Урок по русскому языку для 7 класса на тему Не с причастиями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта.


Жильцова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3», г. Новомичуринск, Рязанская область, Пронский район

Предмет: русский язык

Класс 7 А


Тема урока «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»

Тип урока: открытие нового знания.

План урока

1) Организационный момент. Самоопределение к деятельности

2) Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности

3) Открытие нового знания.

4) Первичное закрепление.

5) Повторение и закрепление нового.

6) Самооценка результатов деятельности.

7) Домашнее задание

Цели урока:

- по достижению личностных результатов:

развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- по достижению метапредметных результатов:

развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов:

развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями.

Планируемые образовательные результаты:

Знать: условия выбора правильных написаний НЕ с причастиями.

Уметь:

- правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;

- составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;

- анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Цели:

- создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.

Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа и через строчку, оставленную для темы урока, эпиграф.

«Много звезд - украшение неба, много знаний - украшение ума». (Слайд 1).

- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?

- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объемом знаний, чтобы считать себя умными?

- Тогда как пословица может быть связана с содержанием нашего урока?

− Молодцы!

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями. Желаю всем нам успехов!

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.


Да. Если мы смотрим на небо и видим много звезд, то долго любуемся представленной красотой, если встречаем умного человека, то восхищаемся его знаниями.

Нет. Нам еще предстоит многому учиться.

Мы будем открывать новое знание.

Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности

Цель: Выявление причины затруднения, совместное целеполагание




















- Начинаем трудиться.

Внимание на СЛАЙД (2)

Здесь даны словосочетания с «НЕ». Вспомните и определите, чем бывает «НЕ» и как пишется?

Правильно.

Работать будем по рядам. Ученики I ряда должны выписать в тетрадь словосочетания, в которых НЕ является частью корня, II ряда - НЕ - приставка, III ряда -НЕ - частица.

Явная (не)правда, (не)ряшливый вид; долго (не)годовала; (не)большая поляна; (не)прочитали книгу; (не)широкая, а узкая река; вовсе (не)строгий учитель, (не)лепость положения.

Проверим.

- Какими правилами правописания «не» со словами вы пользовались?

Пожалуйста, 1 ряд.

Почему эти слова являются частью корня?


Пожалуйста, 2 ряд.


Пожалуйста, 3 ряд.



- Итак, что мы повторили?


- Для чего пригодится этот материал?

- Какую часть речи мы с вами изучаем?

Предлагаю вам выполнить пробное действие.

Зачем нужно пробное действие?

Ребята, перед вами лежит карточка № 1. В ней даны словосочетания. Раскройте скобки и определите условия слитного и раздельного написания не со словами.

КАРТОЧКА № 1: (не)скошенная трава

(не)скошенная, а срезанная трава

трава (не)скошена, (не)скошенная вовремя трава, (не)доумевающий взгляд.

Ребята, что объединяет эти словосочетания?

Докажите, что эти слова причастия.

Есть ли различия в написании НЕ с причастием?

(Показываю через документ-камеру 2 карточки уч-ся) Посмотрим, что у вас получилось. (Смотрим карточку ….., затем карточку ….)

Ребята, видим, что получились разные ответы.

Ребята, обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы определить, когда слитно, когда раздельно пишется не?

А почему у вас возникло затруднение?

Какова же цель нашей работы на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради.


Частицей - пишется раздельно, приставкой - пишется слитно, частью корня - пишется слитно.



Дети пишут.


НЕ с сущ, НЕ с прилаг, Не с глаголом.

- Ученик 1 ряда читает словосочетания: неряшливый вид, долго негодовала, нелепость положения

Потому что они без «не» не употребляются.

СЛАЙД 3

Ученик 2 ряда читает и объясняет словосочетания: явная неправда, небольшая полянка

Слайд №4

Ученик 3 ряда читает и объясняет словосочетания: не прочитали книгу; не широкая, а узкая река; вовсе не строгий учитель

Слайд №5


-Мы вспомнили условия написания не с прилагательными, существительными и глаголами


Для открытия нового знания

Причастие


- Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель.


Дети работают на карточках.

НЕ дано с причастиями

Образованы от глаголов скосить, срезать, недоумевать.

Да. Одни пишутся слитно, а другие раздельно.


Нет.

Мы пока не знаем правила, по которому можно определить слитное или раздельное написание «не» с причастиями.

Узнать условия написания не с причастиями, научиться правильно писать НЕ с причастиями, разграничивать приставку НЕ и частицу НЕ с причастиями.

- Слитное и раздельное написание «не» с причастиями.

Познавательные:
- владение приёмами анализа и систематизации материала.




















Регулятивные:

- формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;

Коммуникативные:

- формирование умений совместного решения проблемы;

Открытие нового знания.

Цель:

- развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

- формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.

Ребята, при повторении вы заметили, что существует несколько условий слитного и раздельного написания НЕ со словами. В причастии их тоже несколько. Для определения условий выбора не с причастиями предлагаю поработать со слайдами, проанализировать данные ниже примеры и сформулировать правила.

СЛАЙДЫ

Раздельно

Книга не прочитана, задача не решена, забор не покрашен

Не прочитанная, а просмотренная книга, не увядшие, а свежие цветы.

Непрочитанная книга.

Не прочитанная до конца книга.

В какой форме употреблены причастия?

-В чем закономерность этих примеров?

Сформулируйте правило.

Внимание на следующий слайд.

На чем основано 2 условие?


А 3 условие немного посложнее.

Ребята, внимательно посмотрите на примеры.

Чем отличаются эти словосочетания?

Сформулируйте вывод.

Молодцы, ребята. Это были случаи раздельного написания не с причастиями.

А теперь посмотрим, какие есть условия слитного написания.

СЛАЙД «10»

Слитно

Ненавидящий ссору, негодующий возглас

Непрочитанная книга, нерешенная задача, несобранные ягоды

В чем закономерность этих причастий?

И как они пишутся?

Ребята, вспомните последнее условие раздельного написания НЕ с причастиями

А в этих словосочетаниях каким словом является причастие?

И как оно пишется с не ?

Сформулируйте правило.

Молодцы. А теперь немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! (12)

- А сейчас прочитаем правило в учебнике и узнаем, все ли условия по написанию НЕ с причастиями сегодня прозвучали (стр. 67)

- Назовите условия раздельного написания не с причастиями.

- Назовите условия слитного написания не с причастиями.

Используя сформулированное правило,


слитно

раздельно

1.Не употребляется без НЕ.

1. Без НЕ употребляется.

2.Нет противопоставления с союзом А

2.Есть противопоставление с союзом А

3.Нет зависимого слова.

3.Есть зависимое слово.

(СЛАЙД 13) составим алгоритм написания «не» с причастиями. Начнем со слитного написания.

Алгоритм.

  1. Употребляется ли без НЕ

(не употребляется - слитно)

  1. Полное или краткое.

( краткое - пишу раздельно)

  1. Полное:

есть ли противопоставление или зависимое слово?

(Есть - пишу раздельно.

Нет - пишу слитно.)






В краткой форме.

Пишутся раздельно.

Не с краткими причастиями пишется раздельно.

2 условие основано на использовании союза А.

Если в предложении есть противопоставление с союзом А, то НЕ с причастием пишется раздельно.

В первом словосочетании причастие не имеет зависимого слова - оно одиночное, а во втором имеет, значит образует причастный оборот.

Если при причастии есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется раздельно





Не с причастиями пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.

Если при причастии есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется раздельно.

Зависимым.

Если при причастии нет зависимого слова, то с НЕ оно пишется слитно.


Читают сами.


СЛАЙД 13





Составляют алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

- формирование умений совместного решения проблемы;
- формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
- формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Первичное закрепление

Цель:

- развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;

- развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


  1. Используя алгоритм «Слитное и раздельное написание не с причастиями», объясните написание следующих словосочетаний:

Рассказ (не)окончен

(Не)годующая девочка (НА ДОСКЕ)

(Не)оконченный вовремя концерт

  1. А теперь возвратимся к пробному действию, вызвавшему затруднения, и разрешим сомнения с опорой на новое знание.

Пожалуйста, …..

Ребята, а теперь самостоятельно поработайте с карточкой 2.

Карточка 2. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

Конверт (не) распечатан; (не) высказанная мысль; (не) обозначенное на карте озеро; (не) доумевающий взгляд; (не) закрытое тучей облако; (не) скошенный луг; (не) сшитые, а связанные вещи; (не) защищенный дом; (не) сложенные, а разбросанные тетради.


  • После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по эталону.

Проверьте себя по эталону и оцените по следующим критериям.

Раздельно Слитно

Конверт не распечатан Невысказанная мысль

Не обозначенное на карте озеро Недоумевающий взгляд

Не закрытое тучей облако Нескошенный луг

Не сшитые, а связанные вещи Незащищенный дом

Не сложенные, а разбросанные тетради

Незаконченная работа

-Ребята, есть, кто в классе не справился с заданием?

Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма

Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.


Списывают, раскрывая скобки.


Проверяют себя.

Оценивают свою деятельность. Ставят себе оценки.

«5» - 10 словосочетаний

«4» - 9-8 сл. (НА ДОСКЕ)

«3» - 7-5 сл.

«2» - 4 и меньше



Да или нет.

Познавательные:

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания.

Регулятивные:

формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Повторение и закрепление нового.

Цель:

- развитие регулятивных и коммуникативных УУД;

- развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

Ребята, следующее задание нацелено не только на проверку самого себя, но и своего соседа по парте.

Внимание . На карточке 3 даны словосочетания с причастиями с НЕ.

1 вариант выписывает только номера словосочетаний, в которых НЕ с причастиями надо писать слитно 2 вариант - раздельно

1) (не)законченная работа 6) (не)взлюбивший давно

2) (не)отправленная бандероль 7) (не)купленные, а свои ягоды

3) давно (не)штукатурены 8) (не)обозначенное озеро

4) двери (не)заперты 9) (не)сшитые, а связанные вещи

5) (не)навидящий взгляд 10) (не)закрытое тучей небо

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и

проверьте друг друга по ключу и поставьте оценки по критериям.

Слайд № 16 Правильные ответы

1 вариант - 1) 2) 5) 6) 8) 2 вариант - 3) 4) 7) 9) 10)


Выполняют задания, проверяют себя и соседа по парте.



Взаимопроверка.

Критерии оценивания

«5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - более 3 ошибок

Регулятивные:

- формирование четких и последовательных действий в процессе работы;

Самооценка результатов деятельности.

Цель: рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

Рефлексия учебной деятельности.

Спасибо, ребята. Наш урок завершается. Подведем итоги.

Ребята, продолжите следующие предложения.

Сегодня на уроке мы изучили тему…….

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

Ответьте дальше.

Я узнал(а)……….

Я научился (ась)…………

Мне понравилось …………..

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

А я вас благодарю за активную работу на уроке. Вы меня сегодня порадовали. С вами приятно было работать.


Оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты.

Регулятивные:

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

VII. Домашнее задание

А сейчас открываем дневники и записываем Д/З на выбор: § 24 упражнение 133 или 134.


© 2010-2022