Урок Изучение омонимов. Материал содержит упражнения по теме

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Прочитайте стихотворение:

Скажи «Родник» -

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чём.)

(А. Барто)

1.Какие два разных предмета обозначают выделенные в стихотворении слова? Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? Какой частью речи они являются?

2. Найдите в толковом словаре примеры омонимов. Составьте с ними распространенные предложения и подчеркните грамматические основы.

3. Назовите омонимы. Что они обозначают? Какой частью речи они являются? В каком слове буква ю обозначает два звука?

  • Собака породы боксёр - боксёр на ринге.

Заставить комнату мебелью - заставить работать.Урок Изучение омонимов. Материал содержит упражнения по теме

Строевой лес - строевой командир.

4. Выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что они обозначают. Какие значения выделенного слова вам известны? Выпишите слова, в которых пропущены буквы: 1) в корне; 2) в окончании.

1) Лесник скосил траву на опушк.. березовой рощ.. . Братишка скосил глаза и скорчил уморительную гримасу.

2) Косяк л..шадей с шумом мчался по полю. Мальчик вб..вал гвозди в косяк двери.

3) Девочка заплетала косу. Брат точил косу. Туристы вышли из лодки на песчаную косу.

5. Почему в данных предложениях мысль выражена неясно? Выразите ее точнее. В побудительное предложение включите обращение и «вежливое» слово пожалуйста.

Образец.

На столе лежит наряд. (Документ или одежда?)

На столе лежит наряд на уголь.

На столе лежит праздничный наряд.

1) Принесите лук. (Растение или оружие?). 2) Кран не работает. (Водопроводный или строительный?)

6. Являются ли омонимами выделенные слова? Почему? Выпишите их в начальной форме и составьте с любыми из них 2-3 предложения.

Стакан из стекла - вода стекла; косить косой - косой взгляд; тёплую печь - печьпироги; разводить голубей - небо стало голубей; раствор соли - соли кашу.

7. За счет чего создаётся шуточный характер стихотворения? Найдите в данных стихах омонимы. Что они обозначают? Объясните знаки препинания в диалоге.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были?

- У лисички.

- Что вы ели там?

- Лисички.


© 2010-2022