Конспект урока развития речи в 9 классе. Сжатое изложение Пламенная хохлома

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Гердт Вера Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории

ГБОУ СОШ №1621 г.Москва

Урок развития речи в 9 классе

Тема: Сжатое изложение. Пламенная хохлома. (Текст №6).

Цели:

  • закрепление понятия о способах сжатого изложения текста;

  • формирование умения применять данные способы компрессии текста на практике;

  • формирование языковых, культурологических компетенций.


  1. Сообщение темы урока.

  2. Целеполагание.

- Что необходимо вспомнить, чтобы написать сжатое изложение?

- Что такое сжатое изложение.

- Какие способы написания сжатого изложения существуют.

Словарь:

компрессия -

тезис -

конспект -

(Слайд)


  1. Из истории села и искусства хохломы.

(Слайды).


  1. Работа с текстом изложения. (№6)

    1. Раздаются распечатки с текстом и заданиями.

    2. Первичное чтение текста вслух.

- Как вы думаете, какой способ написания этого текста следует

использовать? (Компрессия).

- Что нам нужно сделать, чтобы хорошо написать изложение?

(Проанализировать текст изложения).

- При анализе текста на что необходимо обратить внимание?

Почему? (Тема текста, стиль и тип речи, микротемы, тропы).


  1. Планирование деятельности. В какой последовательности

будем рассматривать эти вопросы и почему?

4. Работу по заданиям можно выполнять:

а) индивидуально, самостоятельно, с последующим обсуждением;

б) в группах, с последующим представлением наработок;

в) фронтально.

- Какую форму работы выберем?

(9 А - лучше в группах, 9Б - индивидуально с последующим

обсуждением, 9В, Г - фронтально).

  1. Задания к тексту изложения. (Выстроить логику при ответах групп).

    1. Из предлагаемых названий выберите наиболее соответствующее теме и идее текста:

      1. Народный промысел.

      2. Легенда о Хохломе.

      3. Хохломская роспись.

      4. Чудо-художник.

      5. Пламенная хохлома.

      6. __________________ -ваш вариант.

- Что можно сказать о стиле и типе речи? Почему? (Художественный стиль, повествование с элементами описания).


  1. Найдите высказывания, НЕ соответствующие содержанию текста.

Аргументируйте свою точку зрения.

  1. По легенде создателем хохломской росписи был мастер-иконописец.

  2. Мастер, спасаясь от слуг грозного царя, сумел передать секрет росписи односельчанам.

  3. С исчезновением великого мастера «заглохло» и его искусство.

  4. Правда этой легенды в том, что большое искусство сохраняется, если передается от учителя к ученику.

  5. В начале 20 века у хохломских мастеров стало меньше покупателей, так как крестьяне предпочитали фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду.

  6. Хохлома - это роспись по дереву, требующая серьезной подготовки мастеров-художников в течение трех лет.

  7. «Поставить руку» - значит добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров.

  8. Работы хохломских мастеров можно увидеть только в музеях Горьковской области.

3. Микротемы. Составить план, используя фразы текста.

1) Легенда о том, как пришла на волжскую землю «хохлома».

а) Московский мастер-иконописец.

б) Мечта об искусстве, отразившем красоту родной земли.

в) Слава о великом мастере.

г) Повелел государь найти беглеца.

д) Собрал мастер односельчан и раскрыл секреты своего ремесла.

2) В каждой легенде много вымысла, но немало и правды.

а) Искусство сохраняется только тогда, когда передается

от учителя к ученику.

б) Школа художественной обработки дерева.

в) Обучение новых мастеров.

3) Работы современных хохломских художников

в крупнейших музеях страны.

4.Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

- Какие тропы использовал автор текста и какую роль они (эти тропы)

играют в этом тексте?

1) Сравнения: искусство, как простая русская песня;

краски словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

2) Эпитеты: огненные краски, глухие леса, пышные цветы,

грозный государь, чудо-художник, великий мастер.


  1. Метафоры: жар пламени, чернь пепелища, кисть мастера - кисть из солнечных лучей, «поставить руку» - добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров, щедрость узоров, пламенная хохлома.

  1. (2-ой урок). Чтение текста, пересказ по микротемам.

  2. Письмо изложения. (Оговорить количество слов в изложении).

  3. Дома: Сочинение-рассуждение:

    1. Актуальна ли проблема сохранения народных промыслов в наши дни.

    2. Какие стили сочетаются в тексте? (Подсказка на стр. 127-128 учебника).

(В сочинении должно быть не менее 90 слов).





г. Барнаул

20013 г.

© 2010-2022