Элективный курс по русскому языку Синтаксис. Пунктуация, 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку в 11 классе

«Синтаксис. Пунктуация»

Учитель русского языка и литературы Ардашова Татьяна Юльевна


Пояснительная записка

В 10-11 классах продолжается работа по овладению правилами и нормами русского языка, что является одним из показателей культуры человека. Механизм применения правил отрабатывается при их использовании, навыки формируются и совершенствуются при выполнении тренировочных упражнений. Важнейшим направлением в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области синтаксических единиц, пунктуационных норм. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Подготовка к экзамену в форме и по материалам ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение синтаксиса и пунктуации, а также постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Программа элективного курса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий КИМа, вызывающих на экзамене наибольшие затруднения и приводящих к наибольшему количеству ошибок.

Основные цели курса: повышение пунктуационной грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи, обеспечение планомерной подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Задачи: 1) совершенствовать пунктуационную грамотность;

2) анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

3) формирование навыков многоаспектного языкового анализа текста.

Предлагаемый элективный курс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов.

К особенности методики в старших классах относится то, что теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и подачи материала крупными блоками с использованием опорных конспектов, программа курса отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Отсюда основными формами учебной деятельности являются лекции, тренировочные упражнения, микроисследования в группах, практикум по анализу текста, составление таблиц и алгоритмов, практическая работа по текстам художественной литературы, тренировочные и контрольные тесты, проверочная работа в форме и по материалам ЕГЭ. Основные виды контроля: синтаксический разбор простого и сложного предложения, лингвостилистический анализ текстов, подбор текстов для анализа, сообщения по результатам групповой работы, составление алгоритма анализа поэтического и прозаического текстов, творческие и контрольные работы.

Содержание курса

  1. Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании.

Распознавание и моделирование словосочетаний разных видов. Особенности связи слов в словосочетаниях, построенных по способу согласования, управления, примыкания.

  1. Структура предложения. Односоставные предложения.

Выделение грамматической основы. Виды сказуемого. Опознавание односоставных предложений разных видов.

  1. Простое осложнённое предложение.

Обособленные члены предложения. Опознавание разных видов обособленных членов предложения. Пунктуационные особенности предложений с однородными членами предложения. Типичные ошибки в построении предложений с обособленными членами; освоение приёмов редактирования. Грамматические и пунктуационные особенности предложений с вводными словами, обращениями.

  1. Сложноподчинённые предложения.

Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях. Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с несколькими придаточными. Правильная постановка знаков препинания при сочетании союзов.

  1. Бессоюзные сложные предложения.

Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

  1. Сложное предложение с разными видами связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами бессоюзной и союзной связи.

  1. Знаки препинания при прямой речи.

  2. Синтаксические нормы.

Правильное построение предложений разных синтаксических конструкций. Согласование сказуемого с подлежащим. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм.

Требования к уровню подготовки

знать

  • основные единицы синтаксиса;

  • грамматические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь

  • соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Учебно-методическое оснащение учебного процесса


  1. Д.Э. Розенталь. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1990.

  2. ЕГЭ. Тесты на основе открытого банка заданий учащихся: ФИПИ - интернет ресурс.


Тематическое планирование

Тема занятия

Виды учебной деятельности

Виды контроля


Дата

плану

факт

1

Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании.

Выполнение тренировочных упражнений

Синтаксический анализ

словосочетания и предложения



2,3

Грамматическая основа предложения. Согласование сказуемого с подлежащим



4

Тире между подлежащим и сказуемым

Анализ текста



5,6

Управление. Нарушения синтаксической нормы.

Анализ текста




7, 8

Односоставные и двусоставные предложения.

Практическая работа

Срез по теме



9

Союзы и предлоги в предложениях с однородными членами.

Практическая работа



10,11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Составление таблицы. Тренировочные упражнения




12

Союз и в простом предложении с однородными членами предложения и в сложносочиненном предложении на стыке предложений

Лекция, тренировочные упражнения




13, 14

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление согласованного определения, несогласованного определения.

Составление таблицы. Тренировочные упражнения

Срез по теме



15

Замена придаточного определительного предложения причастным оборотом

Практическая работа


16

Нормативное употребление деепричастных оборотов

Практическая работа


17

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление приложения.

Составление таблицы. Тренировочные упражнения




18

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление обстоятельств и оборотов с союзом как.

Составление таблицы. Тренировочные упражнения




19, 20

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Составление таблицы. Тренировочные упражнения




21,22

Знаки препинания при прямой речи.

Практическая работа

Срез по теме



23

Ошибки при смешении прямой речи и косвенной

Анализ предложений




24

25

Контрольная работа в форме и по материалам КИМ ЕГЭ

Самостоятельная работа




26

Знаки препинания при цитатах

Тренировочные упражнения




27

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды придаточных предложений.

Составление таблицы. Тренировочные упражнения

Синтаксический анализ

предложения.

Срез по теме



28-30

Предложения с несколькими придаточными. Запятые на стыке союзов.

Составление таблицы. Тренировочные упражнения



31-32

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Составление таблицы. Тренировочные упражнения



33-34

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Тренировочные упражнения







© 2010-2022