• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и с учётом программы С. И. Львовой (С. И. Львова

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и с учётом программы С. И. Львовой (С. И. Львова

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и с учётом программы С. И. Львовой (С. И. Львова. Программа по русскому языку для 5-9 классов (М.: Мнемозина, 2012)), в которой отражены современные подходы к обучению, заложенные в новых образовательных стандартах. .Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и с учётом программы С. И. Львовой (С. И. Львова. Программа по русскому языку для 5-9 классов (М.: Мнемозина, 2012)), в которой отражены современные подходы к обучению, заложенные в новых образовательных стандартах.

.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  • Особенности программы

  • Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, который заключается в синтезе процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков.

  • Особенность курса - нацеленность на овладение всеми видами речевой деятельности (аудирования, письма, говорения). Основной единицей обучения является текст.

  • В программе учтен принцип преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.

  • В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции, что позволяет реализовать внутрипредметные связи, то есть рассматривать каждое языковое явление в связи с другими языковыми явлениями. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического применения.

  • Коммуникативная направленность выражается в более глубоком внимании к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к родному языку. Этому способствует демонстрация эстетической функции русского языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

  • Отличительная особенность - внимание к вопросам истории русского языка, обращение к этимологии.

  • Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению и культурологический аспект в обучении родному языку (использование сведений по истории языка и русистика, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии и т.д.).

  • В целом курс направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развития мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой и коммуникативной компетенций.

Общая характеристика учебного предмета


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе завершается работа по формированию и развитию. Коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета, на успешную сдачу ГИА по русскому языку. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Планирование тем и структуры уроков направлено на подготовку девятиклассников к ГИА. С этой целью уроки развития речи будут направлены на формирование умения писать полные и сжатые изложения, сочинения на лингвистические темы. Работа над сочинениями будет проводиться непосредственно после изучения соответствующих тем, чтобы учащиеся могли, используя полученные знания применить при написании сочинений. Так как количество часов, отведённое на изучение русского языка в IX классе, недостаточно для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА, основная работа по подготовке к выполнению части С будет проводиться на занятиях элективных курсов «Развивай дар слова» и «Трудные вопросы русского языка».

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Место учебного предмета


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе - 68 часов (2 часа в неделю). В соответствие с учебным планом на изучение русского языка в 9 классе отводится 2 часа в неделю - 66 часов.

Требования к уровню подготовки выпускников

за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать:

  1. изученные разделы науки о языке;

  2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

  3. основные единицы языка, их признаки;

  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  4. адекватно понимать информацию устного сообщения;

  5. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  6. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

  7. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  8. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  9. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  10. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

  11. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  12. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  13. владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  14. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).


Учебно-тематический план


Название раздела

Темы

Кол. час.

Практическая часть

Формы контроля

Дикт.

Соч.

Изл.

Русский литературный язык

1


Повторение изученного в 5-8 классах

6


Фонетика, словообразование, лексика


Тестирование

Грамматика: морфология и синтаксис


Комплексный анализ текста (у. 93)

Правописание: орфография и пунктуация


1

Подготовленный диктант (у.112)

Письмо по памяти (у. 122)

Орфографический минимум (у. 142) Входящий контроль (диктант)

Текстоведение

1

Сочинение-рецензия (у. 181)

Орфографический минимум (у. 194)

Обучающее сжатое изложение (у. 154)

Синтаксис и пунктуация



Сложное предложение как единица синтаксиса


Обучающее сжатое изложение

Взаимодиктант (у. 200)

Сложносочиненное предложение

8

1

Рецензия

2

Самостоятельная работа по теории

Сочинение-миниатюра (у. 237)

Орфографический минимум (у. 243)

Контрольная работа № 2 (административная полугодовая). Диктант с языковым анализом текста.

Сложноподчиненное предложение

24

1

2 домашние

1

сжатые

Самостоятельная работа по теории

Орфографические минимумы (у. 340, 392, 490, 517)

Письмо по памяти (2 упражнения)

Сочинения-миниатюры (4 упражнения)

Обучающее сжатое изложение.

Контрольная работа № 3. Сжатое изложение с элементами сочинения.

Контрольная работа № 4. Сжатое изложение с элементами сочинения.

Бессоюзное сложное предложение

9

1

4

Самостоятельная работа по теории

Письмо по памяти (у. 533)

Орфографические минимумы (у. 573)

Контрольная работа № 5. Диктант с языковым анализом текста

Сложное предложение с разными видами связи

4

1

Письмо по памяти (у. 579)

Комплексный анализ текста (у. 585)

Синтаксические конструкции с чужой речью

3

1

Самостоятельная работа по теории

Орфографический минимум (у. 647)

Повторение

7

1

Контрольная работа № 6. Сжатое изложение и сочинение на лингвистическую тему.











Учебно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения









План

Факт

1

Международное значение русского языка

1

Изучение нового материала

Лекция, запись основных положений лекции, просмотр презентации, выполнение упражнений


Знать, в каких странах русский язык используется как международный, уметь конспектировать

Написать сочинение-миниатюру «Язык мой - друг мой»

2.09


2

Комплексное повторение материала, изученного в 5-8 классах


1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа с текстом, комплексное повторение материала по орфографии, пунктуации, синтаксису

Оценка за ответы на уроке, выполнение проверочной работы

Уметь выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений, пунктуационный разбор

Повторить материал по фонетике, лексике, фразеологии; подготовиться к орфоэпическому диктанту (упр. 9 устно, словарь); выполнить задания к данному тексту (работа по карточкам)

5.09


3

Повторение

Фонетика, лексика и фразеология

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение фонетического разбора слов, орфоэпический диктант, составление словосочетаний с паронимами, фразеологизмами, выполнение упражнений по учебнику

Оценка за ответы на уроке, за выполнение орфоэпического диктанта

Подготовка к ГИА, уметь выполнять задания ГИА по фонетике, лексике, фразеологии

С. 4-7; упр. 19 (устно), упр. 15, 16, 18


9.09


4

Морфемика. Словообразование

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение материала по морфемике; морфемный и словообразовательный разбор слов; выполнение упражнений из учебника из сборника по подготовке к ГИА

Оценка за ответы на уроке, за выполнение практической работы

Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разборы, подготовка к ГИА

С. 8-10, повторить материал о частях речи, упр. 26, 27, 28

12.09


5

Морфология

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение основных правил правописания самостоятельных и служебных частей речи, выполнение упражнений из учебника, работа по перфокартам, словарная работа

Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений.

Выполнение работы на перфокартах

Подготовка к ГИА, уметь выполнять задания ГИА по морфологии

С. 10-13; упр. 35, 38

Тест №1, вариант 2 на с.7

16.09


6

Синтаксис словосочетания и простого предложения

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Синтаксический разбор простого и сложного предложений; выполнение упражнений из учебника; практическая работа; словарная работа

Оценка за ответы на уроке, за выполнение практической работы

Уметь выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений, составлять их схемы, развивать речь

С. 13-19; упр. 46 (устно), упр. 47-48

Тест №2, вариант 3 на с.11

19.09


7

Диктант с грамматическим заданием

1

Контрольный урок

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий

Оценка за выполненную работу

Уметь применять полученные знания на практике

Повторить материал о типах и стилях речи

23.09


8

Р/Р

Текст, типы и стили речи

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Просмотр презентации по теме урока, выполнение упражнений, работа с тексами, творческая работа

Оценка за ответы на уроке, за выполнение творческой работы

Подготовка к ГИА; развивать умение работать с инструкциями; использовать в речи средства выразительности

Составить небольшие тексты о книге различного типа речи: описание, рассуждение, повествование или различного стиля речи: художественного, публицистического, научного.

26.09



Сложное предложение









9

Основные виды сложных предложений

1

Изучение нового материала

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упражнений по учебнику; словарная работа, синтаксический разбор сложных предложений, тест

Оценка за ответы на уроке, за выполнение теста

Уметь определять виды сложных предложений, выполнять синтаксический разбор

С. 20-22; упр. 53; составить предложения с новыми словами на с.22

30.09


10

Р/Р

Способы сжатия изложения содержания текста

1

Изучение нового материала

Просмотр презентации, записи в справочники основных положений материала презентации, работа по учебнику, практическая работа

Оценка за ответы на уроке, за практическую работу

Знать основные способы сжатия текста: удаление лишнего, упрощение, замена одних синтаксических конструкций другими. Уметь сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего. Подготовка к ГИА

С. 23-26; составить тезисы предложенного текста (по карточкам)

3.10


11

Сложносочинённые предложения.

Основные группы ССП по значению и союзам

1

Изучение нового материала

Работа по таблице, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

Оценка за ответы на уроке, за выполнение проверочной работы

Уметь определять основные группы ССП по значению и союзам, развивать пунктуационные навыки.

Подготовка к ГИА

С. 27-28

Упр. 60, 61

Тест №1, вариант 2 на с. 21

7.10


12

Знаки препинания в ССП

1

Изучение нового материала

Практическая работа, анализ предложений, конструирование предложений по схемам, работа над речевыми нормами, тест

Оценка за ответы на уроке, за выполнение теста и практическую работу

Развивать пунктуационные навыки, умение различать простые предложения с однородными членами и ССП

Подготовка к ГИА

Индивидуальная работа по карточкам

Тест №1,

вариант 3-4

на с.22-24

10.10


13

Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП

1

Изучение нового материала

Практическая работа, выполнение упражнений из учебника, конструирование предложений, проверочная работа (тест)

Оценка за ответы на уроке, за выполнение проверочной работы

уметь создавать тексты-повествования с использованием ССП, конструировать предложения по схеме., развивать пунктуационные навыки

Упр. 69, 71

14.10


14

Разделительные знаки препинания в ССП

1

Комбинированный урок

Запись в справочники дополнительного материала по теме, практическая работа, творческая работа, выполнение заданий ГИА и ЕГЭ

Оценка за выполнение практической работы

Развивать умение применять полученные знания на практике,

уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор


Индивидуальная работа по карточкам

Тест №2,

вариант 2-3 на с.27

17.10


15

Р/Р

Рецензия на книгу Структура текста

1

Изучение нового материала

Слово учителя, запись основных положений в справочники, работа по учебнику, работа по текстам рецензий


Знать особенности жанра, уметь составлять план рецензии, уметь писать заключение и вступление к сочинению, уметь отбирать литературный материал в связи с учебной задачей и систематизировать его. Уметь составлять план, собирать материал


Упр. 74, 75, 76

21.10



16

Р/Р

Рецензия на прочитанную книгу


1

Изучение нового материала

Практическая работа: написание рецензии на прочитанную книгу

Оценка за письменную работу

Уметь создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие

Завершить работу над рецензией

24.10


17

Повторение по теме «Сложносочинённые предложения»

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение материала по теме «ССП», выполнение заданий различного уровня, компьютерное тестирование (лингвистический тренажёр «Фраза»), работа по карточкам

Оценка за практическую работу, за тестирование

Тест №3,

вариант 2-4 на с. 33

28.10


18

Тест по теме «Сложносочинённые предложения»

1

Контрольный урок

Выполнение тестовых заданий

Оценка за тест

Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно

оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа. Развивать умение применять полученные знания и умения на практике; логически рассуждать при выборе ответа.

Тест №4,

вариант 2-3 на с.40



31.10


19

Сложноподчинённые предложения.

Строение CПП

1

Изучение нового материала

Повторение пройденного материала, работа по таблице, работа со справочниками и учебником, тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами

Оценка за ответы на уроке, за выполнение тренировочных упражнений

Развивать умение находить главную и придаточную часть в СПП, правильно ставить знаки препинания, развивать логическое мышление

С.37-38

Упр.79, 80, создать устное или письменное рассуждение «Что общего имеют ССП и СПП и чем они различаются?»

11.11


20

Место придаточного предложения по отношению к главному

1

Изучение нового материала

Работа по учебнику, тренировочные упражнения, словарная работа, конструирование предложений, составление схем СПП

Оценка за ответы на уроке, за выполнение задания по конструированию предложений

Развивать пунктуационные навыки, умение правильно определять главную и придаточную части в СПП.

Развивать речь учащихся

С. 41; упр. 84-85

14.11


21

Средства связи частей СПП, союзы и союзные слова

1

Комбинированный урок


Составление таблицы, тренировочные упражнения, конструирование предложений

Оценка за ответы на уроке, за выполнение заданий разного уровня и содержания

Развивать умение различать союзы и союзные слова, конструировать предложения по заданным схемам. Подготовка к ЕГЭ

Составить предложения по заданным схемам, материал учебника

на с. 38, упр. 87 (1 и 2 части)

тест №1, вариант 2 на с.53

18.11


22

Р/Р Сжатое изложение «Этимология одного слова

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа над сжатым изложением исходного текста

Оценка за изложение

Развивать умение сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего материала, заменять одни синтаксические конструкции другими.

Подготовка к ГИА

Закончить работу над изложением, записать окончательный вариант в тетрадь

21.11


23

Основные группы CПП по их значению.

CПП с придаточными определительными

1

Урок изучения нового материала

Работа по учебнику, синтаксический разбор предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по заданным схемам, словарная работа

Оценка за выполнение заданий по данной теме

Развивать умение находить придаточные определительные в тексте (подготовка к ЕГЭ), конструировать предложения, развивать речевую грамотность

Материал учебника

на с.43-45;

упр. 93, 94, 95

тест №2, вариант 3

25.11


24

CПП с придаточными определительными

1

Комбинированный урок

Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, конструирование предложений

Оценка за выполнение заданий по данной теме

Развивать умение конструировать предложения, находить СПП с придаточными определительными в тексте, производить замену причастных оборотов придаточными определительными. Подготовка к ЕГЭ

Выписать из текста упр. 102 СПП с придаточными определительными, найти предложения с причастными оборотами, перестроить их в СПП с придаточными определительными, упр. 101 (составить предложения по данным схемам),

28.11


25

CПП с придаточными изъяснительными

1

Урок изучения нового материала

Повторение о дополнении, синтаксический разбор предложений, работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, работа с текстом

Оценка за выполнение заданий по данной теме в ходе урока

Развивать умение находить СПП с придаточными изъяснительными в тексте (подготовка к ЕГЭ), конструировать предложения по заданным схемам, развивать речевую грамотность

Материал учебника

на с. 51

упр. 113, 116

тест №3,

вариант 2-3

2.12


26

CПП с придаточными изъяснительными

1

Комбинированный урок

Выполнение тренировочных упражнений, конструирование предложений по заданным схемам, работа с текстом, проверочная работа

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, оценка за проверочную работу

Развивать умение применять полученные знания на практике, конструировать предложения, логически рассуждать.

Подготовка к ЕГЭ

Материал учебника

на с. 51,

упр. 119, составить и записать предложения со словами в рамках на с. 56

5.12


27

Р/Р

Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»

1

Урок изучения нового материала

Составление схемы написания сочинения на лингвистическую тему, выполнение заданий из материалов ГИА, чтение и рецензирование готовых сочинений по данной теме

Оценка за сочинение (домашняя работа)

Развивать речевую грамотность, умение писать сочинение на лингвистическую тему.

Подготовка к ГИА

Написать сочинение «Зачем нужны запятые?», используя исходный текст, предложенный учителем

9.12


28

CПП с придаточными обстоятельственными

1

Урок изучения нового материала

Работа по таблице на с. 57-58; повторение пройденного материала об обстоятельствах, тренировочные упражнения, синтаксический разбор сложных предложений, составление их схем.

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке

Развивать речевую грамотность, умение различать СПП с придаточными обстоятельственными, находить их в тексте

Материал учебника на с. 57-59

Работа по карточкам (определить вид СПП, составить схемы), подготовиться к словарному диктанту (повторить правописание слов по своему словарю)

12.12


29

CПП образа действия и степени

1

Комбинированный урок

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за словарный диктант

Развивать орфографическую зоркость, пунктуационные навыки, речевую грамотность

Материал учебника на с. 60: упр. 130, 131, 133

16.12


30

CПП с придаточными места

1

Комбинированный урок

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, конструирование предложений по заданным схемам, проверочная работа

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за проверочную работу

Развивать речевую грамотность, умение конструировать предложения по заданным схемам

Материал справочника,

упр. 136, 137, 138 (конструирование предложений по схемам, по данному началу)

19.12


31

CПП с придаточными времени

1

Комбинированный урок

Повторение пройденного материала, проверочная работа, выполнение упражнений из учебника, конструирование предложений

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за проверочную работу

Развивать речевую грамотность, умение конструировать предложения по заданным схемам, находить СПП с различными видами придаточных в тексте (подготовка к ЕГЭ)

Упр. 144, 145,

Составить СПП и ССП со словами в рамках на с. 67

Тест №4,

вариант 3-4 на с.74

23.12


32

Р/Р

Сочинение-рассуждение о родном крае


1

Контрольный урок

Работа текстом из упражнения 150, словарная работа, подготовка к написанию сочинения-рассуждения по упр. 151

Оценка за сочинение (домашняя работа)

Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения-рассуждения.

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Написать сочинение-рассуждение о природе родного края (упр. 151)


26.12


33

CПП с придаточными условия и причины

1

Комбинированный урок

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, конструирование предложений, работа над выразительностью речи, синтаксический разбор предложений, словарная работа

Оценка за ответы и выполнений заданий на уроке

Развивать речевую грамотность, конструировать предложения по заданным схемам, совершенствовать пунктуационные навыки

Материал учебника

на с. 70-73

Упр. 156 (2 часть), 160 (конструирование СПП по схемам)

13.01


34

CПП с придаточными цели

1

Комбинированный урок

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарная работа, проверочная работа (тест)

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за тест

Развивать речевую грамотность, умение конструировать предложения, находить СПП определённого значения в тексте

Материал

на с. 72-73

упр. 165, 166, составить словосочетания со словами на с. 72-73, подготовиться к орфоэпическому диктанту


16.01


35

CПП с придаточными сравнительными

1

Комбинированный урок

Повторение материала о сравнительных оборотах, работа по материалу учебника и таблице, выполнение упражнений на закрепление, конструирование предложений, орфоэпический диктант

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за орфоэпический диктант

Развивать речевую грамотность, умение конструировать предложения, находить СПП определённого значения в тексте.

Подготовка в ГИА и ЕГЭ

Упр. 171-172, материал учебника

на с. 74-77

тест №5,

вариант 3-4 на с. 79

20.01


36

CПП с придаточными уступительными

1

Комбинированный урок

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, работа с текстом, конструирование предложений по заданным схемам, творческая работа, подготовка к написанию рассуждения (упр. 183)

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке

Развивать творческие способности учащихся, умение конструировать предложения, речевую грамотность

Написать мини-рассуждение «Почему нужно много и внимательно читать?»

23.01


37

CПП с придаточными следствия и присоединительными

1

Комбинированный урок

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, синтаксический разбор предложений, словарная работа

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке

Развивать речевую грамотность, совершенствовать пунктуационные навыки, умение выполнять синтаксический разбор предложений

Материал учебника

с. 80-83

упр. 194, 195 (письменно)

упр. 198 (устно)

27.01


38

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения»

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение упражнений различного типа и уровня сложности, практическая работа

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за практическую работу

Развивать умение применять полученные знания на практике при выполнении заданий различного типа и уровня сложности, вести подготовку к ГИА и ЕГЭ

Упр. 196, 197

Тест №6,

вариант 2-3 на с.82

30.01


39

CПП с несколькими придаточными

1

Урок изучения нового материала

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений и заданий из сборника по подготовке к ГИА

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за практическую работу

Развивать умение применять полученные знания при выполнении заданий различного типа и сложности, уметь определять виды связи предложений в составе СПП, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Материал учебника

на с. 85-87

упр. 200 (проанализировать предложения), упр. 202, 203

тест №1,

вариант 3-4 на с.102

3.02


40

CПП с несколькими придаточными

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, тестирование по лингвистическому тренажёру «Фраза»

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за практическую работу

Развивать умение применять полученные знания при выполнении заданий различного типа и сложности, уметь определять виды связи предложений в составе СПП, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Подготовиться к контрольному тесту по теме «СПП»,

Упр. 206

Тест №2,

вариант 2-4 на с.107

6.02


41

Итоговая работа по теме «Сложноподчинённые предложения»

Контрольный тест

1

Контрольный урок

Выполнение тестовой контрольной работы по теме «Сложноподчинённые предложения»

Оценка за выполнение теста

Развивать логическое мышление и умение применять полученные знания на практике

Познакомиться с материалом учебника «Деловые бумаги»

на с. 92-93

10.02


42

Р/Р

Деловые бумаги

1

Урок изучения нового материала

Работа по материалу учебника, запись образцов различных деловых бумаг в справочники, тренировочные упражнения

Оценка за выполнение домашнего задания

Развивать умение составлять автобиографию, заявление, объяснительную записку, резюме

Составить резюме, используя записанную в справочники схему

13.02


43

Бессоюзное сложное предложение

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Синтаксический разбор предложений, работа по материалу учебника и по таблице, выполнение тренировочных упражнений

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке

Развивать речевую грамотность, пунктуационные навыки, находить БСП в тексте


Материал учебника

с. 94-95, упр.215, тест №1,

вариант 2-3 на с.126

17.02


44

Запятая и точка с запятой в БСП

1

Урок изучения нового материала

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке

Развивать речевую грамотность, пунктуационные навыки, находить БСП в тексте


Материал учебника

на с. 96-97

упр. 218, 219

20.02


45

Двоеточие в БСП

1

Урок изучения нового материала

Работа по таблице, тренировочные упражнения, практическая работа по материалам ЕГЭ

Оценка за ответы, выполнение заданий ЕГЭ, практическую работу

Развивать умение определять значение двоеточия в БСП

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Материал учебника на с. 98, упр. 224, составить предложения со словами в рамках на с. 100

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Зачем нужно двоеточие?»

24.02


46

Р/Р

Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужно двоеточие?»

1

Урок совершенствования ЗУН

Работа по памятке написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, реализация домашнего задания (выступления учащихся), работа над сочинением

Оценка за сочинение

Подготовка к ГИА

Развивать умение писать сочинение на лингвистическую тему

Работа с текстом: выписать предложения с двоеточием определить его роль,

упр. 226 (1 часть)

27.02


47

Тире в БСП

1

Урок изучения нового материала

Работа по таблице и материалу учебника, тренировочные упражнения, практическая работа по материалам ЕГЭ

Оценка за ответы, выполнение заданий ЕГЭ и упражнений на закрепление

Развивать умение определять значение тире в БСП

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Материал учебника на с.102, упр. 235, 236, подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Зачем нужно тире?»

Тест №2

3.03


48

Р/Р

Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужно тире?»

1

Урок совершенствования ЗУН

Работа по памятке написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, реализация домашнего задания (выступления учащихся), работа над сочинением

Оценка за сочинение

Подготовка к ГИА

Развивать умение писать сочинение на лингвистическую тему

Работа с текстом: выписать предложения с тире, определить его роль, упр. 240, контрольные вопросы на с. 108

6.03


49

Урок повторения и закрепления по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение упражнений и заданий различного содержания и уровня

Оценка за практическую работу и выполнение заданий на уроке

Подготовка к ГИА и ЕГЭ, развивать логическое мышление и умение применять полученные знания на практике

Тест №3,

вариант 2-4 на с.137

10.03


50

Итоговая работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

Контрольный урок

Выполнение контрольной работы

Оценка за контрольную работу

Подготовка к ГИА и ЕГЭ, развивать умение применять полученные знания на практике

Познакомиться с материалом учебника на с.106, подготовить устный репродуктивный реферат по тексту упр. 242

13.03


51-52

Р/Р

Сочинение-рассуждение по исходному тексту

1

Урок изучения нового материала

Составление памятки написания сочинения-рассуждения по исходному тексту, работа с текстом: определение его проблемы, комментарий, определение позиции автора, аргументация

Оценка за сочинение

Подготовка к ГИА и ЕГЭ, развивать умение писать сочинение-рассуждение по исходному тексту

Написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту

17.03

20.03


53

Сложные предложения с различными видами связи

1

Урок изучения нового материала

Работа по таблице, по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, словарная работа

Оценка за выполнение заданий на уроке

Подготовка к ГИА и ЕГЭ, развивать речевую грамотность

Материал учебника на с.108-110,

Упр. 247, 248

Тест №1 на с.163, вариант 2

3.04


54

Сложные предложения с различными видами связи, задания ГИА и ЕГЭ

1

Урок совершенствования ЗУН

Выполнение упражнений различного уровня и содержания, практическая работа

Оценка за выполнение заданий на уроке, за практическую работу

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Упр. 252, 253, ответить устно на вопрос упражнения 250 (Как я понимаю храбрость?)

Тест №1, вариант 3

7.04


55

Сложные предложения с различными видами связи. Задания ГИА

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение упражнений различного уровня и содержания, практическая работа

Оценка за выполнение заданий на уроке, за практическую работу

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Познакомиться с материалом учебника на с. 114-115, упр. 258, 259

Тест №1, вариант 4

10.04


56

Итоговая контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

Контрольный урок

Выполнение контрольной работы

Оценка за контрольную работу

Подготовка к ГИА и ЕГЭ


14.04



Общие сведения о языке









57

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с материалом учебника (с. 117-120), просмотр презентации, выполнение упражнений

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке

Развивать речевую грамотность, умение выступать перед аудиторией

Упр. 274 (1,2,3 часть)

17.04


58

Русский литературный язык и его стили

1

Урок совершенствования ЗУН

Повторение пройденного материала о стилях речи, работа с текстами, выполнение заданий из материалов ЕГЭ, словарная работа

Оценка за ответы на уроке

Подготовка к ГИА и ЕГЭ, развитие речевой грамотности

Материал учебника на с126-128,

упр. 279, (1 и 2 части), итоговый тест, вариант 1

21.04


59

Контрольный диктант

1

Контрольный урок

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий

Оценка за диктант



24.04



Повторение и систематизация изученного материала









60

Фонетика. Графика. Орфография.

Задания ГИА

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение заданий из материалов ГИА и учебника

Оценка за ответы на уроке и выполнение заданий

Подготовка к ГИА, развивать умение применять полученные знания на практике

Материал учебника на с. 132-139, подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Для чего используется Ь?», используя материал таблицы на с. 135, упр. 293-294

Подготовить сообщение о Д.Н.Ушаклве и Л.В.Щерба

28.04


61

Лексика. Фразеология. Орфография.

Задания ГИА


1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение заданий из материалов ГИА и учебника

Оценка за ответы на уроке и выполнение заданий

Подготовка к ГИА, развивать речевую грамотность и умение применять полученные знания на практике

Материал учебника на с. 140-146, подготовить сообщение о С.И.Ожегове, упр. 310, 313

5.05


62

Морфемика Словообразование. Задания ГИА

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение заданий из материалов ГИА и учебника, работа по карточкам и перфокартам

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке

Подготовка к ГИА, развивать речевую грамотность, применять полученные знания на практике

Упр. 323 (1 и 2 части), 324

8.05


63

Морфология. Орфография.

Задания ГИА

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение заданий из материалов ГИА и учебника, работа по карточкам и перфокартам

Оценка за ответы на уроке и выполнение заданий

Подготовка к ГИА

Развивать речевую грамотность, умение применять полученные знания на практике

Упр. 333 (1 часть), 338, 344

Работа по таблице на с. 157



12.05

15.05


64

Глагол, причастие, деепричастие.

Задания ГИА

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение упражнений из учебника и материалов ГИА, работа по карточкам, проверочная работа

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке, за проверочную работу

Подготовка к ГИА

Развивать речевую грамотность, умение применять полученные знания при выполнении заданий различной формы и сложности


Упр. 353, 356

19.05


65

Наречие, служебные части речи

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выполнение упражнений из учебника и материалов ГИА

Оценка за ответы и выполнение заданий на уроке

Подготовка к ГИА

Развивать речевую грамотность, умение применять полученные задания на практике





Упр. 269-270

22.05


66

Итоговая проверочная работа

1

Контрольный урок

Выполнение контрольного теста

Оценка за тест



22.05


67

Резервный урок









68

Резервный урок












Учебно-методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы.


Для учащихся:

Основная:

 Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8-11 класс. - М.: Аквариум, 1998. - 272 с.

 Лобановская З. Д., Реутская Л. К. Ах! Эти знаки препинания. Практическое пособие по русскому языку с приложениями-словарями. - Спб.: Корона, 1998. - 128 с.

 Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8 - 11 классов. - М.: Эксмо, 2007. - 240 с.

 Львова С. И. Русский язык (5-11 классы): Лингвистические игры. - М.: Эксмо, 2008. - 304 с.

 Русский язык. 9 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 2-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2007.

 Русский язык. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2: справочные материалы: приложение к учебнику / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2007.

 Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? - М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. - 1008 с.

Дополнительная:

 Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995. - 120 с.

 Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1987. - 223 с.

 Гвоздарёв Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. - М.: Просвещение, 1998. - 192 с.

 Иванова В. А., Потихина З. А. Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1990. - 255 с.

 Подгаецкая И. М., Постникова И. И. Необъятный мир слова. - М.: Просвещение, 1995. - 160 с.

Словари:

 Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: «Советская энциклопедия», 1969. - 608 с.

 Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов для школьника. - Екатеринбург, 2005. - 512 с.

 Баш Л. М., Боброва А. В. и др. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Цитадель-трейд, 2006. - 688 с.

 Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Цитадель-трейд, 2007. - 576 с.

 Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 832 с.

 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

Интернет-ресурсы:

Словари:

 sork.ru - Словарь сокращений русского языка

 megakm.ru - Толковый словарь русского языка Ожегова

 slovari.ru - Русские словари (Институт им. Виноградова)

 gramota.ru - Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

 repetitor.1c.ru - Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

 gramotey.ericos.ru - Электронный тренажер «Грамотей»

 klyaksa.country.ru - Грамматический конкурс «Золотая клякса»

 golovolomka.hobby.ru - Головоломки со словами

Для учителя:

Учебники и программы:

 Благова Н. Г. и др. Обучение русскому языку по региональной программе: Пособие для учителей 5-9 кл. - Мурманск, 1996. - 120 с.

 Русский язык. 9 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 2-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2007.

 Русский язык. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2: справочные материалы: приложение к учебнику / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2007.

 Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова - М.: Мнемозина, 2008.

 Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент. Методическое пособие / Сост. Т. М. Оломская, Л. Т. Пантелеева, Р. М. Черных и др. - Мурманск, 2006. - 94 с.

Методические пособия:

 Голуб Н. Б. Тексты диктантов и изложений. - М., 1999. - 126 с.

 Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-11 классы. / Под ред. И. О. Родина, Т. М. Пиминовой. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. - 590 с.

 Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003. - 144 с.

 Степанова Л. С., Маслова И. Б. Русский язык. ГИА 2009. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные ресурсы:

 ruscenter.ru - РОФ «Центр развития русского языка»

 1september.ru - Электронные версии газеты «Русский язык»

 slovesnikk.ru - Сайт о русской словесности

 ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)

 edu.ru - образовательный портал

 center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»

24


© 2010-2022