Рабочая программа по русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Миролюбовская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МБОУ «Миролюбовская школа»

по УВР __________________/Р.Р. Меметов/

__________ /В.В. Самойленко/ Приказ № _____ от _______ 20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ЛИТЕРАТУРА

5 класса

уровень: базовый

2015/2016 учебный год

Составлена:

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Миролюбовская школа»

Барановой В.А.


Рассмотрено и рекомендовано Рассмотрено

на заседании школьного МО учителей на заседании педагогического

филологического цикла ______________ совета школы

___________________________________ Протокол № ___ от _______20____г.

Протокол № ___ от _______ 20____г.

Миролюбовка, 2015г




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курсы «Литература» для 5 класса рассчитана на 102 часа и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Нормативными документами для составления программы являются:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  13. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.

  15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

  16. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15. (5 класс).

  17. Учебный план МБОУ «Миролюбовская школа» на 2015/2016 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Согласно цели главными заданиями изучения литературы в 5 классе являются:

  • подготовка духовно богатой и грамотной личности, способной понимать и эстетически воспринимать литературные произведения;

  • воспитание стойкой мотивации и сознательного стремления к изучению литературы;

  • формирование представления о специфике литературы как искусства слова;

  • развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы;

  • развитие умения осознанного чтения, комментирования, анализа и интерпретации художественного текста;

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе - 105 часов.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

С целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе рекомендуется максимально использовать такие формы работы, как

  • сочинения-миниатюры,

  • развернутые ответы на вопросы,

  • ответы ограниченного объема (5-10 предложений) на проблемный вопрос,

  • эссе,

  • рецензии и др.

Виды контроля:

  • промежуточный:

  • постановка учебной задачи и выводы,

  • правильность выполнения заданий,

  • устная и письменная речь,

  • полные ответы на вопросы,

  • составление схем и рассказов по ним,

  • планирование,

  • индивидуальные задания и сообщения

  • итоговый:

  • проектная деятельность,

  • творческие задания,

  • контрольные работы,

  • изложения,

  • сочинения всех видов,

  • анализ текста.

Важно помнить, что итоговый контроль нельзя проводить на последнем уроке (уроках): иначе нет возможности прокомментировать результаты, дать возможность обучающемуся исправить отрицательную отметку. Любой вид контроля анализируется, комментируется, организуется работа над ошибками

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного курсы «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 - 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 5 классе проводится в конце учебного года.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.).

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания.

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая.

Структурные компоненты урока: установка, подготовка, представление, объяснение, тренировка, практика, усвоение.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы


Согласно Федеральному базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами.

Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)

для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в год

V

VI

VII

VIII

IX


Литература

102

70

70

70

105


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)


Учебные предметы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX


Литература

2

2

2

2

3

Данная программа относится к образовательной области «филология», изучается в течении 1 года, реализуется за счет вариативной части и рассчитана на 68 часов (год) по количеству учебных недель - 34.

С целью осуществления контроля (промежуточного, итогового) целесообразно проведение следующего количества контрольных работ (из общего количества письменных работ):


Виды письменных работ по уровням обучения

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

С русским языком обучения

2 ч/н

2 ч/н

2 ч/н

2 ч/н

3 ч/н

Классное сочинение

2

2

2

2

2

Домашнее сочинение

2

2

2

2

3

Контрольная работа

1

1

1

1

1


Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

Познавательные.

Ученик научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

  • применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

  • строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Регулятивные.

Ученик научится:

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • осуществлять контроль;

  • принимать решения в проблемных ситуациях;

  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • владеть основами саморегуляции;

  • осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные.

Ученик научится:

  • организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • вступать в диалог;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий5.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать/ понимать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь/применять

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

  • Книга и её роль в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

  • Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

  • Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

  • Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

  • «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

  • «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

  • «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

  • Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

  • «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

  • Теория литературы. Летопись (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

  • Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

  • «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

  • Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

  • Русские басни.

  • Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

  • Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

  • Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

  • Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

  • Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

  • «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

  • «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

  • Теория литературы. Баллада (начальное представление).

  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

  • Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

  • «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

  • Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

  • Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

  • Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

  • Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

  • Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

  • «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

  • Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

  • Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

  • «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

  • «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

  • Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

  • Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

  • «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

  • «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

  • Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

  • Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

  • «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

  • Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

  • Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

  • Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

  • «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

  • Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

  • «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

  • Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

  • Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

  • Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

  • Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

  • «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине .Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

  • Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

  • «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

  • Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

  • Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

  • Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

  • «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

  • Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

  • Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

  • «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

  • Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

  • «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

  • Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

  • «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

  • Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

  • Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

  • «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

  • Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

  • «Ради жизни на Земле…»

  • Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

  • Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

  • И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

  • Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

  • Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

  • «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

  • Теория литературы. Баллада (развитие представлений).


  • Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

  • «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

  • Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

  • «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

  • Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

  • Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

  • Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

  • Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

  • «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

  • Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

  • Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

  • «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Для заучивания наизусть (9 стихотворений):

  • И.А. Крылов. Басня - на выбор.

  • А.С. Пушкин Отрывок из «Сказки о мертвой царевне…»

  • М.Ю. Лермонтов «Бородино» (отрывок)

  • Н.А. Некрасов. Одно стихотворение - по выбору.

  • Одно стихотворение о русской природе поэтов 19 века.

  • А.А. Блок. «Летний вечер».

  • И.А. Бунин. Одно стихотворение - на выбор.

  • С. А. Есенин. Одно стихотворение - на выбор.

  • Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века.













ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п.п.



Наименование разделов и тем



Учебные

часы



Контрольные

работы



Практичес

кая часть

1.

ВВЕДЕНИЕ

1

-

-

2.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

10

1

3

3.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

-

-

4.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

1

-

-

5.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

42

2+1 контр. классн. сочин.

12

6.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

31

3

9

7.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13

1+1 контр. классн. сочинен

1

8.

ИТОГОВЫЕ УРОКИ

2

-

1


ИТОГО:



102



9



26

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Сроки выполнения

Название раздела,

тема урока

Практическая

часть

Форма и тема контроля

Оборудование

П

Ф

ВВЕДЕНИЕ



1.



01.09


Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Выборочное чтение


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО



2.



02.09


Внеклассное чтение№1 Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»

Работа с книгой




Устные ответы



3.



03.09


Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.

(Малые жанры фольклора. Детский фольклор)

Выразительное чтение, анализ текста

Устные ответы, практикум



4.



08.09


Сказка как вид народной прозы.

Выразительное чтение, сравнительная характеристика

Устные ответы, практикум



5.



09.09


«Царевна - лягушка». Образ Василисы Премудрой.

Выразительное чтение, характеристика персонажа

Устные ответы



6.



10.09


«Царевна - лягушка». Образ Ивана-Царевича.

Выразительное чтение, характеристика персонажа

Устные ответы



7.



15.09


«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Анализ сказки Выборочное чтение

Устные ответы, практикум



8.



16.09


Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Сравнительная характеристика персонажей и произведений

Устные ответы, практикум



9.



17.09


Развитие Речи. Составление волшебной сказки

Определение структуры сказки Связное высказывание

Устное связное выска зывание





10.





22.09


Внеклассное чтение№2 Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка «Солдатская шинель»

ПРОЕКТ Электронный альбом «Художники - иллюстраторы сказок»

Работа с книгой

Связное высказывание

Устные ответы, презентация произведен.



11.



23.09


Итоговый урок по теме «Русские народные сказки» (Контрольная работа №1)

Выполн. заданий контр. работы

Контрольная работа

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



12.



29.09


«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Выразительное чтение, анализ текста

Устные ответы





13.





30.09


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

ПРОЕКТ Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».

Сравнительная характеристика героев



Беседа, практикум

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА





14.





01.10


М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…». Как юмористическое нравоучение.

Анализ содержания произведения

Беседа, практикум

Портрет М.В. Ломоносова

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА



15.



06.10


И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий

Анализ произведения

Выразительное чтение

Беседа, практикум

Портрет И.А. Крылова





16.





07.10


Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях

Сравнительный анализ произведений

Выразительное чтение




Выразитель

ное чтение наизусть басни

Устные ответы



17.



08.10


Внеклассное чтение№3. Жанр басни в мировой литературе

Работа с книгой

Устные ответы, презентация произведен.





18.





13.10


Развитие Речи. Басни Крылова. Анализ и исполнение

ПРОЕКТ Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях»

Устное связное высказывание

Устные ответы Выразитель

ное чтение






19.



14.10


В.А. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Аудирование

Выборочное чтение

Устные ответы

практикум

Портрет В.А. Жуковского



20.



15.10


«Спящая царевна» как литературная сказка.

Анализ произведения

Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум Выразитель

ное чтение



21.



20.10


В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»

Анализ произведения

Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум



22.



21.10


А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Анализ произведения

Выразительное чтение

Чтение наизусть отрывка из сказки

Портрет А.С. Пушкина



23.



22.10


А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Анализ произведения

Выразительное чтение по ролям

Устные ответы,

практикум



24.



27.10


Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и народной сказки

Сравнительная характеристика героев сказок и произведений

Устные ответы,

практикум



25.



28.10


Развития речи. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

Сравнит. характеристика

Практикум



26.



29.10


Развития речи. Стихи и проза. Рифма и ритм

Определение рифмы и ритма

Упражнение в построении рифмы

Практикум





27.





10.11


Контрольная работа №2.

ПРОЕКТ Электронный альбом «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».

Выполн. заданий контр. работы



Контрольная работа



28.



11.11


Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Анализ произведения

Выразительное чтение по ролям

Устные ответы,

практикум

Портрет А. Погорельский



29.



12.11


Внеклассное чтение№4. В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps»

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведе

ния

Портрет В.М. Гаршина





30.





17.11


Внеклассное чтение№5. П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок»

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведе

ния

Портрет П.П. Ершова



31.



18.11


М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения

Литературный анализ произведения

Выразительное чтение

Чтение наизусть стихотворе ния (отрывок)

Портрет М.Ю. Лермонтова



32.



19.11


Художественные особенности стихотворения

М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Литературный анализ произведения, выразит. чтение

Устные ответы,

практикум



33.



24.11


Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место».

Анализ произведения

Выборочное чтение

Устные ответы,

практикум

Портрет Н.В. Гоголя







34.







25.11


Внеклассное чтение№6. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».

ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

Работа с книгой



Устные ответы

презентация произведе

ния





35.





26.11


Внеклассное чтение№7. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведе

ния

Портрет Н.А. Некрасова



36.



01.12


Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины.

Литературный анализ произведения

Выразительное чтение

Устные ответы Выразитель

ное чтение



37.



02.12


Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

Литературный анализ произведения

Выразительное чтение

Выразитель

ное чтение наизусть стихотворе

ния



38.



03.12


И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

Литературный анализ произведения

Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум

Портрет И.С. Тургенева

39.

08.12


Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.

Выборочное чтение

Характеристика персонажа

Устные ответы,

практикум



40.



09.12


Герасим и Муму. Счастливый год

Выборочное чтение

Характеристика персонажа

Устные ответы,

практикум



41.



10.12


Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества

Сопоставитель

ный анализ персонажей

Устные ответы,

практикум



42.



15.12


Развития речи. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму»

Письменное связное высказывание

Текст сочинения-отзыва



43.



16.12


А.А. Фет.

В художественном мире поэта. «Чудные картины»

Анализ произведения

Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум

Портрет А.А. Фета





44.





17.12


Контрольная работа №3.

ПРОЕКТ Электронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков»

Выполн. заданий контр. работы



Контрольная работа






45.



22.12


Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум

Портрет Л.Н. Толстого



46.



23.12


Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.

Сравнительная характеристика персонажей

Устные ответы,

практикум





47.





24.12


Тема дружбы в рассказе.

Анализ персонажей Выборочное чтение



Устные ответы,

практикум



48.



12.01


Под страхом смерти.

Выразительное чтение отрывков

Устные ответы,

практикум



49-

50.



13.01

14.01


Контрольное классное сочинение №1 по рассказу «Кавказский пленник».

ПРОЕКТ Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера - две разных судьбы»

Связное высказывание

Контрольное классное сочинение



51.



19.01


А.П. Чехов. «Хирургия». Как юмористический рассказ.

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум

Портрет А.П. Чехова



52.



20.01


О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум





53.





21.01


Внеклассное чтение№8. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведе

ния

Портрет Д.В. Григорович





54-

55.





26.01

27.01


Развития речи. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Связное высказывание



Чтение наизусть стихотворе ния

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА



56.



28.01


И.А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум

Портрет И.А. Бунина



57.



02.02


Внеклассное чтение №9. И. А. Бунин «Подснежник»

Работа с книгой

Чтение наизусть стихотворе

ния




58.



03.02


В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести.

Анализ произведения Сравнительная характеристика персонажей

Устные ответы,

практикум

Портрет В.Г. Короленко



59.



04.02


Новые знакомые Васи

Сравнительная характеристика персонажей

Устные ответы,

практикум



60.



09.02


Тыбурций Драб - «замечательная личность».

Сравнительная характеристика персонажей

Устные ответы,

практикум



61.



10.02


Подготовка к контрольному домашнему сочинению

по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Связное высказывание

Подборка тезисов



Практикум



62.



11.02


Внеклассное чтение№10. А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель»

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведе

ния

Портрет А. И. Куприна





63.





16.02


С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Литературный анализ произведения

Выразительное чтение

Чтение наизусть стихотворе ния

Портрет С.А. Есенина





64.





17.02


П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера

Анализ произведения Характеристика персонажа

Устные ответы,

практикум

Портрет П.П. Бажова



65.



18.02


Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум



66.



24.02


Контрольная работа №4.

Выполн. заданий контр. работы

Контрольная работа





67.





25.02


Внеклассное чтение№11. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведе

ния



68.



01.03


К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум

Портрет К.Г. Паустовского



69.



02.03


К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум



70.



03.03


Внеклассное чтение№12. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведе

ния



71.



09.03


С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум

Портрет С.Я. Маршака





72.





10.03


Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке

С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе-сказке.

Сравнительная характеристика персонажей

Выразительное чтение

Выразитель

ное чтение



73.



15.03


Контрольная работа №5.

ПРОЕКТ Постановка спектакля по фрагменту сказки

Выполн. заданий контр. работы



Контрольная работа



74.



16.03


А.П. Платонов. Рассказ «Никита»

Анализ произведения

Устные ответы

Портрет А.П. Платонова



75.



17.03


А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

Характеристика персонажа Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум



76.



22.03


В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Анализ произведения Характеристика персонажа

Устные ответы,

практикум

Портрет В.П. Астафьева



77.



23.03


Образ главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения.

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум



78.



24.03


Контрольная работа №6.

Выполн. заданий контр. работы

Контрольная работа



79.



05.04


Подготовка к контрольному домашнему сочинению

по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Связное высказывание



Практикум





80.





06.04


Внеклассное чтение№13. П. Мериме «Маттео Фальконе»

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведен

Портрет П. Мериме



81.



07.04


К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война

Анализ произведения Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум

Портрет К. М. Симонова



82.



12.04


А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война.

Анализ произведения

Устные ответы,

практикум

Портрет А. Твардовского



83.



13.04


Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

Анализ произведения Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум





84-

85.





14.04

19.04


Развития речи.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях»

Связное высказывание



Чтение наизусть стихотворе

ния



86.



20.04


Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

Анализ произведения Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум

Портрет

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



87.



21.04



Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

Анализ произведения Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум

Портрет Р.Л. Стивенсона





88.






26.04


Даниель Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Анализ произведения

Выборочное чтение

Устные ответы,

практикум

Портрет Даниеля Дефо





89.





27.04


Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

Анализ произведения Выразительное чтение

Устные ответы,

практикум

Портрет Х.-К. Андерсена



90.



28.04


Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини

Анализ произведения Характеристика персонажа

Устные ответы,

практикум



91.



04.05


Истории четвёртая и пятая

Выразительное чтение

Практикум



92.



05.05


Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом

Выразительное чтение



Практикум



93-

94.



10.05

11.05


Контрольное классное сочинение №2 по сказкам Х.- К. Андерсена

Связное высказывание



Контрольное классное сочинение



95.



12.05


Дж. Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Анализ произведения Характеристика персонажа

Устные ответы,

практикум

Портрет Дж. Лондона





96.





17.05


Внеклассное чтение№14. Жорж Санд «О чем говорят цветы»

Работа с книгой

Устные ответы

Презентация произведе

ния

Портрет Жоржа Санда



97.



18.05


Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера»

Анализ произведения Характеристика персонажа

Устные ответы,

практикум

Портрет Марка Твена



98.



19.05


Контрольное тестирование за второе полугодие

ПРОЕКТ

Электронная презентация «Памятники литературным героям»

Выполн. тестовых заданий

Контрольное тестирова

ние



99-

102.



Резервные уроки

ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»





Критерии оценивания

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются: контрольные классные и домашние сочинения, контрольные работы

КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

  • Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

  • Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

  • Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

  • Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

  • Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

  • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

  • Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

  • Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

  • Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

  • Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ


Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • - богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • - стилевое единство и выразительность речи;

  • - правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и

5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой.

Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.

Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие

ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками. Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть и пять за полугодие. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик не имеющий или имеющий одну отметку и пропустивший ¾ учебного времени по предмету считается не аттестованным.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК

Условные графические обозначения

С - недочеты в содержании (логические - Л и фактические Ф ошибки).

цитатного материала; -информации.

Р - речевые недочеты. Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.

I - орфографические ошибки.

V - пунктуационные ошибки.

Г - грамматические ошибки

Выставление оценок: С - Р 0 - 2 «4»

I - V - Г 4 - 3 - 1 «3»









ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

  2. Раздаточный материал по темам курса

  3. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

  4. Экранные пособия

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

  • rusfolk.chat.ru - Русский фольклор

  • pogovorka.com. - Пословицы и поговорки

  • old-russian.chat.ru - Древнерусская литература

  • klassika.ru - Библиотека классической русской литературы

  • ruthenia.ru - Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

  • rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • 1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  • center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература»



ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись












© 2010-2022