Тема: И. С. Тургенев «Вешние воды» «Любовь земная и небесная»

Тема: «Любовь земная и небесная в повести И.С.Тургенева «Вешние воды» Цели: 1. раскрыть идейно-художественное содержание повести;             2. развивать навыки критического мышления через чтение и анализ художественного текста; формировать способности определять литературоведческие понятия;             3. воспитывать уважительное отношение к мнению оппонента;  нежного трогательного отношения к чувству любви. Тип урока: урок-анализ художественного текста. Оборудование урока: Иллюстрации к повести; схема-таблица для сравнения женских образов; эпиграф к уроку «Любить – это желание жить!» (М.Горький); раздаточный материал,  таблички для «экспертов», «психолога-аналитика», «биолога», «идеалистов» и «материалистов». Используемые технологии: элементы технологии критического мышления через чтение и письмо, ТРИЗ.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русской литературы в 9 классе.

Разработала- учитель русского языка и литературы КГУ «Экономическая школа- лицей п.Жезкент» Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Оспанова Гульшат Кудайбергеновна

Тема: «Любовь земная и небесная в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»

Цели: 1. раскрыть идейно-художественное содержание повести;

2. развивать навыки критического мышления через чтение и анализ художественного текста; формировать способности определять литературоведческие понятия;

3. воспитывать уважительное отношение к мнению оппонента; нежного трогательного отношения к чувству любви.

Тип урока: урок-анализ художественного текста.

Оборудование урока: Иллюстрации к повести; схема-таблица для сравнения женских образов; эпиграф к уроку «Любить - это желание жить!» (М.Горький); раздаточный материал, таблички для «экспертов», «психолога-аналитика», «биолога», «идеалистов» и «материалистов».

Используемые технологии: элементы технологии критического мышления через чтение и письмо, ТРИЗ.

Ход урока:

Ещё раз про любовь! - под таким девизом пройдет наш сегодняшний урок. Ещё раз мы коснемся этой волнующей всех темы. Чувство это прекрасно и вечно … О нем слагались стихи, оно было неоднократно воспето в произведениях разного жанра литературы.

Вопрос. Какие произведения, посвященные этой теме, вы можете привести в качестве примера?

- Как вы уже заметили, это светлое, жизнеутверждающее чувство не оставило равнодушным ни одного представителя русской, казахской, восточной, западноевропейской литературы. И тем не менее … О любви сказано и написано много … и мало. Мало, потому что тема эта безгранична, как наша Вселенная, и вечна, как желание проникнуть в тайники человеческой души. К нашему сегодняшнему диалогу, я прошу присоединиться экспертов, чье мнение, я надеюсь, будет авторитетным для вас; биографа и психолога-аналитика. Это ваши сверстницы-ученицы 9 класса - (Ф.И.О. учащихся). Ну и, безусловно, основные участники диалога - ваш покорный слуга - (Ф.И.О. учителя) и группы, условно обозначенные «материалисты», «идеалисты». Обратимся к семантике данных понятий: материализм, идеализм. Как же я увязала эти философские понятия с темой сегодняшнего урока «Любовь земная и любовь небесная в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»? Без особого труда можно догадаться: идеалисты - сторонники любви небесной, а материалисты будут ратовать за любовь земную.

Литературная разминка.

  1. Автор «Вешних вод» - И.С.Тургенев. С какими произведениями писателя вы уже знакомы? («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Му-му», «Ася», «Рудин», «Записки охотника», «Бежин луг» и др.)

  2. Как вы понимаете название произведения? (Вешние - значит весенние)

  3. Вспомните эпиграф к тургеневскому произведению. Выполняет ли он свое прямое назначение?

  4. Определите жанр произведения. (повесть)

  5. Назовите тип автора данной повести. (автор-повествователь)

  6. Кто составляет систему образов данного произведения? Есть ли сквозные образы-предметы, которые проходят через всю повесть? (крестик, роза)

  7. Какой прием художественного времени использует И.С.Тургенев? (ретроспекция)

  8. Автобиографична ли повесть? (слово - биографу).

  9. Назовите художественный прием, лежащий в основе повествования. (антитеза) Что противопоставлено в повести? (2 истории любви - 2 Love story)

Любовь главного героя к женщине двулика. Давайте возьмем на себя смелость и некоторую неделикатность и проследим за Дмитрием Саниным в период зарождения его трепетного чувства к Джемме и одурманивающей страсти к Марье Николаевне. (сцены свиданий, заранее подготовленные учащиеся представляют вниманию присутствующих 2 сцены свиданий: свидание Санина с Джеммой и с Марьей Николаевной).

Итак, две женщины в судьбе Дмитрия Санина существуют параллельно, поэтому и сравнивать их по предложенным критериям мы будем также параллельно.

На столах «материалистов» и «идеалистов» находится раздаточный материал, который я намеренно перемешала, чтобы как-то запутать вас в определении тех или иных моментов. Давая ответ на поставленные вопросы, вы прежде представьтесь экспертам, которые сегодня будут оценивать степень вашего участия в разговоре.

Психолог-аналитик имеет право вносить некоторые коррективы, уточнения в ваши ответы. Ключи ответов находятся на магнитной доске, так что вы незамедлительно узнаете о верности вашего решения. (Проводится работа по опорной схеме-таблице).

Перед нами предстали два женских образа. Обе не лишены привлекательности, романтичности, в чем-то схожи и в чем-то разнящиеся …

Вопрос. Как могло получиться, что герой приблизительно в одно и тоже время полюбил их обеих. Да и любовь ли это?!

Наша задача не осуждать, не обличать Дмитрия Санина, а попытаться понять его. Давайте в общих чертах обрисуем характер взаимоотношений Дмитрия Санина и Джеммы, Дмитрия Санина и Марьи Николаевны. Вспомните ее отношение к мужу. Попробуйте выстроить ассоциативный ряд, связанный с чувством Джеммы и Марьи Николаевны.

Джемма

Марья Николаевна

богиня

колдовство

мадонна

змея

душа

присуха

жизнь

пари

все

посягательство на свободу


любовь-авантюра

Вопрос. Чем же несимпатична для вас Марья Николаевна?

Тем не менее, какая-то неудержимая сила влекла Дмитрия Санина к этой женщине.

Вопрос. Какие точки пересечения вы обнаружили в жизнеописании Дмитрия Санина и Марьи Николаевны? Что общего у них? (возраст, социальное положение, национальность).

Вопрос. В основе произведения лежат две истории любви. Описанию какой из них Тургенев уделил больше внимания? Случайна ли подобная диспропорция?

Вопрос. Как решается на страницах повести вопрос о фатализме (предопределении судьбы)? Как сложились в дальнейшем судьбы героинь повести? Закономерен ли такой исход? Оправдан ли подобный итог жизни героинь?

Вопрос. За что благодарна Джемма Санину?

Вопрос. Чем заканчивается повесть?

Тургенев не ставит «точку» в этой истории. Неизвестно, как распорядится судьба. Вряд ли добропорядочная Джемма разорит свое семейное гнездо и бросится в объятья Санина …

Важно другое, что у главного героя, спустя много лет, появилось непреодолимое желание жить, строить планы на будущее. Он воскрешен. (Вернемся к сквозным образам. Что символизируют эти 2 детали: роза и гранатовый крестик?).

Замечательно то, что любовь способна вдохнуть в нас жизнь. Как справедливо заметил М.Горький: «Любовь - это желание жить». Любовь - это созидательная, а не разрушающая сила.

Вопрос. Что вы понимаете под этим словом?

В качестве опережающего задания я просила вас вывести формулу любви. (читаю «валентинки» с определениями девятиклассников понятия «Любовь»).

Как метко заметил классик: «Любви все возрасты покорны». Вот и вы, встречая свою 15-ю весну, наверняка познали муки любви. Мои юные друзья, я хочу пожелать вам, чтобы состояние влюбленности не покидало вас ни на минуту, ибо в желании жить, творить, быть полезным заключается истинный смысл человеческого бытия.

Домашнее задание: Написать сочинение-эссе «Любовь спасет мир!»

Далее слово предоставляется экспертной комиссии, которая оценивает степень участия девятиклассников в обсуждении предложенной темы.


© 2010-2022