Подготовка к сочинению 15. 1 ОГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные:

М/п: извлекать информацию из текста, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.

М/к: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное

мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.

Предметные:

Научиться создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста:

- научиться писать комментарий, обоснование к высказыванию;

- научиться находить нужные примеры в тексте, используя навыки изучающего чтения текста;

- научиться ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли;

- уметь пользоваться в письменной речи словарным богатством, разнообразием грамматических форм, выразительными средствами родного языка;

- применять навыки практической грамотности - владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Актуализация изученного

Проблемно-диалогическая технология

  1. Знакомство с темой урока.

  2. Вспоминаем то, что знаем о рассуждении


Тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;

Доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;

Вывод, заключение


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

III. Постановка проблемного вопроса урока.



Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

- Прочитайте ключевые слова урока.

- Какую новую информацию вы получили из этих слов?

- Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Что представляет собой сочинение на лингвистическую тему?

- Что является тезисом в сочинении?

- Из скольких частей состоит сочинение?

- Какие доказательства нужно привести в сочинении?

-Задачи (планирование работы по достижению целей) Научиться создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста:

- научиться писать комментарий, обоснование к высказыванию;

- научиться находить нужные примеры в тексте, используя навыки изучающего чтения текста;

- научиться ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли;

- уметь пользоваться в письменной речи словарным богатством, разнообразием грамматических форм, выразительными средствами родного языка;

- применять навыки практической грамотности - владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.



IV. Открытие новых знаний.


Работа над композицией сочинения

План-схема рассуждения (композиция сочинения)

Тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;

Комментарий, обоснование высказанной мысли;

Доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами из текста;

Вывод, заключение

Алгоритм работы над сочинением

1. Внимательно прочитайте высказывание.

2. Найдите ключевые слова и выражения.

3. Вспомните теоретический материал, объясните значение лингвистических терминов.

4. Прокомментируйте высказывание, данное в качестве тезиса, поясните цитату.

5. Найдите в тексте языковые явления, ярко иллюстрирующие вашу мысль (аргументов должно быть два: лексический и грамматический);

6. Продумайте композицию сочинения.

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1. Тезис.

Мнение, выказанное автором цитаты и предложенное в качестве темы сочинения.

2. Комментарий этого высказывания, рассуждение о смысле высказывания.

3. Пример лексического явления в тексте, его роль.

4. Пример грамматического явления в тексте, его роль.

5. Вывод.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Выявлять необходимую информацию в тексте и соотносить её с проблемой урока.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.

V. Развитие учебноязыковых умений. Работа с текстом.


Лексические явления

Морфемы (корень, приставка, суффикс)

Однозначные слова

Многозначные слова

Фразеологизмы

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, заимствованные слова, историзмы, архаизмы и т.д.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Грамматические явления - это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением.

Грамматика - это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования),

словоизменения (морфология),

видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Грамматика

Словообразование

(приставки, суффиксы)

Морфология (словоизменения), синтаксис (словосочетание и типы предложений)

Грамматика. Словообразование Суффиксы (их роль) создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею:

уменьшительно-ласкательные - оценочное или разговорное значение (братец, ручка)

оттенок негативной оценки - с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)

шутливая окраска (бумаженция, старушенция),

со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё, суетня, кислятина)

имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)

оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)

Грамматика (морфология и синтаксис)

Союз грамматики с лексикой (взаимодействие)

Чистый, и, наш, богатый, А. П. Сумароков, сладкий, язык, и, пышный.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. А. П. Сумароков.

Иметь, замок, ключ, много, значит, знать, язык, много, к, один.

Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. Вольтер

Вывод

Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли.

Чтение текста

Образец сочинения-рассуждения (чтение и анализ)

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают», - писал известный лингвист Г. Степанов. О чём заставляет задуматься автор данного высказывания?

Мне кажется, что речь идёт о содержании мысли человека и форме её выражения.

Содержание мысли определяется словарным запасом (лексикой). Чтобы говорить и даже думать о каких-то предметах, явлениях, событиях, необходимо их именовать, называть. Для этого и существует слово. Иначе говоря, мысли человека находят выражение благодаря слову, его лексическому значению. По словарному запасу человека можно судить о его воспитанности, культуре, степени интеллигентности, психологической уравновешенности.

Обратимся к тексту Б. Васильева. Чтобы выразить «вызывающую агрессию», грубость, «невероятное презрение», коварство, сквозившие в мыслях одной из школьниц, её нескрываемое недовольство тем, что не удаётся взять открыто подлинные фронтовые письма для музея, автор использует в речи ученицы соответствующую экспрессивную и разговорную (сниженную) лексику: «трус несчастный» (предложение 34), «пикни только» (предложение 35), «такое устроим, что наплачешься» (предложение 38).

В высказывании Г. Степанова также речь идёт о грамматике как форме выражения мыслей. Известно, что грамматика - это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис).

Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики. Снова обратимся к тексту. Героиня, чтобы выразить мысль, побуждающую детей к действию («Откройте верхний ящик комода. Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне» (предложения 15-16), использует побудительные односоставные определённо-личные предложения, в которых сказуемые выражены формой повелительного наклонения глагола. При этом предложения построены в соответствии с правилами грамматики: использован прямой порядок слов. Например, в предложении 15 на первом месте стоит глагол-сказуемое («откройте»), далее прямое дополнение («ящик») с принадлежащими ему согласованным («верхний») и несогласованным («стола») определениями.

Всё имеет своё содержание и форму выражения. Если говорить о мысли человека, то можно сказать, что язык определяет её содержание и форму.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VI. Самост.

работа.

Самостоятельная работа над сочинением.


VII. Итог урока

Задайте вопросы по теме урока.

- Что нового узнали на уроке? Чему научились?

- Какие трудности встретились?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

- Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.


VIII. Задание

на дом.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (на

выбор ПРИЛОЖЕНИЕ №3 или ПРИЛОЖЕНИЕ №4).

Приложение №1.

- (1)Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. - (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, - сказала она. - (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: - (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: - (13)Это же всё ненастоящее! - (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. - (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: - (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. - (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? - почти весело удивилась она

- (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. - (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем. - (24)А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей не возьмёт копии. - (26)Не возьмёт, и вы не берите. - (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. - (28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: - (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. - (34)Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. - (35)Только пикни у нас. - (36)Всё равно нельзя, - горячо и непонятно зашептал мальчик. - (37)Молчи лучше! - оборвала его девочка. - (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

- (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: - (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! - (49)Нету, - тихо сказала Таня. - (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) - русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

Приложение №2.

Грамматические явления

Грамматика - это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Словообразование

  • Образование с помощью суффиксов существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (братец, ручка)

  • Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)

  • Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью суффиксов - шутливая окраска (бумаженция, старушенция), со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё), отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением (суетня, кислятина)

  • Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо - имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)

  • Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)

  • Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов (тысчонка, миллиончик)

  • Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов (всяческий, таковский)

  • Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся (рядком, давненько)

  • Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска (насмешничать, температурить, тормознуть)

  • Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска (баюшки, агушки)

Морфология

Обращаясь к особенностям морфологии, следует обратить внимание на то, какие части речи обращают на себя внимание в тексте - больше ли в нем существительных, глаголов или прилагательных? Может быть, наоборот автор намеренно избегает какой-то части речи? Попробуйте понять причины такого выбора.

Имя существительное

Категория рода существительного обладает наибольшими выразительными возможностями. Употребление в речи существительных женского, мужского, среднего и общего родов различается:

  • слова среднего рода наиболее употребительны в книжных стилях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указывают на состояния, действия, собирательность;

  • в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окончаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);

  • личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;

  • разговорные иронические названия (критикесса, директриса), слова с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);

  • существительные общего рода, имеющие значение лица, выражают эмоционально-оценочное значение;

  • сочетание существительных разного грамматического рода, указывающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;

Имя прилагательное

Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями:

  • обладают широкими изобразительно-выразительными возможностями;

  • выполняют эстетическую функцию;

  • выполняют информативную функцию.

  • прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;

  • прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;

  • использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;

Глагол

Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:

  • используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;

  • речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;

  • использование глагола в речи является ярким образным средством;

  • использование целого ряда глаголов детализирует описание

  • Преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.

  • повелительное наклонение в основном используется в разговорной речи;

  • в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;

частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;

  • разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам повелительного наклонения совершенного вида, придают им оттенок настойчивости, нетерпения;

  • экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной форме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;

  • повелительное наклонение может обозначать вынужденную необходимость действия.

Синтаксис

Использование всех типов простых предложений в речи характеризуется следующими особенностями:

определенно-личные предложения:

  • придают речи лаконизм, динамичность;

неопределённо-личные предложения:

  • используются в основном в разговорной речи;

  • применяются для акцентирования внимание на действии;

обобщенно-личные предложения:

обладают наибольшей экспрессией;

в поэтической речи приобретают народнопоэтический оттенок;

в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;

инфинитивные предложения:

  • придают речи эмоциональность и афористичность;

номинативные (назывные) предложения:

обладают большими изобразительными возможностями;

используются в различных описаниях;

придают речи динамизм;

неполные предложения:

являются характерной особенностью диалога;

Приложение №3

(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».

(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.

(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» - подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов!

(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.

(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!

(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» - говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна....

(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.

(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:

(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты - жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам - никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.

(32)Ступай спокойно, без страха. (33)Мы никогда с тобой не встретимся. (34)Прощай!»

(По Э. Сетон-Томпсону)*


* Эрнест Сетон-Томпсон (1860 - 1946) - канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.


Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе задание (15.1).

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста

А. А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Зеленецкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Приложение №4.

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка - так же молча, злобно и неумело.

(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.

(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:

- (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!

(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.

(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос.

(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это - страшней всего - недетская детская брань.

(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда - далеко не всегда! - там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!

(17)Нет стыдных положений, есть стыдное - или стыдливое - отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.

Испуг и паника не самый лучший выход из положения для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!

(20)Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое - коли он трясётся за свой престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая...

(22)Повторю снова, что это - моё нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.

(23)Тогда же Севина брань - точно залпы расстрела.

(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла - за пожар, я - за судьбу первого «Б».

(По А. Лиханову)

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) - писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе задание15.1 .

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Используемая литература

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

  • 2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008

3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, - М.: ООО «Приор-издат», 2006



© 2010-2022