Урок по литературе

Самоанализ урока Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя. Мирило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. Сухомлинский В. А. ·9 класс, урок русской литературы. · Тема урока: « Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями» · Тип урока: урок комплексного применения ЗУН. · Данный урок является заключительным по творчеству Карамзина, на этом уроке закрепили понятия о сентиментализме и классицизме, учащиеся усвоили и это очень важно, так как следующее литературное направление романтизм, и задача учащихся- уметь классифицировать черты литературных направлений. · Характеристика класса: При планировании урока учитываю способности учащихся и стараюсь разнообразить дифференцированными заданиями, планирую работу – подбор материала к возрасту учащихся, их психологическим особенностям. · Триединая цель урока: ü обучающая: анализировать и создавать т – ты различных функционально – стилистических типов; выделять и правильно произносить литературные термины; ü развивающая: оценивать события и поступки героев; развивать навык сотрудничества; ü воспитательная: способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми. Цели урока были достигнуты, соответствуют требованиям куррикулума для данного класса. · Формы и методы соответствуют целям и урока. Использовались такие методы, как словесные, наглядные , проблемно – поисковые, практические. v Объяснительно – иллюстрированные: Ø пути решения конфликта, уч – ся внимательно следили за ходом мыслей учителя, размышляли, переживали, и, тем самым, включились в атмосферу поискового мышления. v Эвристический метод (использовался для подготовки уч – ся к самостоятельному решению познавательных проблем.) v Методы стимулирования и мотивации: Ø дискуссии; Ø создание эмоционально – нравственных ситуаций; Ø познавательная игра. · Время распределила на все этапы рационально, но использовала нерационально: потратила много времени на проверку домашнего задания, на комментирование иллюстраций; презентация тоже заняла на 1 мин. больше времени, словарная работа на 2. Переход этапов был сопровождён музыкой и использованием современных методов. Урок творческий, логический. · Отбор дидактических материалов соответствует целям и темам урока. Ø Музыка (для достижения поставленных целей) австрийского композитора Й. Г. представителя сентиментализма в муз. искусстве, современник Карамзина Ø Музыка Dj Tiesto (Titanic Remix) классика + современное направление наши дни. Ø Принадлежности: © Постеры, ручки, маркеры – для выражений творческих способностей учащихся; © Портрет Н. М. Карамзина, знакомство с писателем классиком, воспитание культуры, вкусы учащихся; © Карточки - чрез «кластеры» происходит закрепление материала Ø ТСО – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому © Высказывания и крыл – е выр – я соответствовали теме урока и характеризовали обсуждаемых личностей · Психологическая атмосфера: Ø создание языковой и творческой среды; Ø оформление классной доски; Ø использование таблиц, наглядностей, презентаций; Ø создание доброжелательной атмосферы через беседу и использование различных приёмов и методов; Ø чувствовалась скованность уч – ся, они на уроках активнее. · Результат урока: урок цели достиг, тема нравственности и анализ поступков раскрыта и проанализирована; объём работы выполнен большой. · Задачи урока удалось реализовать все.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока:

Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

  • Мы с вами продолжаем изучать произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Домашним заданием было выделить композиционные части текста.

  • Жанр произведения - повесть - быль ;

  • Экспозиция - описание окрестностей Москвы;

  • Завязка - встреча Лизы, бедной девушки, с дворянином Эрастом;

  • Кульминация - случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит её оставить его в покое, так как он женится;

  • Развязка - гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разрешить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком.

Актуализация ЗУМ.

  • тема: «Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями»

  • задача наша - проанализировать и создавать т - ты различных функционально - стилистических типов;

выделять и правильно произносить литературные термины;

оценить события и поступки героев;

продолжаем развивать навык сотрудничества;

воспитывать в себе такое нравственное качество, как ответственность за свои поступки перед людьми;

  • Словарная работа ( Работа с толковым словарём).

Конфликт - , нравственность - , нравственный - , ценности - , традиции - , демократичность

  • Музыкальное сопровождение (И. Гайдн)

Индивидуальное д. з. Читает ученик:

Николай Михайлович Карамзин, известен как историк, критик, журналист, но ,прежде всего - как талантливый писатель, основоположник нового направления- сентиментализма.

Был членом «Дружного учёного общества», целью которого было распространение и появление морального общества.

Автор, по мнению Карамзина, должен обладать чувствительным, нежным сердцем, способным чутко откликаться на страдания людей.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  • Слово учителя:

- Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе 18 века

Определяющую роль играют чувства

- Какими вы видите, представляете своих героев?

  • Иллюстрации. Выбор портретов.

- Вот какими представляют себе героев Карамзина художники 19 века - Кипренский и Епифанов.

- Какими качествами наделена Лиза?

- Какими качествами наделяет автор Эраста?

Лиза - прекрасная, любезная, робкая.

Отец её был очень трудолюбивым человеком , но скоро он умер. Мать Лизы от горя

слегла. Пришлось 15 - летней Лизе взять на себя все хлопоты. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

Эраст - довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах.

Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить свет.

Усвоение и применение ЗУМ.

- Составьте характеристику по синквейну

«Синквейн»

Лиза

Эраст

-Любезная, робкая

-Ткала, собирала, влюбилась

-«Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою…

-бедняжка, девушка

-богатый, ветреный

- развлекался, обманул, проиграл

-«Обстоятельства изменились, я должен жениться, оставь меня в покое…»

-эгоист, трус, обманщик

- Какой литературный приём использовал автор? (антитеза)

- Подберите синоним к слову антитеза. (противопоставление)

-Как называют противопоставление и антитезу в русском языке? (синонимы)

- Подберите антонимы к данным словам:

  • сентиментальный

  • искренность

  • трудолюбие

  • честь

  • богатство

Беседа:

- От какого лица идёт повествование?

-Мы узнаём, что это быль. Как добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?

  • Презентация. Показ Симонова монастыря, окрестностей Москвы.

- Какой мы видим главную героиню в родительском доме, в семье?

-Чему смогли научить её отец с матерью?

-Что узнаём об Эрасте до встречи с Лизой?

-Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко изменилось?

-Осуждает ли автор Эраста?

-Наше отношение к Эрасту.

-В чём мы видим конфликт в этой повести?

( Лиза, потрясённая обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула. Для Лизы жизнь без Эраста не существует. )

- Думала ли Лиза по - настоящему о свое матери?

- Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?

- Как мы относимся к Лизиному поступку?

  • Чтение высказываний (на доске)

- К кому относятся высказывания?

Выводы:

- Лиза - олицетворение природы , оказалась сильнее характером чем Эраст. Лиза - символ добра.

- Эраст - носитель культуры города, символ зла.

- Каким эпитетом наделяет автор героиню?

- Задумайтесь над смыслом эпитета, это уровень материального достатка или несчастная судьба героини?

- Проявляется ли в эпитете авторское отношение к героине?

Слово учителя:

- После выхода в свет повести, фраза «и крестьянки любить умеют» стала крылатой…

- Как вы её понимаете?

Обсуждение в группах.

Выводы:

Показан конфликт человеческой души, для которой не существует социальных условностей.

Человек богат своими истинными чувствами.

Подлинное благородство не обеспечивает дворянским происхождением.

Игра

- В этом конвертике смешались черты, представители 2 - х литературных направлений.

Ваша задача - распределить черты, представителей и их литературное творение:

Применение обобщённых ЗУН в нов. условиях.

  • 2 - е музыкальное сопровождение

  • Слово учителя:

Работа в группах

-Наши дни, актуальна ли тема в наше время?

-Нарушаются ли нравственные традиции в современном мире?

- Остаётся ли любовь тем чувством переживания, той болью, которую не вырвешь из сердца?

- Если бы вы на мгновение встретили нашу героиню, Лизу, какие бы слова, фразы вы подобрали бы, чтобы убедить её в том чтобы она не совершила этот поступок?

  • по окончании музыки уч - ся читают свои фразы

Итог урока:

Выводы учителя:

- Да, ребята, демократичность сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто ограждён богатством и знатностью от труда , обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди , привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключается прогрессивный характер сентиментализма.

Пожелание уч-ся словами В. А. Сухомлинского:

«Вы живёте среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо»…

Информация о домашнем задании:

  1. Написать сочинение - рассуждение на тему

    1. «И крестьянки любить умеют…»

    2. «Лиза и Эраст - противоположность характеров»

  2. Составить презентацию по произведению «Бедная Лиза». В качестве материала можете использовать красоту природы нашего села.


Контроль и самоконтроль



© 2010-2022