РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА В НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. (по программе Москвина Г. В.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Читы.



«Рассмотрено»

Руководитель МО

Игнатова Р.Н..

___________________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

Позднякова Е.В.

_________________

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ№ 19

Булгакова И.П.

________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА В НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.

(по программе Москвина Г.В.)

















Учитель русского языка и литературы Игнатова Р.Н.



Пояснительная записка

Данное планирование составлено на основе «Программы по литературе, 5 - 11 класс» Г.В.Москвина ( М.: Вентана - Граф, 2007) и соответствует учебнику «Литература, 6 класс», авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина (М.: Вентана - Граф, 2013).

Программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования, определённых государственным стандартом общего образования.

Цели и задачи учебного предмета.

Основными целями в организации учебного процесса в 6 классе будут:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу самостоятельной читательской деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Специфика учебного курса.

Школьный курс литературы обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от других учебных дисциплин и в то же время тесно связывающих с ними.
В Примерной программе основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения, составленной на основе государственного образовательного стандарта, межпредметные связи литературы с другими науками и учебными дисциплинами представлены следующим образом.
«Учебный предмет "Литература" - одна из важнейших частей образовательной области "Филология". Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей».
В Примерной программе подчеркивается также связь литературы с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), влияющими на формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру; с историей и обществознанием, которые, обращая учащихся к исторической памяти, способствуют становлению их активного отношения к действительности.
Подчеркнув соединение в единой образовательной области «Филология» языковых дисциплин и литературы, необходимо выделить характерные особенности именно этого школьного курса.
Уникальность литературы среди других школьных учебных предметов основана на следующих факторах.
Первый из них связан с объектом изучения. Если в содержании преподавания большинства школьных предметов лежат основы изучаемой науки, то центральным (хотя и не единственным, конечно) объектом изучения школьного курса литературы является не только научно сформулированный результат познавательной деятельности человечества в виде основ науки (в данном случае - литературоведения), но и продукт творческой деятельности писателя - художественное произведение, которое представляет собой результат творческого познания и отражения мира в форме художественного текста личностью писателя.
Второй фактор вытекает из первого. Изучение художественного произведения (как уникального культурного артефакта) может осуществляться, в отличие от других школьных дисциплин, в нескольких ракурсах: научном, эстетическом, бытийном и коммуникативном.
Первый ракурс - научный, т. е. связанный с научными методами изучения произведения (анализ, синтез, исследование, сопоставление, обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования. Для школьного курса литературы методологической основой изучения становится литературоведение как совокупность наук, рассматривающих в качестве объекта художественный текст. Изучение произведений в научном ракурсе фактически способно уравнять школьный курс литературы с другими учебными предметами, представляющими основы наук (что и отражено в большинстве современных программ литературного образования), однако исчерпать его не может, так как художественное произведение представляет собой уникальный объект, который необходимо рассматривать в школе также и с других позиций.
Второй ракурс изучения произведений - эстетический, рассматривающий художественный текст как воплощение искусства слова. Художественная форма произведения роднит его с другими видами искусства, в основе которых - также образное отражение действительности, преломленное сквозь призму сознания творческой личности автора. Для эстетического восприятия литературы необходимо эмоционально-рефлексивное изучение.
Третий ракурс изучения произведения - бытийный. В его основе - смысловое постижение содержания художественного произведения, которое отражает представление писателя о мироздании и о человеке. Именно этот подход к изучению текста наиболее интересен и важен для любого читателя, именно он оказывает воздействие на чувства и сознание читателя. Он представляет собой наиболее значимый аспект преподавания литературы, поскольку влияет на становление ценностно-смысловых установок учащихся.
Четвертый ракурс изучения можно условно назвать коммуникативным. Он позволяет рассмотреть текст художественного произведения в аспекте его диалогической природы: во взаимодействии с автором, эпохой, историко-литературным контекстом, читателями разных времен и народов; в его взаимоотношениях с другими науками; в сопоставлении с вариантами его воплощения в других видах искусства, в литературе разных эпох и культур и проч.
Таким образом, можно утверждать, что изучение художественных произведений в школьном курсе литературы в четырех выше названных ракурсах сближает этот учебный предмет с различными областями научного знания: литературоведением, лингвистикой, этикой, эстетикой, аксиологией, культурологией, психологией, религией, философией и др.
Неразрывное соединение в одном школьном учебном предмете научных основ истории и теории литературы, литературной критики, лингвистики, риторики, взаимосвязь с различными видами искусства, родственными литературе образным, художественным воплощением творческого мышления автора, а кроме того, присутствие бытийного начала, связанного с общечеловеческим поиском истины, отраженным в философии, религии, этике, поистине уникальны по своему замыслу и могут создать колоссальные возможности воздействия на учащихся при правильно организованном преподавании.
• Соприкосновение с шедеврами мировой литературной классики дает учащимся представление об онтологических проблемах, неизбежно возникающих перед каждым человеком (проблемы устройства мироздания, определения своего места в нем, смысла и назначения собственного существования и т. п.), и закрепленных в художественных текстах вариантами их разрешения.
• Знакомство с лучшими произведениями классической литературы в школе может обеспечить взаимосвязь с мировым и отечественным историческим, этическим, философским и культурным наследием, заключенным в художественных текстах, а следовательно, «стыковку» современного человека с чередой предшествующих поколений.
• Сопряжение текста художественных произведений с внутренним миром личности учащегося способно повлиять на становление жизненных целей, ценностей и мировоззрения растущего школьника.
• Соприкосновение с искусством, к коему принадлежит и литература, владеющим особым арсеналом средств воздействия на личность, содействует формированию эстетического вкуса учащихся.
• Знакомство с культурой своего народа способствует становлению национального менталитета учеников.
• Осмысление идейного содержания произведений влияет на расширение представлений читающего о разных гранях мирового бытия и накопление личностного опыта на социальном, интеллектуальном, эмоциональном, психическом и коммуникативном уровнях.

Место учебного предмета в учебном плане.

Обязательное изучение литературы на этапе основного

общего образования

предусматривает ресурс учебного времени в объеме 375 ч., в том числе: в 5 класс - 68 часов, в 6 классе - 68 часов, в 7 классе- 68 часов, в 8 классе - 68 часов, в 9 классе - 103 часа.

Технологии, используемые на уроках.

1. Технология проблемно - диалогического обучения

Технология проблемно - диалогического обучения позволяет организовывать на уроках самостоятельное открытие учащимися новых знаний. Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».

Цели и этапы учебного процесса и методика их проведения на основе технологии проблемно - диалогического обучения.

Цели

Этапы учебного процесса

Методика организации

Знания

Введения материала

Воспроизведение (проговаривание)

Методы

Задания

Умения

Задачи и упражнения

Задания

Навыки

Многократное повторение действий

Задания

Классификация методов обучения по технологии

проблемно - диалогического обучения

Методы

Проблемные

Традиционные

«Классические»

«Сокращённые»

Постановки проблемы

Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации

Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение темы

Поиска решений

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение заданий

Технология проблемно - диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего обучения, поскольку является:

результативной - обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников. Воспитание активной личности;

здоровьесберегающей - позволяет снижать нервно - психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.

2. Технология критического мышления.

Результативность: у детей формируются способности применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, выделять причинно-следственные связи, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале, быть открытым для новых идей, разграничивать обоснованные и необоснованные ошибки.

3. Здоровьесберегающая технология.

1.Снижение психофизиологической нагрузки учащегося за счет активного включения тактильного, зрительного, слухового анализаторов.

2.Высокая мотивация обучения за счет снижения стрессогенных факторов.

Индивидуальные особенности класса

Рабочая программа, составленная для 6 класса В, является логическим продолжением программы и составляет непрерывный курс русского языка, призванного обеспечить связь всех звеньев обучения от начала и до конца изучения предмета.

В рабочей программе учитывается одна из важнейших учебных целей курса литературы:

В основном, у учащихся класса хороший уровень учебной мотивации, но познавательная деятельность сформирована не у всех. Некоторые ребята испытывают трудности: Вдовина Наталья, Бекетов Сергей. Поэтому необходимо включать их в процесс выполнения заданий самостоятельно, формировать умения выполнять решение учебных задач до конца. В классе обучаются Занин Вячеслав,Кутилова Снежана. Для этих учащихся необходимо обеспечить дифференцированный подход с учётом их индивидуальных особенностей, поощрять проявление активности на уроке, так как они отличаются медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную работу, стесняются отвечать у доски. Необходимо включать метод «яркого пятна» и игровые элементы при объяснении нового материала, развивать и формировать познавательные интересы и общий кругозор.

Большая часть учеников (Бархатов Леонид, Барай Снежана, Гречкин Иван, Игумнова Дарья, Обухова Анастасия,ПичугинДмитрий,Поспелова Алина,Русанов Владислав, Сатышев Денис, Яценко Анастасия) проявляют желание учиться. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности. В организацию работы с этими учащимися учтён и факт, что они ещё не обладают высоким уровнем самостоятельности в учёбной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята боятся дать неправильный ответ, переживают собственные неудачи. В целях корректировки необходимо воспитывать успешность в работе, чтобы по собственной инициативе они могли выдвигать гипотезы, исследовать, самостоятельно оценивать свои возможности. Рабочая программа учитывает особенности класса и возможности отдельного ребёнка (например, давать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предлагать иллюстрирование, устное рисование и т. д.).

Содержание учебного предмета.

Литература как искусство слова - 1 час. Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.

Как появилась поэзия и проза.

Истоки и вершины.

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования - 1 час.

Песня - 1 час. Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.

Былина «Садко» - 2 часа. Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - 2 часа. Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья» - 1 час.

Классические образцы поэзии и прозы.

Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа - 1 час.

А.С Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро» - 1 час.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворения «Парус», «Утес» - 2 часа. Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Повесть «Дубровский» - 7 часов. Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь») - 1 час

О чем и о ком рассказывает литературное произведение.

Герой литературного произведения.

Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении - 1 час.

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел» - 3 часа. Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» - 2 часа. Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» - 6 часов. Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре» - 3 часа. Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.

Внеклассное чтение. Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня» - 1 час

Тема литературного произведения

А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь» - 1 час. Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой...») - 1 часа. Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша» - 2 часа. Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трехсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.

С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша» - 1 час. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» - 2 часа. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Внеклассное чтение. А. Тукай. «Пара лошадей» - 1 час

Литература: мир вопросов и ответов.

Как человек понимает мир и себя

Лирический герой - 1 час.

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога» - 2 часа. Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

Дж. Байрон. Слово о писателе. Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова). «Прометей» - 2 часа. Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Нет, я не Байрон...» - 1 час. Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.

Стихотворение «Ангел» - 1 час. Лирическая история души. Трехсложный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.

Как отражается таинственное в судьбе человека.

Идея и проблематика литературного произведения - 1 час.

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь» - 1 час. Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.

Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин. «Ворон к ворону летит». Э. По. Слово о писателе. «Ворон» - 2 часа. Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла произведения. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы» - 1 час. Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. Повесть «Вий» - 1 час.

Как человек относится к людям и ко всему живому.

Нравственная проблематика литературного произведения - 1 час.

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» - 1 час. Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник» - 2 часа. Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» - 3 часа. Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» - 2 часа. Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворений.

А.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле» - 1 час. Своеобразие писательской манеры Идея рассказа. Образы Афонии и дедушки. Аллегорический смысл названия.

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Сказка «Маленький принц» - 4 часа. Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.

Внеклассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму» -1 час

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения.

Отношения людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь - 1 час.

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского) -1 час. Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда» - 2 часа. Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трехсложный размер (анапест).

Р.-Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мед» - 1 час. Значение воли и убежденности для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (гл. IX «Кукла») - 2 часа. Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») - 2 часа. Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) -1 час.

Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.

Внеклассное чтение. «Мы помним…» (произведения о Великой Отечественной войне) - 1 час

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 6 В классе 2015/2016 учебный год (2 часа в неделю)









ДАТА

ТЕМА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

(метапредметные результаты)

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

1

Литература как искусство слова

Усложнённое повторение: тема, проблема, сюжет, композиция лит. пр-я

Владение литературоведческой терминологией.

Осмысленное чтение.

Умение пересказывать, создавать устные монологические высказывания разного типа.

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.


Как появились поэзия и проза.

2

Поэзия и проза

Формы существования лит-ры. Усложнённое повторение: роды лит-ры. Соотношение формы и рода.

Понимание ключевых проблем русского фольклора, древнерусской литературы, литературы 19 века.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей.

Умение анализировать произведение, выявлять его тему, идею, характеризовать героев.

Умение давать характеристику герою, сопоставлять героев произведения.

Владение литературоведческой терминологией.

Осмысленное чтение.

Умение пересказывать, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Написание сочинения на литературную тему.

Понятие жанра. Соотношение рода и жанра.

3

4

Песня как малый жанр фольклора

Рождение песни. Понятие ритма. Приёмы создания песенного ритма. Художественные особенности песни. Разновидности народных песен.

5

6

7

8

Русский народный эпос.

Былина.

Былина «Садко».

Былины Киевского цикла

Жанровые особенности былины

Поэтический мир русской былины. Циклы былин. Былины Киевского цикла

Внеклассное чтение. Конкурс на лучшего сказителя

9

Вн.

Традиции былин в русской литературе. И.Бунин «Святогор и Илья»

Образ русского богатыря в литературе. Способы выражения авторского отношения к герою.

Фольклорная былина «Святогор и Илья»

10

11

Древнерусская повесть.

Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жанр древнерусской повести. Литературное и сказочное начала. Основы нравственной оценки, способы изображения человека.

Отработка понятий и жанровых особенностей сказки, жития, повести.

Составление сюжетного плана. Пересказ эпизода.

12

Лирическое стихотворение

Понятие лирического стихотворения. Стихосложение: ритм, рифма, метр, размер.

Трёхсложные стихотворные размеры.

Определение размера.

13

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Строфа. Художественные тропы. Звукопись.

Подходы к анализу стихотворения. Углубление знаний по теории стиха.

Чтение наизусть.

14

М.Ю.Лермонтов «Парус»

Усложнённое повторение: аллегория.

Чтение наизусть.

15

М.Ю.Лермонтов «Утёс»

Аллегория и символ.

Поэзия М.Ю.Лермонтова в музыке.

Чтение наизусть.

Контрольная работа.

Анализ лирического стихотворения.

16-

20

Русская классическая проза. А.С.Пушкин «Дубровский»

Жанры эпоса. Истоки русской прозы. Нравственная проблематика. Национальный характер. Образ «благородного разбойника».

Традиции авантюрного романа. В.Скотт «Айвенго».

Составление сюжетного плана. Пересказ эпизода с самостоятельным определением его границ. Рассказ-характеристика героя.

21

Вн.

Л.Н.Толстой. Трилогия взросления.

«Детство», «Отрочество», «Юность»-автобиографическая трилогия. Внимание к внутреннему миру человека

Анализ главы «Я проваливаюсь».

Внеклассное чтение.


О чём и о ком рассказывает литературное произведение.

22

23

24

Вн.

Герой литературного произведения. А.С.Пушкин «Выстрел»

«Метель»

Герой и характер в литературе. Типы героев. Цикл «Повести Белкина». Особенности хронологии рассказа. Честь и благородство как нравственные категории. Характер героя. Человек и судьба. Автор и рассказчик.

Понимание ключевых проблем литературы 19-20 веков.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей.

Умение анализировать произведение, выявлять его тему, идею, характеризовать героев, определять его принадлежность к одному из литературных родов, жанров.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

Владение литературоведческой терминологией.

Осмысленное чтение.

Умение пересказывать, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, выразительно читать произведение в том числе наизусть.

Авторская ирония как приём создания характера. Культурология: дуэль как способ защиты чести в дворянской среде.

Внеклассное чтение. Пересказ от лица героя.

25

26

Н.А.Некрасов. Поэма «Саша». Практикум стиховедения.

Углубление знаний по теории стиха: трёхсложные стихотворные размеры.

Приёмы создания характера в поэме. Социальная проблематика.

Поэма как лиро-эпический жанр.

Составление композиционного плана.

27

28

Н.С.Лесков «Тупейный художник», «Левша»

Начальные понятия о сказе.

Роль эпиграфа. Рамочная композиция. Нравственная и социальная проблематика

Понятие о национальном характере. Речь как предмет изображения.

Внеклассное чтение. Составление композиционного плана.

29

30

А.П.Чехов «Человек в футляре»

Способы создания характера: портрет, речь, интерьер. Рамочная композиция.

Смысл названия. Сопоставление с сказкой М.Е.Салтыкова -Щедрина «Премудрый пескарь»

Внеклассное чтение.

31

Тема литературного произведения. Ю.Рытхэу «Хранитель огня»

Вечные темы в литературе.

Основная и дополнительные темы в произведении.

Внеклассное чтение.

Контрольная работа

Тест по итогам 1 полугодия

32

А.В.Кольцов «Косарь»

Народные традиции в поэзии. Песенная интонация в лирике. Приём контраста.

Усложнённое повторение: жанровые особенности народной песни.

33

М.Ю.Лермонтов «Поэт»

Особенности композиции. Назначение поэта и поэзии.

Особенности ритмической организации. Аллегория.

Лирический герой стихотворения.

34

35

Поэзия С.А.Есенина

Основные темы и приёмы поэзии С.Есенина.

Особенности мироощущения поэта и их отражение в его творчестве.

Чтение наизусть.

Исследование: образная и цветовая природа творчества С.Есенина.

36

37

Поэзия Н.М.Рубцова

Образная природа поэзии Н.Рубцова. традиции поэзии 19 века в его творчестве.

Поэзия Н.Рубцова в музыке.

38

А.Тукай «Пара лошадей»

Особенности национальной татарской поэзии. Национальные традиции в поэзии А.Тукая.

Внеклассное чтение.


Литература: мир вопросов и ответов.

39

Лирический герой.

Своеобразие образа лирического героя. Характер лирического героя

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской и зарубежной литературы.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей.

Определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в создании художественных образов (владение элементами филологического анализа текста).

Владение литературоведческой терминологией.

Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Осмысленное чтение.

Умение пересказывать, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Умение выразительно читать наизусть стихотворение.

40

Лирический герой поэзии

А.С.Пушкина

«Зимний вечер», «Зимняя дорога». Образ лирического героя. Ритмическая и образная организация стихотворения. Мотив дороги.

Подходы к анализу стихотворения. Углубление знаний по теории стиха.

Философская лирика.

Чтение наизусть.

Индивидуальная исследовательская работа.

41

42

Лирический герой поэзии

Д.Г.Байрона

«Душа моя мрачна…», «Прометей». Лирический герой поэзии Байрона и способы создания его характера. Миф и литература.

Лирика романтизма. Романтическое отношение к миру. Байронизм.

Афоризм.

Сопоставление художественных переводов Н.Гнедича и М.Лермонтова.

43

44

Лирический герой поэзии

М.Ю.Лермонтова

Традиции байронизма и самобытность поэзии Лермонтова.

Подходы к анализу стихотворения. Углубление знаний по теории стиха.

Чтение наизусть.

45

Вн.

Поэзия В.Гюго

Философская лирика. Жанровые особенности гимна.

Внутрипредметные связи в литературе.

Внеклассное чтение.

46

Идея и проблематика литературного произведения. Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»

Понятие идеи и проблемы в литературе. Многообразие и разновидности проблем художественных произведений. Жанр баллады, элегии.

Особенности художественного перевода.

47

48

Сквозные образы в литературе. Образ ворона в фольклоре и литературе.

Э.А.По, А.С.Пушкин, народные песни и баллады.

Мистическое в литературе. Народная и литературная баллады. Баллада Э.По. Рефрен.

Сопоставительный анализ.

Самостоятельное исследование «Истоки баллады А.С.Пушкина».

49

Стихотворение А.С.Пушкина «Бесы»

Балладные черты в лирике. Развитие мотива дороги.

Жанровое своеобразие стихотворения. Усложнённое повторение: жанровые особенности баллады, философская лирика Пушкина.

50

«Вечные» темы в литературе. Ф.Шиллер «Перчатка»

Нравоучительность баллады Шиллера.

Образ благородного рыцаря в литературе.

51

52

Нравственная проблематика литературного произведения. Рассказы И.А.Бунина «Лапти», «Подснежник»

Усложнённое повторение: тема, идея, проблема. Литературная притча. Национальный характер.

Подходы к анализу эпического произведения. Цветовая символика в рассказе.

53

54

55

Рассказы А.И.Куприна

«Белый пудель», «Чудесный доктор»

Нравственный выбор героя. Милосердие. Рождественский рассказ как особый жанр.

Подходы к анализу эпического произведения: ретроспектива, рамочная композиция, аллегория, пейзаж.

Подбор эпиграфа. Письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос.

56

57

Поэзия В.В.Маяковского

Нравственные идеалы поэта. Назначение поэзии.

Новаторство Маяковского: звукопись, особенности ритмической организации стихотворений.

Сопоставительный анализ.

Приём звукоподражания в поэзии

Самостоятельное исследование (по выбору)

58

59

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Усложнённое повторение: романтическое отношение к жизни, литературная притча

Традиции народной и авторской сказки и их переосмысление.

Письменный ответ на вопрос.

60

Вн.

И.С.Тургенев «Муму»

Авторская позиция и способы её передачи.

Внеклассное чтение.

61

62

Социальная проблематика литературного произведения. Поэзия Н.А.Некрасова

Народная поэзия Н.Некрасова. Интонационные особенности лирики. Контраст.

Гражданская лирика.

Социальный контраст.

Озаглавливание частей стихотворения.

63

Баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»

Усложнённое повторение: жанровые особенности баллады.

Аллегорический смысл названия.

Композиционный план. Чтение наизусть фрагмента.

64

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Трагизм в литературе. Характер героя.

Исследование: сквозной мотив в литературе.

Внеклассное чтение.

65

К.Г.Паустовский «Драгоценная пыль»

Лирическая проза. Лирическая интонация. Романтическое отношение к миру. Образ-символ.

Усложнённое повторение: литературная притча.

Внеклассное чтение.

66

С.А.Есенин «Сорокоуст»

Традиции народной песни в лирике. Смысл названия. Образная и ритмическая организация. Идея.

Анализ стихотворения.

Контрольная работа

Тест по итогам 2 полугодия

67

68

Мы помним

К.Кулиев

В.Быков «Дожить до рассвета»

К.Богомолов «Иван»

Тема войны в лирике и прозе. Нравственная проблематика. Героизм.

Внеклассное чтение.



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

историко-культурный контекст изучаемых произведений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

сопоставлять литературные произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идей-но-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

• глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании тек-ста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

•стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

• написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

• достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

•логичное и последовательное изложение содержания;

• написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

• в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

• материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

•обнаруживается владение основами письменной речи;

• в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

• не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

• характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

•отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пре-делах программы данного класса:

• знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

•умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

• понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

• знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

• умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

• уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; не-умение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

•«5» - 90 - 100 %;

•«4» - 70 - 89 %;

•«3» - 50 - 69 %;

•«2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

• умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

• соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

•широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

•соответствие работы ученика теме и основной мысли;

•полнота раскрытия тема;

•правильность фактического материала;

•последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

• правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

•реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

• широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.

Методы и формы контроля.

Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками.

Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.

Различают следующие методы контроля:

1. Традиционные

2. Нетрадиционные

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Различают следующие формы и методы контроля:

Устный опрос. На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

· выяснения готовности класса к изучению нового материала;

· определения сформированности понятий;

· проверки домашних заданий;

· поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке;

· при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами, которой являются:

· обращение с вопросом ко всему классу;

· конструирование ответа;

· рецензирование ответа;

· оценка ответа и ее обоснование;

· постановка вопросов ученику самими учащимися;

· взаимопроверка;

· самопроверка.

Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.

Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал.

Письменный контроль. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Зачет. Проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.

Самостоятельная работа. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

Контрольная работа. Проводится с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Практическая работа. Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Тест. Представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это сочетание устного и письменного контроля. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки нескольких учащихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Программно-методическое обеспечение

(для учителя и учащегося).

Литература для учителя:

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

  2. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 5-6 классы. 7-8 классы. CD-ROM for Windows.

  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Контрольно-измерительные материалы).

  5. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. - Волгоград: Учитель, 2008. - 132 с.

  6. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

  7. Литература. Тесты. 6 класс. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.

  8. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  9. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 6 класс. Часть 1. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  10. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 6 класс. Часть 2. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  11. Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8-11 классы».

  12. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: «Просвещение», 2011. - (Стандарты второго поколения).

Литература для учащихся:

  1. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 6 класс. Часть 1. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  2. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 6 класс. Часть 2. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. Тексты художественных произведений, обозначенные в авторской программе и в рабочей программах.

  4. Тексты художественных произведений для уроков внеклассного чтения, обозначенные в авторской программе и в рабочей программах.

  5. Художественная литература:

  6. Репродукции картин художников.



© 2010-2022