.Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

4.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

5.Слова с переносным значением (метафоры).

6.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

7.Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы).

8.Слова, противоположные по значению (антонимы).





Бирск-2014

© 2010-2022