- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе
Урок по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Руссу А.Н. |
Дата | 26.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход урока:
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.
-
Мы с вами продолжаем изучать произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Домашним заданием было выделить композиционные части текста.
-
Жанр произведения - повесть - быль ;
-
Экспозиция - описание окрестностей Москвы;
-
Завязка - встреча Лизы, бедной девушки, с дворянином Эрастом;
-
Кульминация - случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит её оставить его в покое, так как он женится;
-
Развязка - гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разрешить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком.
Актуализация ЗУМ.
-
тема: «Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями»
-
задача наша - проанализировать и создавать т - ты различных функционально - стилистических типов;
выделять и правильно произносить литературные термины;
оценить события и поступки героев;
продолжаем развивать навык сотрудничества;
воспитывать в себе такое нравственное качество, как ответственность за свои поступки перед людьми;
-
Словарная работа ( Работа с толковым словарём).
Конфликт - , нравственность - , нравственный - , ценности - , традиции - , демократичность
-
Музыкальное сопровождение (И. Гайдн)
Индивидуальное д. з. Читает ученик:
Николай Михайлович Карамзин, известен как историк, критик, журналист, но ,прежде всего - как талантливый писатель, основоположник нового направления- сентиментализма.
Был членом «Дружного учёного общества», целью которого было распространение и появление морального общества.
Автор, по мнению Карамзина, должен обладать чувствительным, нежным сердцем, способным чутко откликаться на страдания людей.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
-
Слово учителя:
- Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе 18 века
Определяющую роль играют чувства
- Какими вы видите, представляете своих героев?
-
Иллюстрации. Выбор портретов.
- Вот какими представляют себе героев Карамзина художники 19 века - Кипренский и Епифанов.
- Какими качествами наделена Лиза?
- Какими качествами наделяет автор Эраста?
Лиза - прекрасная, любезная, робкая.
Отец её был очень трудолюбивым человеком , но скоро он умер. Мать Лизы от горя
слегла. Пришлось 15 - летней Лизе взять на себя все хлопоты. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.
Эраст - довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах.
Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить свет.
Усвоение и применение ЗУМ.
- Составьте характеристику по синквейну
«Синквейн»
-
Лиза
Эраст
-Любезная, робкая
-Ткала, собирала, влюбилась
-«Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою…
-бедняжка, девушка
-богатый, ветреный
- развлекался, обманул, проиграл
-«Обстоятельства изменились, я должен жениться, оставь меня в покое…»
-эгоист, трус, обманщик
- Какой литературный приём использовал автор? (антитеза)
- Подберите синоним к слову антитеза. (противопоставление)
-Как называют противопоставление и антитезу в русском языке? (синонимы)
- Подберите антонимы к данным словам:
-
сентиментальный
-
искренность
-
трудолюбие
-
честь
-
богатство
Беседа:
- От какого лица идёт повествование?
-Мы узнаём, что это быль. Как добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
-
Презентация. Показ Симонова монастыря, окрестностей Москвы.
- Какой мы видим главную героиню в родительском доме, в семье?
-Чему смогли научить её отец с матерью?
-Что узнаём об Эрасте до встречи с Лизой?
-Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко изменилось?
-Осуждает ли автор Эраста?
-Наше отношение к Эрасту.
-В чём мы видим конфликт в этой повести?
( Лиза, потрясённая обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула. Для Лизы жизнь без Эраста не существует. )
- Думала ли Лиза по - настоящему о свое матери?
- Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
- Как мы относимся к Лизиному поступку?
-
Чтение высказываний (на доске)
- К кому относятся высказывания?
Выводы:
- Лиза - олицетворение природы , оказалась сильнее характером чем Эраст. Лиза - символ добра.
- Эраст - носитель культуры города, символ зла.
- Каким эпитетом наделяет автор героиню?
- Задумайтесь над смыслом эпитета, это уровень материального достатка или несчастная судьба героини?
- Проявляется ли в эпитете авторское отношение к героине?
Слово учителя:
- После выхода в свет повести, фраза «и крестьянки любить умеют» стала крылатой…
- Как вы её понимаете?
Обсуждение в группах.
Выводы:
Показан конфликт человеческой души, для которой не существует социальных условностей.
Человек богат своими истинными чувствами.
Подлинное благородство не обеспечивает дворянским происхождением.
Игра
- В этом конвертике смешались черты, представители 2 - х литературных направлений.
Ваша задача - распределить черты, представителей и их литературное творение:
Применение обобщённых ЗУН в нов. условиях.
-
2 - е музыкальное сопровождение
-
Слово учителя:
Работа в группах
-Наши дни, актуальна ли тема в наше время?
-Нарушаются ли нравственные традиции в современном мире?
- Остаётся ли любовь тем чувством переживания, той болью, которую не вырвешь из сердца?
- Если бы вы на мгновение встретили нашу героиню, Лизу, какие бы слова, фразы вы подобрали бы, чтобы убедить её в том чтобы она не совершила этот поступок?
-
по окончании музыки уч - ся читают свои фразы
Итог урока:
Выводы учителя:
- Да, ребята, демократичность сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто ограждён богатством и знатностью от труда , обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди , привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключается прогрессивный характер сентиментализма.
Пожелание уч-ся словами В. А. Сухомлинского:
«Вы живёте среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо»…
Информация о домашнем задании:
-
Написать сочинение - рассуждение на тему
-
«И крестьянки любить умеют…»
-
«Лиза и Эраст - противоположность характеров»
-
-
Составить презентацию по произведению «Бедная Лиза». В качестве материала можете использовать красоту природы нашего села.
Контроль и самоконтроль