Текст работы к проекту Когда строка любовью дышит

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ПРОЕКТ

«Когда

строка

любовью

дышит…»




(Анализ поэзии краснокутских авторов)











Выполнила:

Болсуновская Ю.,

учащаяся 11 «б» класса.

Руководитель:

Харенко Л.В.,

учитель русского языка

и литературы.







г. Красный Кут





Оглавление


Введение.

Обоснование темы проекта. Цель и задачи проекта с.2

Глава 1.

Из истории газеты «Краснокутские вести» с. 3

Глава 2.

Темы и образы стихотворений краснокутских поэтов

«Поэзии случайной не бывает» с.5

Мотив встречи с малой родиной с.6

Времена года с.8

Любовная лирика с.10

О назначении человека с.11

с.13

Заключение

Практическое применение результатов проекта с.14

Библиография с.15

Приложение с.























Введение

Где б ты ни был, запомни одно:

Стих - тончайший громоотвод.

Любишь стихи - не сорвешься на дно,

Поэзия поднимет, найдет, позовет.

И.Сельвинский

Как мы выражаем свои чувства? Одни - поступками, другие - жестами, третьи гордятся тем, что могут чувства скрывать от окружающих и никто не знает, «какие пожары бушуют в душе». Но чаще всего мы чувства выливаем в слова, а если они переполняют нас - пытаемся облечь их в форму стиха.

Мировая поэзия представила человечеству тысячи поэтических шедевров, образцов классических произведений гениальных поэтов. Обращаясь к ним, мы черпаем мудрость и знания, силу и надежду, подтверждение или опровержение своих предположений, настроение, созвучное личному. Но ведь это не значит, что каждый из нас не может попробовать рассказать о том, что взволновало, по-своему! И тогда на чистом листе бумаги появляются строки, в них то, о чем человек думает, над чем размышляет, о чем переживает, в них радость или боль, неземной восторг или щемящая грусть, гордость или презрение, восхищение или разочарование. Как неисчерпаема палитра человеческих чувств, так и огромен мир тем поэзии.

В курсе школьного изучения литературы поэзия (русская и зарубежная) представлена в среднем звене тематическими разделами, в старших классах - в рамках изучения творчества того или иного поэта. Естественно, что произведения поэтов и писателей родного края в программу не включены и учитель вынужден «изыскивать» учебное и внеурочное время для ознакомления учащихся с творчеством земляков. Учитывая, что в нашем городе издается газета «Краснокутские вести», на страницах которой публикуются стихи непрофессиональных, но хорошо знакомых и известных краснокутцам местных поэтов, на наш взгляд, необходимо рассмотреть печатаемые стихи, чтобы с этим материалом могли работать преподаватели литературы, учащиеся, классные руководители на уроках и применять его во внеклассной работе.

Цель проекта: Анализ стихов краснокутских поэтов.

Задачи проекта: 1. Собрать сведения об истории газеты «Краснокутские вести» (а) работа с архивными документами, б) встречи с сотрудниками редакции).

2. Сбор анализируемого материала ( а) ксерокопирование опубликованных за последние три года (2006 - 2008) стихотворений. б) интервью и беседы с постоянными ведущими рубрики «Поэтической строкой» - Татаровой И., Маковой Г., Кругловым А.

3. Работа с текстами: а) определение актуальных тем, б) выявление средств художественной выразительности, которыми пользуются авторы для создания образов.

4. «Издание» рукописных книжек - малышек для работы учащихся и учителей на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях.

1. За каждой строкой - история района

У газетных строк неповторимые судьбы. Одни вынашиваются днями, неделями. Другие веют дыханием происшедшего буквально накануне. А все вместе они - отражение истории. Какой она в периодической печати представлена, такая она в ней навсегда и осталась. Старые газеты по новой не перепечатать. Это вполне можно сказать о районной газете «Краснокутские вести», которой 1 июня 2009года исполнится 78 лет - полновесных три четверти века. Комплекты готовых ее подшивок внешне как неодушевленные предметы. Но их прочно соединяет незримый провод, по которому пульсирует память. Если раскрыть подшивки, они оживают, появляется ощущение потока истории.


Краснокутский район - частица страны. Поэтому нетрудно догадаться, о чем писалось в районке 78 лет назад, когда она называлась «К социализму!» Через год, т.е. в 32-м, газета получила новое название «Голос ударника». Чем кого-то не устроило слово «социализм», не понятно. Зато с очередным переименованием в 1937 году - «Сталинский путь» все понятно. Главное - «пути» тогда не было и быть не могло. Когда тело вождя всех времен и народов удалили из мавзолея, газету, хочешь-не хочешь, пришлось переименовать. Она стала называться «Знамя коммунизма», затем - «За коммунизм». В настоящее время издаются «Краснокутские вести».

В первые годы газета выходила на двух страницах два раза в неделю. В войну и первые послевоенные годы - раз в неделю. Аккурат 50 лет она стала выходить три раза в неделю. В силу ряда причин, точнее - финансовых, некоторое время «Краснокутские вести» выходили два раза в неделю. Стоит заметить, многие районки в области поныне выходят с такой периодичностью.

«С районкой я профессионально знаком с мая 1973 года, когда направили в Красный Кут собкором областного «Коммуниста» по группе заволжских районов. Поэтому об отдельных фрагментах истории местной печати более-менее осведомлен», - сообщил нам в интервью Сергей Бикмурзин, лауреат премии Саратовского отделения Союза журналистов России. Патриархом местной печати является А.П.Холодовский, чей трудовой путь начался в 1916г. с телеграфиста на станции Красный Кут. В 37-м его назначили собкором газеты «Большевик» по Краснокутскому кантону. Она издавалась в Энгельсе - центре автономной республики немцев Поволжья. С 1941 года - собкор саратовской областной газеты «Коммунист». Затем редактировал районку, работал на местном радио. До конца своей долгой жизни не терял связь с коллективом местных журналистов. Некоторое время газету редактировала направленная из Саратова В.Е.Князева. Затем она многие годы работала в областном «Коммунисте», занимала должность секретаря Саратовской организации Союза журналистов СССР.

Почти сорок лет жизни отдал районной печати ветеран войны И.П.Шубин, из них без малого 30 лет проработавший заместителем редактора. Кратко о нем: высококлассный журналист. Хорошо знают и помнят его не только по газетным строкам, но и по стихам. Они печатались и в районке, и в коллективных сборниках саратовских поэтов. С отдельными из них он имел добрые товарищеские связи.

Глубиной анализа, безупречным литературным стилем отличались материалы другого ветерана войны и печати - лауреата премии областной организации Союза журналистов СССР Ф.Д.Литвинова. Он активно выступал также на страницах областного «Коммуниста». В апреле 2006 года Федор Диомидович умер. Ушли в мир иной участники Великой Отечественной войны бывшие редактор И.С.Захаров и ответсекретарь А.Е.Велигорский. «Не могу не вспомнить И.И.Иванцова», - рассказывает С.Бикмурзин, - почти три десятка лет проработавшего в редакции шофером. Друзья-товарищи по профессии звали его «Иван-Газета». Простой, богатой души был человек. Не раз мы вместе попадали на степных дорогах в критическую ситуацию в непогоду и распутицу. И каждый раз он достойно выходил из нее».

Кроме всего прочего Сергея Бикмурзина, собкора «Коммуниста», с редакцией районной газеты связывало то, что он состоял на учете в ее партийной организации. В то время вообще все районки имели тесные связи с областной газетой. Можно сказать, действовали единым фронтом. С.Бикмурзину вместе с краснокутскими коллегами, например, не раз доводилось проводить рейды по полям и фермам, обобщать передовой опыт, выявлять недостатки. И это приносило пользу.

За три четверти века в коллективе районки сменилось не одно поколение работников. Но все они остаются верными традициям настоящей журналистики. Коллектив «Краснокутских вестей», как и раньше, отличается большим профессиональным подходом к делу и обладает большим творческим потенциалом. Об этом свидетельствуют, в частности, грамоты и дипломы Минпечати области и правления областной организации Союза журналистов России, которых удостоена газета, а также тираж ее почти в 6000 экземпляров. О том, что «Краснокутские вести» одна из немногих районных газет, выходящих три раза в неделю, уже сказано. В последние годы ее редактором является В.В.Алексеев, «Заслуженный работник культуры РФ», начинавший здесь рядовым корреспондентом. По его словам, сегодняшние проблемы общеизвестные: непомерные цены на газетную бумагу, почтовые услуги, электроэнергию и т.д.

-Несмотря на это, прилагаются все усилия, чтобы делать газету на должном уровне, - сказал он.

Но «Краснокутские вести» печатают не только сообщения о делах района. Есть на страницах газеты замечательная рубрика «Поэтической строкой», где публикуются стихи и хорошо известных читателям любителей поэзии, и тех, кто только начинает свой литературный пуль. Страничка эта пользуется большой популярностью у читателей. Ее выхода ждут с нетерпением подписчики «Краснокутских вестей».

2. Темы и образы стихотворений краснокутских поэтов

«Поэзии случайной не бывает».

Каждый великий поэт обязательно развивал в своем творчестве тему назначения поэта и поэзии. Конечно, мы все помним пушкинского «Пророка», знаем, что уподоблял настоящую поэзию кинжалу Лермонтов, никогда не забываем поэтической формулы Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан». Приходят на память и незабвенные строки Высоцкого, что настоящие поэты «ходят по лезвию ножа и топчут в кровь свои босые души».

Каково же было наше удивление, когда на страницах «Краснокутских вестей» мы также нашли размышления о роли поэзии, о музе, о вдохновении, о судьбе поэтов.

Осознавая роль слова, они напоминают:

Даже в мыслях не пытайтесь

Поставить их в игре на кон…

Не надо ими распыляться,

Произносить их кое-как…

Так рождается новая формула: «Поэзии случайной не бывает».

Боль, искренняя боль за трагическую судьбу безвременно ушедших Поэтов звучит в строках И.Татаровой, поставившей в своих стихах проблему признания таланта, увы, после его смерти:

Непостижимый глупый рок

Как будто сторожил ваш гений.

И уходили вы не в срок,

Оставив расхожденье мнений.

А свое предназначение как поэта И.Татарова понимает так:

Если кому-то надо,

Буду слагать и петь.

Лучшей наградой - радость,

Ее б подарить успех…

Поэт, что судьбой отмечен,

Несет нам целебный стих…

Его, как бальзам на душу,

Положишь - оттаешь

Вот уж поистине: «горька судьба поэтов всех времен, тяжеле всех судьба казнит Россию». Местная поэтесса заставляет поразмышлять об этом:

Есенин, Лермонтов и Блок -

Для вас другое время.

Цветаева - опять не в срок

Вам мнет чело и давит темя

Непонятость всех ваших строк

И милой родины гоненье.

А к этим, хрестоматийно известным, Ирина прибавляет имена Цоя, Талькова - из недавнего нашего прошлого, тоже отдавшим себя, «как на закланья» «на святые терзания и муки» своей Родине - «России, гениев душе». Финал стихотворения - обращение к стране («И ты им будь не мачехой… Побалуй их заслуженною славой, покуда беспардонный глупый рок всех не прибрал нелепо и не в срок») - это обращение и к каждому из нас: заметить, оценить таланты, живущие рядом, воздать им должное при жизни. Этому способствует и лексический строй стихотворения: «взрастила», «сражений поля», «чело», «забвенье» - слова эти не кажутся выспренними и высокопарными. Они напоминают нам о Долге, ибо, предоставив право читателям (по словам Надежды Соколюк) «судить, что здесь правда и где же здесь ложь», краснокутские поэты «строкой играют не ради словца».

Кто же она, Муза краснокутских поэтов?

Ну, вот… среди ночи

Опять он возник -

И сложен не очень,

Но все-таки - стих (Соколюк Н.)


Мотив встречи с малой Родиной


Перечитываем еще раз стихи. Родной край, милая малая Родина - именно в ней источник поэзии:

Исток живой воды и силы,

Берущие начало здесь:

Неброской степи воздух милый,

Туман легчайший, словно взвесь.

Всяк от корней живет растенье -

Не понаслышке знаю я.

В родном краю я вдохновение

Черпаю, как ковшом с ручья. (И.Татарова).

Тема малой Родины, пожалуй, ведущая в местной поэзии. По крайней мере, большая часть опубликованных за последние 3 года стихотворений посвящено именно ей.

Особенно пронзительно звучит мотив встречи с родной землей после долгого отсутствия, мотив возвращения:

Полоса, полоса,

Полоса, полоса

Окаймляет дорогу

Трава бахромой…

Мне охота орать, мне охота плясать -

Я на родину еду, я еду домой… (С.Самохин)

В этом четырехкратном повторе - и полоса дороги, и полоса деревьев вдоль нее, и полосы полей: ну кому из нас не знаком этот степной пейзаж! Но вот с помощью точно найденной детали («окаймляет бахромой») мы будто по-новому видим эту дорогу, поэтому и не режет слух просторечие, нам близок и понятен восторг автора!

«Только здесь, в необъятном просторе, я дышать полной грудью могу… Только здесь обретаю восторг и покой… Только здесь сердце истину молвит», - признается еще один постоянный ведущий рубрики «Поэтической строкой» Василий Круглов. И пусть не совсем благодатен климат в нашем краю («мачехой здесь - почва для деревьев, Отчим-суховей горяч и рьян» - А.Ф.Керяшева), окажется человек на чужбине - вспомнит другое: «полынь яблоками веет», «изгибом полуостров строен, являя райский уголок» (А.Ф.Керяшева).

Авторы стихов по-разному выражают свою признательность родному краю. Это - и прямолинейные заявления о своей любви:

- Я люблю тебя, край мой родной! (В.Круглов)

- Красный Кут пускай не Сочи, все же я его люблю (И.Татарова).

- Стоя у моря южного, спит кипарис большой,

Но мне милей завьюженный край со степной душой

- Людям, без сомненья, места родные святы (И.Татарова)

Это и любование родными местами и родной природой. Поражают удачно найденные художественные тропы для описания окружающей нас красоты. В первую очередь, конечно же, каждый из авторов прибегает к эпитетам: хрустальный снег, безмолвные поля, покорный ковыль, прозрачная синь, сиротливая стежка, пьянящий запах трав, глубокие ночи, сладкая полынь, жидкое солнце, завьюженный край, грустная трава, чисто-снежный лист земли, белоснежные ноженьки берез, хмельной ветер, рваный край неба, стеклянные лужи; теплый, нежный свет луны.

Почувствовать любовь к родным местам помогают и метафоры: зябкость утренней реки, сонный свод небес, земли раздетой нагота, луны большая лампочка, пьяно пахнет трава, город, окольцованный холодной зимою, шепот тишины, небесный апельсин, слепящий очи.

Жизнь природы передают и олицетворения:

В дымном мареве месяц воскрес,

Сдвинув бровь, смотрит молча с небес.

Его верные звезды - подруги

Сбились в кучу, как будто в испуге

….

Листья желтеть не желают,

Тихо завидуют соснам и елям -

Осени в жизни у них не бывает…


-Слышу шепчет тихо речка:

«Видишь, как я постарела?»

….И она вдруг встрепенулась,

Нежно рук моих коснулась,

И потом вся задрожала…

Созданию любимых образов способствуют и сравнения. В.Круглов, описывая первозданную степную красу при первом снеге, восклицает: «все чисто так, как лик младенца, как дар Господний с высоты». С.Самохин замечает, что в пруду «в волнах белый лебедь плавает, словно луны отраженье». «Первый снег что белый лист» привлекает внимание И.Татаровой, а ее стужа, разгулявшись, «в грязь брезгливо ставила лапки, словно кошка».


Времена года


Говорят, у природы погоды плохой не бывает. В этом еще раз убеждаешься, читая строки наших земляков. Они заставляют по-новому увидеть то, что в каждодневной суете кажется привычным и обыденным.

Вот наш город, «окольцован холодной зимою», наблюдает «печальных снежинок полет», потому что уже

Отзвенела степная эстрада,

Отцвели полевые цветы.

Лепестками небесного сада

Опустилась зима с высоты.

В.Круглов

Чуть повысился столбик термометра - «снег посерел. Потеплело под вечер. С этой серостью город чуть-чуть постарел». А зимняя ночь?

Сумрак стелет лиловость устало,

Нас целуя заката устами.

В зимнем мареве месяц воскрес,

Сдвинув брови, смотрит молча с небес.

Оживает весною природа, и в человеке пробуждаются новые надежды и новые силы: «Весна, весна! Под твои звуки от сердца отступают муки… У речки, в поле, где гуляет ветер, я забываю обо всем на свете», - так воспринимает весну ученица Лена Москаленко.

Воспитатель детского сада Соколюк Н.М. тоже утверждает, что именно весной сбудутся «мечты, что вновь откроет счастье дверь». И пусть даже «большая лужа под окном, но солнце освещает дом, пусть даже ливень льет, как из ведра… Запомни, медленно, но вновь, вдруг оживет ушедшая любовь». Нужно заметить, что наши земляки, во все времена года описывая природу живой, особенно в весенних зарисовках подмечают в ней удивительные детали: весенние дожди - «словно нежные свирели». «ковер травы весной постелен», «робко дышит первоцвет», ветер «лукавый разбежался и березку дернул за серьгу».

Лето в нашем степном краю - это прежде всего полевая страда. Летние номера газет пестрят сводками сельскохозяйственных показателей, фотографиями тружеников. И среди публикуемых стихотворений часто звучит тема тяжелого труда хлеборобов:

Степные дороги - горячая пыль,

Людские тревоги, покорный ковыль…

Волшебные звуки, рабочий накал,

Тяжелые руки, мокрый штурвал.

И стелют путь Млечный дороги степей

В них тайна и вечность, в них судьбы людей.

И, конечно же, и в стихах, посвященных этой проблеме, - мысль о неразрывности судьбы каждого нашего земляка с общей судьбой страны: «Степные дороги - родные края, степные дороги - Россия моя». Степь, палимая летним солнцем, - для пейзажа картина не очень впечатляющая, наверное, приблизительно так думают многие городские жители. Но краснокутцы видят в своих полях не только тонны зерна, сдаваемые государству. Для нас это в первую очередь - красота родимой земли:

Такая прелесть вам не снится

Когда пшеница золотится!

А красота - глаз не отвесть.

Коль рожь, ячмень на поле есть! - восклицает молодая жительница с.Верхний Еруслан Фетисова Т.

Горжусь я тем, что я волжанка,

Своей страны ведь я гражданка.

Я влюблена в свои поля,

Ведь это все - моя земля.

В летнюю тему, можно сказать, «врывается» тревога за судьбу Дьяковского леса - этого уникального заповедника, ведь его главный враг летом - это лесной пожар. Думается, никого не может оставить равнодушным стихотворение дьяковской школьницы. Девочка описывает лесную трагедию: отрезанных огнем пятерых бельчат, плач матери-лисицы, оставшейся без детенышей, дрожащего зайчонка с опаленной лапой. Ее крик - упрек «О, люди, как же так могли вы неузнаваемо исправить леса лик?» обращен к каждому из нас, заставляет задумываться о собственной ответственности за все, происходящее вокруг.

А на смену летним зарисовкам, как и в жизни, так и на страницах «Краснокутских вестей» приходит осенняя мозаика. Анализируя опубликованные за последние 3 года стихотворения, мы пришли к выводу, что осень - самое любимое время краснокутцев. Какие только краски не встречаются в их стихотворениях! Поражает удивительная цветопись:

В нашем городе осень,

Все дела позабросив,

Ярко разукрасила листву.

Золото роняет, рубины рассыпает,

Сапфиром красит неба синеву - такие вот метафоры - драгоценные камни подбирает к своей осени Н.В.Балаклейцева. Замечает, как «на березке рьяной подпален батист» И.Татарова, ее же осень «кружит под ногами лимонное кружево», а в серых лужицах она видит «аккуратную просинь неба». Замечает Е.Шкодских, что «лишь пурпурный в саду цветет георгин», не сдающийся осени, «хоть остался один».

И вот уже «ворчит обмякшая зима….и у нее озябли плечи, дрожит…» И хоть «морозами вспугнула весну, как трепетную лань, щекой к березке та прильнула…» (И.Татарова).

Но золото листвы в ноябре уже «безжалостно скомкано под снег», «рваный край плачущего неба» заворачивает город «в одеяла тень», а «порванные ветром тучи» «сыплют белой крошкой» на «лужицы мерзлого стекла», и часто неуютно и одиноко человеку, «сраженному такой неласкою серою». Оттого и становится более ценным умение не только заметить, как «посылает солнышко лучик золотой», но и желание «собрать монетками эти теплые лучи», чтобы «раздать озябшим без любви в ночи». Так и стихи И.Татаровой, Г.Маковой, В.Круглова согревают своих читателей теплом доброты, надежды и веры.

Любовная лирика


Есть у человека еще одна способность, благодаря которой он становится чище и лучше, стремится к подвигам и готов на бескорыстные жертвы. Это - способность любить. Тема любви также является ведущей в творчестве краснокутцев. К сожалению, тема эта заявлена лишь женской поэзией. По-разному пишут о любви юные девушки и убеленные сединами женщины. Первые размышляют: «Мой избранник! Какой же мне нужен?», мечтают - «о рыцаре, иль на коне, иль нет», верят: «я верила, что ты меня найдешь». Говорят, первая любовь не бывает долгой, а это значит, что неизменно рядом со светлыми троками - печаль и тоска:

Красные листья, сохнет трава,

Улиц пустынных молчанье.

Ах, не забыть мне его никогда,

Первое наше свиданье.

Ты уходил, а я все ждала:

Вдруг позовешь на прощанье,

Просил ты забыть его навсегда,

Первое наше свиданье…

Как найти слова, чтобы передать свои чувства, ведь «я люблю» - два коротеньких слова, их влюбленные часто твердят, уж давно эта фраза не нова…Девушку огорчает, что «к банальным словам обращаясь, что повсюду и все говорят», она словно примеряет на себя «подвенечный костюм напрокат». И находятся слова, и они не банальны, потому что они - от сердца, от души, а значит - искренние. Как бы не закончилась первая любовь, девушки благодарят судьбу за то, что познали это счастье.

Мечтаем, страдаем, ревнуем, тоскуем -

А как же иначе любить?

Без этого жизнь пролетела б впустую,

Пустую - легко позабыть. (Н. Засыпкина)

«И даже если буду не с тобой, я просто буду помнить голос твой» (А.Понкрашова).

Любовные строки молодых отличает стремительность интонации, даже какая-то надрывность, не только лексика, но звукопись и ритмика - из сегодняшнего, нашего, компьютерного времени: «пульсирует неистовая кровь» (Бочарова Л.), «огнедышащей нелюбовью разрушаешь мне нервные клетки» (С.Карамазова), «разошлись навсегда кривые наших линий», «я радуюсь, когда шумят ветра, когда свирепо бьется в окна дождь». Боль - и та кажется необычной: «если б выдумали таблетки от такой агрессивной боли!» Разве можно сравнить свои чувства с чувствами других людей? Наверное, каждому из нас кажется, что наша безответная любовь - больнее, сильнее, отчаяннее. Отсюда и сравнение: «Я - раненая птица». И все же всех девушек объединяет одно - стремление и желание любить (и оно оказывается большим, чем желание быть любимой):

Он ей не посвятит своих стихов

И не напишет для нее программу,

Но это - меньше всяких пустяков.

Она любила - это в жизни главное (Бочарова Л.)

Женщины в возрасте тоже благодарны судьбе за подаренную ею возможность любить:

Так пусть останется любви очарованье,

Любовь пусть торжествует на земле. (Г.Макова)

С возрастом уже пришло понимание: «Опавшая листва зеленою не будет», конечно же, «пришедшая весна отчаянно моложе», уже «сказано все вроде», поэтому в разговорах «не будет пышных фраз и вычурного тоста». Не выясняется, «кто прав, кто виноват - все в прошлом отшумело». Гораздо важнее, что «друг друга берегли мало, неумело», что «рядом - проза жизни и суровый век, где редко выживает нежность, а в силе суета, поспешность». Поэтому и призывают авторы остановиться, помедлить, «не потерять ту шелковую нить, которая связала кружевами все самое прекрасное в нас с вами», просят «к словам красивым не касаться корявым, грубым языком…ими распыляться, произносить их кое-как» (Татарова И.)

Ведь это так страшно, когда

Нитка с бусами жемчужными порвалась,

Связь, всю жизнь как будто нужная, прервалась. (Н. Соколюк)

А когда «снова жизнь, собрав по бусинке, нанизав, обнаружить вдруг: не хватает в ней двух-трех глав». Лейтмотивом любовной лирики приходит память, воспоминание. Это и просьба: «Вспоминай обо мне, когда тихо и ни звука кругом», это то, что дает силы: «пока ты помнишь, что-то греет - наверно, память. Если вспомнят тебя, что-то стоишь…», это и надежда: «Вы не забудете, вы вспомните не раз, не два, а много раз…» - поэтому и «Вы, далекий, где-то рядом».

Каким ты будешь, человек?


Есть еще одна тема, которую можно было бы озаглавить строкой из стихотворения восьмиклассника Д. Самохина - «О назначении человека». Мы специально вынесли ее в заключение нашего проекта. Нам кажется она очень важной. Почему человек любит свою Родину, замечает красоту природы, не ропщет на судьбу, находит в себе силы пожелать счастья бывшему возлюбленному? Потому что он - Человек, потому что он размышляет о своем месте в жизни, о своем долге, потому что дорожит памятью о своих истоках, потому что живет, думая о будущем, а не по принципу: «после нас хоть потоп». Диме, как и каждому из нас, хочется верить, что, «имея здравый разум», который «человеку сегодня дан»,

Вознесет он до неба храмы,

Сохранит все, что Бог нам дал.

Юный поэт обращается к нам:

Человек! Будь сильнее, мудрее,

Не теряй красоты души -

И тогда станет жизнь светлее.

«Доброту дарить поспеши!» - вот в чем смысл жизни. А еще в том, чтоб сохранить память, хоть она «приходит часто с разными лицами к нам» (И.Татарова). Примечательно, как образ Памяти персонифицируется в стихотворении: вначале это желанный, милый образ с детским лицом, но на смену ей приходит «греховная память», но и ее нужно принять, какой бы она ни была - «и распятой, и снятой с креста». Вот она с юными и дерзкими глазами, полными надежды первой любви, а вот заглянуло в душу мерзкое лицо памяти-измены.

В души, как будто в оконце,
память не раз постучит,

А жизнь на свое веретенце

Дни - пряжу сучит и сучит.

Естественно, нам очень хочется, чтобы «память хранила лишь лучшие дни». А для этого, в первую очередь, надо жить так, чтобы не было стыдно. И хотя каждый совершает ошибки, но если, как советует Ирина, встреча с памятью будет «исповедальной», человек сможет, переосмыслив свое прошлое, не делать никому больно в настоящем.

Конечно, каждый выбирает сам, как ему жить. Но сколько мудрых советов мы находим в строчках стихов в рубрике «Поэтической строкой»: «Говорите старикам о любви!» - просит Г.Макова. «Любите стариков, пока те с вами!», сумейте порадоваться «чужому счастью без зависти» и пусть будет «жаль листвы, что сохнет, жаль цветов, что вянут, и котят брошенных», чтобы всегда «душа беспокоилась» - желает И.Татарова. Надо уметь принимать с достоинством все, что дает жизнь:

И, как не было б на душе

Тоскливо, горько или больно,

Не стоит долго в тишине

Рыдать и мучаться безвольно! -

утверждает Е.Воробьева

Не ждите чужой погоды.

Уверена, я права:

В самих нас источник природы,

Сил жизни и кладезь добра. (И.Татарова)


Стоит над этим задуматься, не правда ли?











Заключение


В своем проекте мы анализировали стихи краснокутских авторов, объединив их по тематическому признаку: размышления о роли поэзии, встреча с родной землей, описание природы родного края, тема времен года, любовная лирика, философские раздумья о смысле жизни и назначении человека. Но это не значит, что никакие другие темы не затрагиваются нашими земляками. Люди пишут стихотворные поздравления к профессиональным праздникам, задумываются о культурном облике нашего города, делают сатирические зарисовки, высмеивая отрицательные стороны нашей жизни, замечают удивительно в обыденном, проблеск яркого в буднях, радуясь и печалясь, озаряя щедростью своей души тех, кто рядом. Ф.М.Достоевский говорил, что красота спасет мир. Поэзия -одна из составляющих красоты. Спасибо за то, что среди нас есть люди, которые стремятся подарить нам радость, что, «судьбою отмечены, несут нам целебный стих», а мы - «Его как бальзам на душу Положим. Оттаем. Поймем».

Что строчки слов? Они растут

Цветами на бумажном поле.

Удобренные чувствами, цветут,

Моей лишь подчиняясь воле.

Я отдаю их вам - срывать

И аромат вдыхать манящий,

Вязать букеты, целовать

Их лепесток летящий.

Ведь тем и хороши, пока цветут,

Цветы и строчки,

Пленяя необычностью,

И вьют из слов веночки…















Практическое применение результатов проекта.

  1. Работа с текстами стихотворений на уроках литературы в среднем звене при изучении раздела «Родная природа в поэзии»

  2. Анализ художественных средств выразительности (олицетворений, метафор, сравнений) на занятиях по данной теме в процессе подготовки к сдаче ЕГЭ (задание типа В8).

  3. Использование стихотворения Г.Н.Маковой «Душа» на уроке русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы». (В стихотворении шестиклассники выделили восемнадцать устойчивых словосочетаний со словом «душа»).

  4. Работа с текстом стихотворения «Лесной пожар» на уроке литературы в 5 классе по теме «Мы не можем без них или они без нас?»

  5. В рамках работы над проектом в читальном зале мы нашли сборник стихотворений краснокутских поэтов, изданный к пятидесятилетию Победы. По этим стихам мы с учащимися 5 класса провели Урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества.

  6. Встреча с одним из старейших краснокутских журналистов, лауреатом премии «Золотое перо» Бикмурзиным С.Ф. Рассказав нам о своей работе в редакции «Краснокутских вестей», он предоставил материалы по истории газеты, в том числе из личного архива.

  7. Творческая встреча с И.Татаровой, интервью.

  8. Создание иллюстраций, фотографий для книжки-малышки.





Текст работы к проекту Когда строка любовью дышит...

17

© 2010-2022