Статья Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку в профильной школе через проектную деятельность

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно - ориентированный подход в обучении русскому языку

в профильной школе через проектную деятельность

За последнее десятилетие старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений - обеспечение личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных на развитие следующих умений и навыков: умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. [1]

Реализация новых задач, связанных с переходом к профильной школе, требует внесения существенных корректив в содержание и формы урочной деятельности. Личностно - ориентированное содержание профильного обучения требует для своей реализации адекватных авторских педагогических технологий. Педагог, принимающий идею личностно - ориентированного профильного обучения, должен занять позицию проектировщика.

Профильная школа старшей ступени предполагает формирование ключевых компетентностей старшеклассников: самообразовательных, исследовательских, проектировочных. Метод проектной деятельности учащихся особенно актуален в старших классах. Во-первых, ученики уже обладают определённым набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы. Во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием. В-третьих, учащиеся перед поступлением в высшее учебное заведение имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и чётко формулировать свои мысли. В-четвёртых, в ходе проектной работы учащиеся приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми.

«Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твёрдо держится на костылях привычки…», - говорил А.И.Герцен. [2] Ведущие идеи личностно ориентированного образования бросают вызов традиционному образованию с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса. В личностно - ориентированном образовании приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, её отношений к миру, деятельности, себе, её личностная позиция. [3] Проектная деятельность учащихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. В основе данного метода лежат развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационным пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Исходя из этого, главные принципы организации образовательного процесса на уроках русского языка - принцип личностной направленности образовательного процесса, когда учитель должен работать в индивидуальном порядке с учащимся, развивая его личные способности и формировать на этой основе творческую деятельную личность, создавать атмосферу сотрудничества участников процесса обучения. Принцип мотивации ориентирует учителя на формирование устойчивых мотивов учащихся, связанных с обучением, расширением и углублением знаний, стремлением выйти за рамки программы - минимум предметного курса. Принцип социализации и коммуникации в учебном процессе должен быть ориентирован на широкую адаптацию личности к социальным требованиям и условиям. В ходе проектной деятельности учащиеся приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, вместе находить решения, быть толерантным.

Данная система работы даёт положительные результаты. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к урокам русского языка (по проведённым исследованиям о рейтинге предметов в классах уроки русского языка стабильно входят в тройку предпочтительных). Использование культуроведческих проектов как одной из форм обучения русскому языку и контроля знаний в значительной мере увеличивает эффективность процесса образования и развития школьников. Значительная часть обучающихся научилась преодолевать трудности в обучении (учащиеся больше стали работать со словарями, справочной литературой, стремятся к организации своего времени и рациональному его использованию). В результате практической деятельности у учеников нет комплекса при использовании Интернет-ресурсов в поисках необходимой литературы в библиотеках. У учащихся сформировалось умение находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Практика использования проектной методики даёт возможность каждому ученику совершенствовать свою коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, формирует умения и потребности к самообразованию и самосовершенствованию.

Список литературы:

1. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. М.: ТЦ "Сфера", 2003.

2. Герцен А.И. Былое и думы (Часть1), 1957.

3. Трошагин М. И. Личностно - ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008. С. 47 - 57.



© 2010-2022