- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку для 7 класса на тему Не с причастиями
Урок по русскому языку для 7 класса на тему Не с причастиями
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жильцова Е.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта.
Жильцова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3», г. Новомичуринск, Рязанская область, Пронский район
Предмет: русский язык
Класс 7 А
Тема урока «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»
Тип урока: открытие нового знания.
План урока
1) Организационный момент. Самоопределение к деятельности
2) Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности
3) Открытие нового знания.
4) Первичное закрепление.
5) Повторение и закрепление нового.
6) Самооценка результатов деятельности.
7) Домашнее задание
Цели урока:
- по достижению личностных результатов:
развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- по достижению метапредметных результатов:
развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов:
развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями.
Планируемые образовательные результаты:
Знать: условия выбора правильных написаний НЕ с причастиями.
Уметь:
- правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;
- составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;
- анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Цели:
- создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.
Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа и через строчку, оставленную для темы урока, эпиграф.
«Много звезд - украшение неба, много знаний - украшение ума». (Слайд 1).
- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?
- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объемом знаний, чтобы считать себя умными?
- Тогда как пословица может быть связана с содержанием нашего урока?
− Молодцы!
Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями. Желаю всем нам успехов!
Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.
Да. Если мы смотрим на небо и видим много звезд, то долго любуемся представленной красотой, если встречаем умного человека, то восхищаемся его знаниями.
Нет. Нам еще предстоит многому учиться.
Мы будем открывать новое знание.
Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности
Цель: Выявление причины затруднения, совместное целеполагание
- Начинаем трудиться.
Внимание на СЛАЙД (2)
Здесь даны словосочетания с «НЕ». Вспомните и определите, чем бывает «НЕ» и как пишется?
Правильно.
Работать будем по рядам. Ученики I ряда должны выписать в тетрадь словосочетания, в которых НЕ является частью корня, II ряда - НЕ - приставка, III ряда -НЕ - частица.
Явная (не)правда, (не)ряшливый вид; долго (не)годовала; (не)большая поляна; (не)прочитали книгу; (не)широкая, а узкая река; вовсе (не)строгий учитель, (не)лепость положения.
Проверим.
- Какими правилами правописания «не» со словами вы пользовались?
Пожалуйста, 1 ряд.
Почему эти слова являются частью корня?
Пожалуйста, 2 ряд.
Пожалуйста, 3 ряд.
- Итак, что мы повторили?
- Для чего пригодится этот материал?
- Какую часть речи мы с вами изучаем?
Предлагаю вам выполнить пробное действие.
Зачем нужно пробное действие?
Ребята, перед вами лежит карточка № 1. В ней даны словосочетания. Раскройте скобки и определите условия слитного и раздельного написания не со словами.
КАРТОЧКА № 1: (не)скошенная трава
(не)скошенная, а срезанная трава
трава (не)скошена, (не)скошенная вовремя трава, (не)доумевающий взгляд.
Ребята, что объединяет эти словосочетания?
Докажите, что эти слова причастия.
Есть ли различия в написании НЕ с причастием?
(Показываю через документ-камеру 2 карточки уч-ся) Посмотрим, что у вас получилось. (Смотрим карточку ….., затем карточку ….)
Ребята, видим, что получились разные ответы.
Ребята, обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы определить, когда слитно, когда раздельно пишется не?
А почему у вас возникло затруднение?
Какова же цель нашей работы на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради.
Частицей - пишется раздельно, приставкой - пишется слитно, частью корня - пишется слитно.
Дети пишут.
НЕ с сущ, НЕ с прилаг, Не с глаголом.
- Ученик 1 ряда читает словосочетания: неряшливый вид, долго негодовала, нелепость положения
Потому что они без «не» не употребляются.
СЛАЙД 3
Ученик 2 ряда читает и объясняет словосочетания: явная неправда, небольшая полянка
Слайд №4
Ученик 3 ряда читает и объясняет словосочетания: не прочитали книгу; не широкая, а узкая река; вовсе не строгий учитель
Слайд №5
-Мы вспомнили условия написания не с прилагательными, существительными и глаголами
Для открытия нового знания
Причастие
- Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель.
Дети работают на карточках.
НЕ дано с причастиями
Образованы от глаголов скосить, срезать, недоумевать.
Да. Одни пишутся слитно, а другие раздельно.
Нет.
Мы пока не знаем правила, по которому можно определить слитное или раздельное написание «не» с причастиями.
Узнать условия написания не с причастиями, научиться правильно писать НЕ с причастиями, разграничивать приставку НЕ и частицу НЕ с причастиями.
- Слитное и раздельное написание «не» с причастиями.
Познавательные:
- владение приёмами анализа и систематизации материала.
Регулятивные:
- формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;
Коммуникативные:
- формирование умений совместного решения проблемы;
Открытие нового знания.
Цель:
- развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
- формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.
Ребята, при повторении вы заметили, что существует несколько условий слитного и раздельного написания НЕ со словами. В причастии их тоже несколько. Для определения условий выбора не с причастиями предлагаю поработать со слайдами, проанализировать данные ниже примеры и сформулировать правила.
СЛАЙДЫ
Раздельно
Книга не прочитана, задача не решена, забор не покрашен
Не прочитанная, а просмотренная книга, не увядшие, а свежие цветы.
Непрочитанная книга.
Не прочитанная до конца книга.
В какой форме употреблены причастия?
-В чем закономерность этих примеров?
Сформулируйте правило.
Внимание на следующий слайд.
На чем основано 2 условие?
А 3 условие немного посложнее.
Ребята, внимательно посмотрите на примеры.
Чем отличаются эти словосочетания?
Сформулируйте вывод.
Молодцы, ребята. Это были случаи раздельного написания не с причастиями.
А теперь посмотрим, какие есть условия слитного написания.
СЛАЙД «10»
Слитно
Ненавидящий ссору, негодующий возглас
Непрочитанная книга, нерешенная задача, несобранные ягоды
В чем закономерность этих причастий?
И как они пишутся?
Ребята, вспомните последнее условие раздельного написания НЕ с причастиями
А в этих словосочетаниях каким словом является причастие?
И как оно пишется с не ?
Сформулируйте правило.
Молодцы. А теперь немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! (12)
- А сейчас прочитаем правило в учебнике и узнаем, все ли условия по написанию НЕ с причастиями сегодня прозвучали (стр. 67)
- Назовите условия раздельного написания не с причастиями.
- Назовите условия слитного написания не с причастиями.
Используя сформулированное правило,
слитно
раздельно
1.Не употребляется без НЕ.
1. Без НЕ употребляется.
2.Нет противопоставления с союзом А
2.Есть противопоставление с союзом А
3.Нет зависимого слова.
3.Есть зависимое слово.
(СЛАЙД 13) составим алгоритм написания «не» с причастиями. Начнем со слитного написания.
Алгоритм.
-
Употребляется ли без НЕ
(не употребляется - слитно)
-
Полное или краткое.
( краткое - пишу раздельно)
-
Полное:
есть ли противопоставление или зависимое слово?
(Есть - пишу раздельно.
Нет - пишу слитно.)
В краткой форме.
Пишутся раздельно.
Не с краткими причастиями пишется раздельно.
2 условие основано на использовании союза А.
Если в предложении есть противопоставление с союзом А, то НЕ с причастием пишется раздельно.
В первом словосочетании причастие не имеет зависимого слова - оно одиночное, а во втором имеет, значит образует причастный оборот.
Если при причастии есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется раздельно
Не с причастиями пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.
Если при причастии есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется раздельно.
Зависимым.
Если при причастии нет зависимого слова, то с НЕ оно пишется слитно.
Читают сами.
СЛАЙД 13
Составляют алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
Познавательные:
анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
- формирование умений совместного решения проблемы;
- формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
- формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Первичное закрепление
Цель:
- развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;
- развитие предметных навыков (орфографической зоркости).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-
Используя алгоритм «Слитное и раздельное написание не с причастиями», объясните написание следующих словосочетаний:
Рассказ (не)окончен
(Не)годующая девочка (НА ДОСКЕ)
(Не)оконченный вовремя концерт
-
А теперь возвратимся к пробному действию, вызвавшему затруднения, и разрешим сомнения с опорой на новое знание.
Пожалуйста, …..
Ребята, а теперь самостоятельно поработайте с карточкой 2.
Карточка 2. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.
Конверт (не) распечатан; (не) высказанная мысль; (не) обозначенное на карте озеро; (не) доумевающий взгляд; (не) закрытое тучей облако; (не) скошенный луг; (не) сшитые, а связанные вещи; (не) защищенный дом; (не) сложенные, а разбросанные тетради.
-
После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по эталону.
Проверьте себя по эталону и оцените по следующим критериям.
Раздельно Слитно
Конверт не распечатан Невысказанная мысль
Не обозначенное на карте озеро Недоумевающий взгляд
Не закрытое тучей облако Нескошенный луг
Не сшитые, а связанные вещи Незащищенный дом
Не сложенные, а разбросанные тетради
Незаконченная работа
-Ребята, есть, кто в классе не справился с заданием?
Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма
Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.
Списывают, раскрывая скобки.
Проверяют себя.
Оценивают свою деятельность. Ставят себе оценки.
«5» - 10 словосочетаний
«4» - 9-8 сл. (НА ДОСКЕ)
«3» - 7-5 сл.
«2» - 4 и меньше
Да или нет.
Познавательные:
- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания.
Регулятивные:
формирование четких и последовательных действий в процессе работы.
формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Повторение и закрепление нового.
Цель:
- развитие регулятивных и коммуникативных УУД;
- развитие предметных навыков (орфографической зоркости).
Ребята, следующее задание нацелено не только на проверку самого себя, но и своего соседа по парте.
Внимание . На карточке 3 даны словосочетания с причастиями с НЕ.
1 вариант выписывает только номера словосочетаний, в которых НЕ с причастиями надо писать слитно 2 вариант - раздельно
1) (не)законченная работа 6) (не)взлюбивший давно
2) (не)отправленная бандероль 7) (не)купленные, а свои ягоды
3) давно (не)штукатурены 8) (не)обозначенное озеро
4) двери (не)заперты 9) (не)сшитые, а связанные вещи
5) (не)навидящий взгляд 10) (не)закрытое тучей небо
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и
проверьте друг друга по ключу и поставьте оценки по критериям.
Слайд № 16 Правильные ответы
1 вариант - 1) 2) 5) 6) 8) 2 вариант - 3) 4) 7) 9) 10)
Выполняют задания, проверяют себя и соседа по парте.
Взаимопроверка.
Критерии оценивания
«5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - более 3 ошибок
Регулятивные:
- формирование четких и последовательных действий в процессе работы;
Самооценка результатов деятельности.
Цель: рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.
Рефлексия учебной деятельности.
Спасибо, ребята. Наш урок завершается. Подведем итоги.
Ребята, продолжите следующие предложения.
Сегодня на уроке мы изучили тему…….
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Вы достигли поставленной цели?
Ответьте дальше.
Я узнал(а)……….
Я научился (ась)…………
Мне понравилось …………..
- За что бы вы похвалили себя на уроке?
А я вас благодарю за активную работу на уроке. Вы меня сегодня порадовали. С вами приятно было работать.
Оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты.
Регулятивные:
- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
VII. Домашнее задание
А сейчас открываем дневники и записываем Д/З на выбор: § 24 упражнение 133 или 134.