Как делить слова на слоги?

Конспект урока по русскому языку для 1-го класса УМК «Школа России», Тема: « Как делить слова на слоги?» Урок повторения. + карточки ( раздаточный материал ) Урок составлен в соответствии с ФГОС. Физ.минутка не прилагается, так как использовалось видео. На уроке использованы различные виды деятельности. Учтены возрастные особенности детей. Цель урока: Закрепление умения правильно определять кол-во слогов в слове и умения правильно их называть.Задачи:    Обобщить представление о слоге как части с... Развить умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв. Сформировать каллиграфические навыки письма, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс:

1 «А»

Предмет:

Русский язык

Тема:

«Как определить сколько в слове слогов?»

Цель:

Закрепление умения правильно определять кол-во слогов в слове и умения правильно их называть.

Задачи:

Обобщить представление о слоге как части слова

Развить умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв.

Сформировать каллиграфические навыки письма, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

УУД (формируемые):

Личностные:

- чувство необходимости учения (Л-1),

- формируется собственная точка зрения (П-2),

- формируются познавательные мотивы и интересы (Л-3).

Познавательные:

- Научить ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике (П-1),

- Научить сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу (П-2),

- Научить определять умения, которые будут сформированы на основе изученного (П-3).

Коммуникативные:

- Научить соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить (К-1),

- Научить понимать речевое обращение другого человека.

Слушать и понимать речь других (К-2),

- Научить читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное (К-3).

Регулятивные:

- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно (Р-1),

- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р-2).

Планируемый результат:

Научиться различать количество слогов в слове по количеству гласных букв.

Научиться правильно обозначать слоги в словах.

Тип урока:

Урок актуализации знаний и умений.

Межпредметные связи:

Окружающий мир.

Оборудование:

Доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Этапы урока

Содержание

Примечания



1. Орг.момент.

( 1 мин.)





2. Минутка чистописания.

( 3 мин.)















3. Актуализация знаний

( 5 мин.)



























4. Работа с учебником.

( 15 мин.)

































5.Физ. минутка

( 1 мин.)



6.

Работа с карточками.

(10 мин.)









7.Словарная работа.

(7мин.)













7.Рефлексия

( 3 мин.)









Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД (формируемые)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Алина Олеговна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать рабочие тетради, учебник и пенал! Проверьте, все должно аккуратно лежать на краешке парты

А теперь глубоко вздохнули, выпрямили спины, улыбнулись друг другу.

Теперь открываем рабочие тетрадки записываем число, классная работа. Где мы с вами будем записывать число и классную работу? с начала строчки?

Подчеркиваем орфограммы зеленой ручкой в классной работе.

Что такое орфограмма?

Какие вы подчеркнули орфограммы?

Как нам проверить эти орфограммы?



Значит, эти орфограммы проверить нельзя, нам необходимо их просто запомнить, что бы правильно писать эти слова.

А сейчас приступим к чистописанию.

* На доске: Сл ги о*

Прописывем одну строчку.

А теперь поменяйтесь тетрадками с соседом по парте.

Возьмите в руку карандаш и подчеркните ту букву или сочетание букв, которые, как вам кажется, наиболее удачно получилось у вашего соседа. И меняемся обратно.

Давайте составим слово из этих букв и сочетаний букв, и попробуем назвать тему урока. Кто сможет сказать тему нашего сегодняшнего урока?

Правильно! Давайте запишем в тетради тему урока. Записываем тему посередине с заглавной буквы, зеленой ручкой.

Эта тема для вас не новая, вы её изучали на прошлом уроке, а сегодня мы с вами постараемся ее вспомнить.

Давайте с вами вспомним, что такое слог?

Правильно, слог- это часть слова. Слово состоит из нескольких слогов. А бывают слова, у кот. 1 слог?

Приведите пример?

А как мы с вами поняли, что там один слог?

И так, кто помнит, как определить, сколько в лове слогов? Назовите правило.

Это значит, что бы узнать, сколько слогов в слове, нам необходимо посчитать….. что?

А почему посчитав согласные в слове, я не смогу узнать, сколько слогов в этом слове?



А как мы с вами в слове выделяем слоги? Что мы пишем между слогами?

Молодцы! А скажите пожалуйста, а такие слоги могут быть?

* На презентации « А|У» *

Правильно, могут, существуют слоги, состоящие из 1 гласной. Какие слоги еще могут быть?

*На презентации «ПА|ПА»*

Отлично! А еще каким может быть слог?

*На презентации « СТРА|НА»*

Какой мы с вами можем сделать вывод? Что обязательно есть в каждом слоге?

Правильно! В слоге обязательно дожжен быть 1 гласный звук!

Теперь откроем учебники на стр.34. Обращаем свое внимание на упр.6.

Давайте прочитаем задание. Кто сможет прочитать?

Все посмотрите на картинки. Кто мне назовет нарисованные предметы, слева направо?

Отлично! А теперь прочитаем задание под кружочком.

Что бы нам выполнить это задание что нам нужно?

Как нам это узнать?

В 1ом слове, кот. нам нужно записать должен быть 1 слог. А если 1 слог, то сколько гласных должно быть в этом слове?

Давайте подумаем, в каком из перечисленных нами слов, 1 гласная. Кто может сказать что это за слово?

Это единственное слово, в кот. 1 слог?

Значит можем его уже записать?

Кто сможет записать на доске?

Все остальные работают в своих тетрадках.

Записывать слова будем в строчку через запятую.

Записываем первое слово с какой буквы?

Теперь нам с вами нужно найти слова в кот. 2 слога, а если 2 слога, то сколько гласных звуков будет в слове?

Какие это слова?

Кто запишет на доске слово пенал и разделит его на слоги, поставит ударение и подчеркнет орфограмму?

Почему пишем пЕнал?

Кто запишет и разберет слово заяц?



Теперь нам нужны слова в кот. 3 слога. Какие это слова, объясните свой ответ?

Кто сможет записать слово воробей на доске, выделяя ударение и орфограммы (объяснить их). и разделить на слоги?

Давайте запишем последнее слово. Кто выйдет к доске и разберет его?

А сейчас нам нужно отдохнуть, а то есть провести физ.минутку. Какую физ.культ минутку вы сегодня хотите провести?

Нужны 2 человека, что бы провести физ.мин., кто хочет?

Я раздам вам карточки с заданием, кот. вы выполните самостоятельно.

Но прежде чем начать работу, давайте с вами прочитаем задание, читаем про себя.

Вам надо, соединить линиями «голоса» животных и названия этих животных. Когда вы соединили, вам необходимо будет обвести названия животных. В названиях поставить ударение и разбить их на слоги.

На выполнение задания даю вам 4 мин. Кто все сделает поднимает руку.

*Учитель проверяет работы, у тех учеников, кто раньше выполнил задание*

А теперь давайте с вами все вместе проверим.

*На доску направлен проектор, на кот. задание с карточек*

Теперь давайте отгадаем с вами загадки!

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.

Хвост пушистый

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

* на презентации иллюстрация с изображением лисицы*

Лисица - это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

- Запишите слово лисица, сверяясь с учебником на стр. 34 (внизу). Поставьте ударение, выделяем зеленым безударную гласную, поделите слово на слоги.

*учитель на доске записал слово лисица*

Теперь давайте с вами проверим. Кто из вас разделит слово на слоги, подчеркнет орфограмму и поставит ударение?

Давайте устно составим с этим словом предложение.

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Как узнать сколько в слове слогов?

Какие слоги бывают?



Без какого звука (гласного или согласного) не получится слог?

Молодцы! Вы очень хорошо поработали на этом уроке! Спасибо, урок окончен!



*Дети проверяют свою готовность к уроку*



* На доске:
5 марта

Классная работа*



- Нет, посередине.

- Такое место в слове, где можно допустить ошибку.

- «СС» в слове классная. и «А» в слове работа.

- Классная от слова класс, класс пишется с 2 «СС», т.к. это словарное слово. Работа тоже словарное слово.



*Записывают в тетради*

*Меняются*

*вернули друг другу тетради*



- Слоги

* Записывают*



-Это часть слова

-Да!

*ответы детей*

-Там только 1 гласная.

- В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

- гласные звуки.

- Потому что в слоге обязательно должна быть гласная. Не может быть слога, состоящего только из согласных.

- Вертикальную черточку.

-Могут!

- Состоящие из 1 согласного и 1 гласного звука.

- Состоящий из нескольких согласных и одного гласного звука.

-В каждом слоге обязательно есть 1 гласный звук.

*Открывают учебники*

*Читает задание*

- Пенал, заяц, воробей, карандаш, стул.

*читает*

-узнать сколько слогов в слове.

- посчитать сколько гласных в слове.

- 1 гласная.

- Стул, в нем 1 слог, т.к а слове 1 гласный звук У.

-Да!

- Да!

*Ученик выходить*



-С заглавной.

- 2 гласных звука.

- Пенал ( гл.з- е,а). заяц (гл.з- а,я.)

*Ученик записывает:

Пе|нал

-Это словарное слово.

* Ученик выходит к доске:

за|я′ц - 2 слога, т.к в слове 2 гл.звука а,я . Орфограмма- я, пишем Я т.к заяц словарное слово.

- Воробей ( 3 слога, т.к 3 гл.звука - о,о,е. ) , карандаш ( 3 слога, т.к 3 гласных звука- а,а,а)

*ученик выходит к доске:

во|ро|бе′й- словарное слово

*ученик выходит к доске:

ка|ран|да′ш - словарное слово.

* Ответы детей*

*дежурные проводят физ.минутку.*



*Дети читают задание про себя*



*Дети выполняют задания на карточках*



*Дети на доске соединяют голоса и названия животных.

Названия животных делят на слоги*

-Лисица!



-Лисица!



*Дети записывают у себя в тетрадях*



*Ребенок выходит к доске*



-Делили слова на слоги.

- В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

1. слоги в кот. только 1 гласный звук

2. слоги, в кот. 1 звук гласный и 1 согласный.

3. слоги, в кот. несколько согласных звуков и 1 гласный.

- Без гласного.

К-1, К-2.





Фронтальный опрос.

Р-2,

К-2,

Л-1, Л-3.













Фронтальный опрос.

Р-1,

П-2, П-3,

П-2,

К-2.

























Фронтальный опрос.

Л-3,

К-4,

П-1.





































Индивидуальная работа.

Фронтальный опрос.

Л-3,

К-1, К-2, К-3,

Р-2.







Фронтальный опрос.

К-2,К-3,

Р-2.













Фронтальный опрос.

Л-1,Л-2, Л-3,

К-1, К-2, К-3.









Как делить слова на слоги?

© 2010-2022