- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока развития речи в 9 классе. Сжатое изложение Пламенная хохлома
Конспект урока развития речи в 9 классе. Сжатое изложение Пламенная хохлома
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гердт В.М. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
Гердт Вера Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
ГБОУ СОШ №1621 г.Москва
Урок развития речи в 9 классе
Тема: Сжатое изложение. Пламенная хохлома. (Текст №6).
Цели:
-
закрепление понятия о способах сжатого изложения текста;
-
формирование умения применять данные способы компрессии текста на практике;
-
формирование языковых, культурологических компетенций.
-
Сообщение темы урока.
-
Целеполагание.
- Что необходимо вспомнить, чтобы написать сжатое изложение?
- Что такое сжатое изложение.
- Какие способы написания сжатого изложения существуют.
Словарь:
компрессия -
тезис -
конспект -
(Слайд)
-
Из истории села и искусства хохломы.
(Слайды).
-
Работа с текстом изложения. (№6)
-
Раздаются распечатки с текстом и заданиями.
-
Первичное чтение текста вслух.
-
- Как вы думаете, какой способ написания этого текста следует
использовать? (Компрессия).
- Что нам нужно сделать, чтобы хорошо написать изложение?
(Проанализировать текст изложения).
- При анализе текста на что необходимо обратить внимание?
Почему? (Тема текста, стиль и тип речи, микротемы, тропы).
-
Планирование деятельности. В какой последовательности
будем рассматривать эти вопросы и почему?
4. Работу по заданиям можно выполнять:
а) индивидуально, самостоятельно, с последующим обсуждением;
б) в группах, с последующим представлением наработок;
в) фронтально.
- Какую форму работы выберем?
(9 А - лучше в группах, 9Б - индивидуально с последующим
обсуждением, 9В, Г - фронтально).
-
Задания к тексту изложения. (Выстроить логику при ответах групп).
-
Из предлагаемых названий выберите наиболее соответствующее теме и идее текста:
-
Народный промысел.
-
Легенда о Хохломе.
-
Хохломская роспись.
-
Чудо-художник.
-
Пламенная хохлома.
-
__________________ -ваш вариант.
-
-
- Что можно сказать о стиле и типе речи? Почему? (Художественный стиль, повествование с элементами описания).
-
Найдите высказывания, НЕ соответствующие содержанию текста.
Аргументируйте свою точку зрения.
-
По легенде создателем хохломской росписи был мастер-иконописец.
-
Мастер, спасаясь от слуг грозного царя, сумел передать секрет росписи односельчанам.
-
С исчезновением великого мастера «заглохло» и его искусство.
-
Правда этой легенды в том, что большое искусство сохраняется, если передается от учителя к ученику.
-
В начале 20 века у хохломских мастеров стало меньше покупателей, так как крестьяне предпочитали фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду.
-
Хохлома - это роспись по дереву, требующая серьезной подготовки мастеров-художников в течение трех лет.
-
«Поставить руку» - значит добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров.
-
Работы хохломских мастеров можно увидеть только в музеях Горьковской области.
3. Микротемы. Составить план, используя фразы текста.
1) Легенда о том, как пришла на волжскую землю «хохлома».
а) Московский мастер-иконописец.
б) Мечта об искусстве, отразившем красоту родной земли.
в) Слава о великом мастере.
г) Повелел государь найти беглеца.
д) Собрал мастер односельчан и раскрыл секреты своего ремесла.
2) В каждой легенде много вымысла, но немало и правды.
а) Искусство сохраняется только тогда, когда передается
от учителя к ученику.
б) Школа художественной обработки дерева.
в) Обучение новых мастеров.
3) Работы современных хохломских художников
в крупнейших музеях страны.
4.Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.
- Какие тропы использовал автор текста и какую роль они (эти тропы)
играют в этом тексте?
1) Сравнения: искусство, как простая русская песня;
краски словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
2) Эпитеты: огненные краски, глухие леса, пышные цветы,
грозный государь, чудо-художник, великий мастер.
-
Метафоры: жар пламени, чернь пепелища, кисть мастера - кисть из солнечных лучей, «поставить руку» - добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров, щедрость узоров, пламенная хохлома.
-
(2-ой урок). Чтение текста, пересказ по микротемам.
-
Письмо изложения. (Оговорить количество слов в изложении).
-
Дома: Сочинение-рассуждение:
-
Актуальна ли проблема сохранения народных промыслов в наши дни.
-
Какие стили сочетаются в тексте? (Подсказка на стр. 127-128 учебника).
-
(В сочинении должно быть не менее 90 слов).
г. Барнаул
20013 г.