- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие. Олимпийские игры по русскому языку Пятью пять
Внеклассное мероприятие. Олимпийские игры по русскому языку Пятью пять
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плюгина Е.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Олимпийские игры по русскому языку.
Лингвистическая игра
«Пятью пять»
Цель: формирование интереса к предмету и мотивации к обучению.
Задачи:
-
в игровой форме повторить некоторые фрагменты изученного материала;
-
развивать умение учащихся применять знания в нестандартных ситуациях;
-
совершенствовать навык работы в группах.
Вораст учащихся: 5 класс.
Размер группы: 16 человек.
Ресурсы:
-
столы для групп;
-
музыкальное оформление;
-
ручки, бумага на каждом столе; карточки с заданиями
-
Время: не менее 45 минут.
Ход игры:
1.Упражнение «Разминка»:
(Учащиеся, которых учитель заранее поделил на пятёрки, сидят за столами.) Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой сегодня особенный день, какой праздник? Сегодня праздник Пятёрочки! Все дети и взрослые, получившие хоть одну пятёрку в жизни, в этот день празднуют свой успех. Что необходимо людям, чтобы получился настоящий праздник? (Хорошее настроение, компания друзей, весёлые посиделки за чаем.) Хорошее настроение, компания друзей у нас уже есть, а вот для того, чтобы организовать чаепитие, кому-то придётся сбегать в магазин. Кто побежит в магазин, например, в «Пятёрочку»? (Как правило, это хотят сделать все дети.) Ну что ж, все так все. Тем более что бежать недалеко. Магазин открывается прямо здесь, в нашем кабинете. (Учитель выкладывает на столы, расставленные в виде прилавка у доски печенья, шприцы со сгущёнкой, мандарины, маркеры, одноразовые стаканы, чай, нарезка колбасы, нарезка хлеба.) Чтобы добежать до магазина, нужно всем размяться. Вы не поверите, разминать мы будем не ноги, а языки.
«Разминка для языка» делается так: на столе вашей группы лежит карточка с коварной скороговоркой. Эту скороговорку все ребята группы будут говорить по очереди быстро, чётко, внятно, не останавливаясь. Количество баллов, которое наберёт группа, - это количество шагов, на которое вы продвинулись к магазину «Пятёрочка». (Группы выполняют задание и оценивают друг друга, присуждая 2-м из групп по баллу.)
2.Упражнение «6 слов в одном»:
Чтобы окончательно добраться до магазина «Пятёрочка», вам придётся выполнить ещё одно задание на продвижение. Попробуйте придумать слово из 9 букв, которое содержит в себе 6 других слов. При этом нельзя переставлять буквы в слове или добавлять буквы, которые в нём отсутствуют. (Ручки и бумага лежат на столе.) Группы выполняют задание и оценивают друг друга.
3.Упражнение «Заколдованный город»:
Вот мы и в магазине. А деньги на покупки у вас есть, ребята? (Нет.) В нашем магазине принимают только особенные деньги. Как их получить? Конечно, заработать. Вас ждёт следующее задание «Заколдованный город». Отгадайте название города в Европе, которое состоит из 10 букв. Группы выполняют задание, оценивают друг друга и получают деньги.
4.Упражнение «Внимательные ушки»:
Посмотрите на цены в нашем магазине. Видимо, пока ещё не хватает вам денег, чтобы что-то купить. Но вы можете заработать больше. Следующее задание выполняется на слух, писать нельзя. Поднимают руку те члены пятёрки, которые быстрее всех сообразят, какое слово было загадано.
Напишите два слова: одно, в котором корень тот же, что в слове "выходной", приставка та же, что в слове "поездка", суффикс тот же, что и в слове "прогулка", окончание то же, что и в слове "коза". Второе - в котором корень тот же, что в слове "село", приставка та же, что в слове "поехал", суффикс тот же, что и в слове "ветерок". Группы выполняют задание, оценивают друг друга и получают деньги.
5.Упражнение «Один за всех и все за одного»:
Маловато у нас пока ещё денег. Задание «Один за всех» будет выполнять один член группы. Выберите его. Задание «Все за одного» в виде кроссворда выполнят оставшиеся члены группы. Выполнение задания заканчивается по первому человеку или первой группе, завершившей работу. Группы выполняют задание, оценивают друг друга и получают деньги. Когда за дело берутся все вместе,
всё удаётся. Теперь в «Пятёрочке» вы можете сделать полезные приобретения, посчитайте деньги и посмотрите, что на них вы можете купить.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
-
Вам понравилась игра?
-
Какие задания вам показались особенно интересными?
-
Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий?
-
Что помогало вам быть успешными?
Приложение
1.Скороговорки:
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского - вавилонянина.
Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул.
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
2. 6 слов в одном: Ответ:
Слово ПРИДУМАТЬ, которое вы уже прочитали два раза, содержит в себе слова: ИДУ, ДУМАТЬ, ДУМА, УМ, МАТЬ и МАТ.
3.Заколдованный город:
«Заколдованный город»
Отгадай название города в Европе, которое состоит из 10 букв.
1.Первая буква два раза появляется в клубке.
2.Вторая буква есть и в озере, и в болоте.
3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.
4. Четвертая буква два раза встречается в рецепте.
5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.
6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.
7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.
8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.
9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.
10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти.
«Заколдованный город»
Отгадай название города в Европе, которое состоит из 10 букв.
1.Первая буква два раза появляется в клубке.
2.Вторая буква есть и в озере, и в болоте.
3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.
4. Четвертая буква два раза встречается в рецепте.
5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.
6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.
7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.
8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.
9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.
10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти.
«Заколдованный город»
Отгадай название города в Европе, которое состоит из 10 букв.
1.Первая буква два раза появляется в клубке.
2.Вторая буква есть и в озере, и в болоте.
3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.
4. Четвертая буква два раза встречается в рецепте.
5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.
6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.
7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.
8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.
9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.
10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти.
«Заколдованный город»
Отгадай название города в Европе, которое состоит из 10 букв.
1.Первая буква два раза появляется в клубке.
2.Вторая буква есть и в озере, и в болоте.
3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.
4. Четвертая буква два раза встречается в рецепте.
5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.
6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.
7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.
8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.
9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.
10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти.
4. Внимательные ушки:
Напишите два слова: одно, в котором корень тот же, что в слове "выходной", приставка та же, что в слове "поездка", суффикс тот же, что и в слове "прогулка", окончание то же, что и в слове "коза". Второе - в котором корень тот же, что в слове "село", приставка та же, что в слове "поехал", суффикс тот же, что и в слове "ветерок".
Ответ: походка, посёлок.
5. Один за всех:
Составьте предложения со словом "пятёрка". В первом оно должно быть подлежащим, во втором - дополнением, в третьем - обстоятельством, в четвёртом - сказуемым.
Составьте предложения со словом "пятёрка". В первом оно должно быть подлежащим, во втором - дополнением, в третьем - обстоятельством, в четвёртом - сказуемым.
Составьте предложения со словом "пятёрка". В первом оно должно быть подлежащим, во втором - дополнением, в третьем - обстоятельством, в четвёртом - сказуемым.
Составьте предложения со словом "пятёрка". В первом оно должно быть подлежащим, во втором - дополнением, в третьем - обстоятельством, в четвёртом - сказуемым.
6. Все за одного:
Решение кроссворда.
Задания по горизонтали: 1) Я - это … . 2) … и зависимая части составляют словосочетание. 3) После обобщающего слова перед однородными членами ставится …. 4) Если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а, но, то между ними ставится … . 5) Единицами синтаксиса являются … и предложение. 6) Знак завершения повествовательного или побудительного, невосклицательного предложения. 7) … пишется отдельно от тех слов, перед которыми он стоит. 8) Чтобы определить, какая … пишется в корне, необходимо подобрать такое слово, в котором она стояла бы под ударением. 9) Значимая часть слова - это … . 10) Предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности - это … . 11) Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п., то между ними ставится … . 12) … предложение состоит из двух или более простых предложений. 13) Чтобы узнать, какая гласная пишется в окончании глагола, необходимо определить его … . 14) Морфема, стоящая перед корнем - это … .
Задания по вертикали: 1) В этом слове есть орфограмма "Проверяемая безударная гласная в корне слова": метро, стена, точка. 2) Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. 3) По … высказывания различаются повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. 4) Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. 5) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. 6) Чтобы определить пишется ли ь в глаголе одевает(…)ся, необходимо задать к нему … . 7) Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 8) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. 9) Написание слова по орфографическому правилу или по традиции - это … . 10) Часть речи, изменяющаяся по временам, лицам (родам) и числам. 11) Слово-исключение из правила «Буквы и, у, а после шипящих».
ОТВЕТЫ:
По горизонтали:
1. Местоимение. 2. Главная. 3. Двоеточие 4. Запятая. 5. Словосочетание. 6. Точка. 7. Предлог. 8. Гласная. 9. Морфема. 10. Текст. 11. Тире. 12. Сложное. 13. Спряжение. 14. Приставка.
По вертикали:
1. Стена. 2. Пунктуация. 3. Цели. 4. Подлежащее. 5. Синтаксис. 6. Вопрос. 7. Обращение. 8. Дополнение. 9. Орфограмма. 10. Глагол. 11. Жюри