Урок по русскому языку на тему Понятие о вводных конструкциях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАУСУНБАЕВА АЙМАН АМАНГЕЛЬДЫЕВНА

учитель русского языка

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ»

Цель урока:

образовательная:

-сформировать представления учащихся о явлении вводности как речевой категории; познакомить с основными группами вводных слов по значению; научить распознавать и выделять их в составе предложения;

развивающая:

-выработать правильную интонацию при произношении вводных слов;

-развивать пунктуационные навыки выделения их на письме; развивать навыки правильного использования в устной речи различных групп вводных слов в зависимости от ситуации и статуса адресата;

воспитательная:

-воспитывать толерантность, интерес и уважение к многовековой истории и культуре России;

методическая:

-применение интерактивных методов обучения в системе преподавания русского языка;

методическая оснащенность урока:

учебники «Русский язык» 8 класс Л.К.Жаналина, Н.Н.Шманова. Мектеп. 2014, ПК, мультимедиа, электронный учебник, опорные схемы, мультимедийная доска, раздаточный материал.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

III. Путешествие по «Золотому кольцу России».

1.Словарная работа (показ слайдов с параллельной записью слов учащимися в тетрадях).

Легкий маршрут, старинная икона, мастера-иконописцы, Третьяковская галерея, исторический памятник, высокая башня, подняться на колокольню, золотые купола, Московский кремль, величественный собор, сувениры для туристов, живописная панорама, посетить монастырь.

2. Показ видеоролика «Золотое кольцо России».

«Золотое кольцо России» - так называют древние русские города, окружающие Москву и хранящие уникальные памятники русской культуры. Туристы, которые едут по этому маршруту, посещают древние русские города: Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов Великий. В каждом городе «золотого кольца» туристы могут посмотреть древнерусские памятники архитектуры, увидеть традиционные народные промыслы. Могут купить русские сувениры, послушать русскую народную музыку, старинные русские песни.

Владимир - очень живописный город, расположенный на левом берегу реки Клязьмы. Дорогу в город Владимир открывают Золотые ворота. Их называли золотыми, потому что тяжелые дубовые двери ворот были обшиты золоченными медными листами. Древние строители создали великолепный архитектурный ансамбль Владимира. Особенно прекрасны Успенский и Дмитриевский соборы, которые сохранились до наших дней.

Город Суздаль открывается с Поклонной горы сказочной картиной с монастырями, шатрами колоколен, церквами. Одним из самых величественных памятников прошлого является Богородице- Рождественский собор. Через многие сотни лет пронес он талант и мастерство суздальских зодчих. При взгляде на его суровые стены вспоминаются яркие страницы многовековой истории города. Здесь собирались не только в праздники, здесь зачитывались указы, обсуждались государственные дела. Городу Ярославлю почти тысяча лет. Это большой речной порт на берегу Волги. В Ярославле 250 лет назад был основан первый русский театр, двери которого распахиваются для благородных зрителей и в наше время. В Ярославле туристы увидят древнейший Спасо-Преображенский монастырь, который стоит на высоком берегу Волги. Ярославская земля известна не только своими зодчими, но и прекрасными мастерами-иконописцами. Многие иконы хранятся теперь в музеях Ярославля, а лучшие - в Третьяковской галерее в Москве.

Ростов Великий - один из городов, которому удалось сохранить первоначальную целостность архитектуры и природы. Величественной и сказочной панорамой возникает город на равнинном берегу озера Неро. В центре всей панорамы возвышаются купола и башни кремля, завершают архитектурный ансамбль города два монастыря: справа - Авраамиевский, слева - Яковлевский.

Вся история России, как в зеркале, отражается в прошлом городов «Золотого кольца».

3. Работа над текстом ролика (беседа по вопросам):

  • Какие города входят в маршрут «Золотого кольца»?

  • Где расположен город Владимир?

  • Почему ворота, открывающие дорогу во Владимир, были названы «Золотыми»?

  • Когда и где был основан первый русский театр?

  • Какой древний монастырь могут увидеть туристы в Ярославле?

  1. Повторение ранее изученного материала. Фронтальный опрос:

1.Что изучает синтаксис?

2.Синтаксис какого предложения мы изучаем?

3.Что такое простое предложение?

4.Какое предложение называют сложным?

5.Что такое грамматическая основа предложения?

6.Чем распространяются главные члены предложения?

7.Что относится к второстепенным членам предложения?

8.Какие существуют конструкции, осложняющие структуру простого предложения?

Просмотр схемы №1.

Осложнение простого предложения

КУрок по русскому языку на тему Понятие о вводных конструкцияхУрок по русскому языку на тему Понятие о вводных конструкцияхУрок по русскому языку на тему Понятие о вводных конструкцияхУрок по русскому языку на тему Понятие о вводных конструкцияхонструкции, осложняющие структуру предложения

Однородные члены

Обособленные члены

Вводные слова

обращения

V.Объяснение нового материала.

1.Знакомство со словами, не входящими в структуру предложения. (Видеоролик №1)

Кроме главных и ВЧ в предложении могут быть слова, не являющимися членами предложения, не связанные с другими словами в нем ни подчинительной, ни сочинительной связью. Такими словами являются обращения, вводные слова. Они относятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника или для оценки сообщения.

2. Понятие о вводных словах. (Видеоролик №2).

3. Работа по учебнику.

Сравнение схемы компьютера с учебной статьей. Обратить внимание учащихся на то, что и в учебнике, и в компьютере даны не все значения вводных слов, а лишь основные.

4. Практическая работа.

А) Выполнение задания на компьютере №1.

Определите значение вводных слов в данных предложениях. Проведите соединительную линию от предложения к соответствующему значению используемого в нем вводного слова.

  1. Разумеется, он любил путешествовать. 1. чувство

  2. Мы с вами, кажется, попутчики? 2. уверенность

  3. Все, словом, было по-прежнему. 3. порядок явлений между ними

  4. Дождь, к счастью, скоро кончится. 4 .источник сообщения

  5. По мнению врача, больного выпишут 5. предположение из больницы через неделю.

  6. Итак, лодка исчезла. 6. способ выражения мысли

Б) Распределительный диктант. (Выполнение задания на компьютере №2.)

Распределите данные предложения на две группы: предложения с вводными словами и словосочетаниями и без вводных слов и словосочетаний

Предложения с вводными словами и словосочетаниями

Предложения без вводных слов и словосочетаний

Нельзя доказывать правоту таким образом.

Его аргументы, таким

образом, оказались убедительными.

Словом, Гаврика терзали сомнения.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Ночью весь мир кажется проще.

Дождь лил, кажется, трое суток подряд.

Это может быть правдой.

Вода казалась теплой.

Может быть, большой талант погибает в этом несчастном существе.

Море, казалось, заснуло глубоким сном.

Из-за тумана на трассе плохо видно.

Из-за тумана, видно, придется отложить полет.

В) Выполнение задания №3 на компьютере.

Г) Работа по учебнику. Выполнение упр. № 179.

Выполнение задания по компьютеру №1 , №2, №3.

VI.Закрепление изученного. Выполнение тестовых заданий.

VII.Д/з упр №176.

VIII.Подведение итогов урока.

© 2010-2022