Методическая разработка урока по литературе Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по дисциплине « Русский язык и Литература»

Технологическая карта урока

Дата проведения: 15.10. 2015

Место проведения: аудитория № 405

Группа: ПИ-106

1.

Тема: Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2.

Тип урока: Комбинированный урок

Форма: Дискуссия

3.

Опорные понятия: Теория (идея) Р. Раскольникова, её сущность. Наполеонизм. Совесть, чистота души. Преступление и расплата за преступление.

4.

Оборудование: Презентация к уроку, фрагменты из видеофильма «Преступление и наказание», текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», мультимедийное оборудование.

5.

Цель урока (для студентов): определить суть теории Р.Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления и в развенчании идеи героя.

Цели: - образовательные: Помочь определить студентам суть разработанной Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории.

- воспитательные: Развивать высокие эстетические, нравственные чувства, сострадания к ближнему;

- развивающие: Активизировать познавательную деятельность студентов, вовлечь их в творческую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству Ф.М. Достоевского

6.

Умения: общеучебные: Формировать навыки самостоятельного анализа , высказывать своё отношение к изученному, уметь выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы

7.

Межпредметные связи: История России в 60-е годы 19 века

8.

Литература:1. Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. Л., «Просвещении», 1977; 2. Достоевский и его время. - Ленинград, « Наука», 1994г.; 3. Кириотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Изд.2-ое, М., «Советский писатель», 1997г.; 4. Белов С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., «Просвещение», 1998г.; 5. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (любое издание); 6. Тарасов Б. Н. « Два пути Родиона Раскольникова: Закон «я» и «закон любви»,-Л.Ш., №1, 1999, с-2в, Л.Ш., №3, 1999, стр. 32

9. Этапы урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы

Формы

Виды деятельности

Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Включение в деловой ритм. Подготовка группы к работе. Определение целей

Устное сообщение

Общегрупповая

Слушают преподавателя

Личность Раскольникова

Цель: Дать личностную оценку герою. Актуализировать учебное

содержание.

Составление кластера «Образ главного героя»

Мотивация. Побуждение к поиску.

Индивидуальная работа

Составляют схему (кластер)

Сцена убийства (фрагмент видеофильма «Преступление и наказание»)

Цель: Анализ поступка героя на основе фрагмента

Показать, какую власть над человеком может иметь «теория, как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется.

Фрагмент видеофильма, вопросы по тексту

Общегрупповая

Просматривают фрагмент видеофильма. Отвечают на вопросы.

Статья Раскольникова о «преступлении»

Цель: анализ статьи «О преступлении»

Раскрыть основные моменты статьи

Устное сообщение.

Сочетание общегрупповой и индивидуальной работы

Слушают и записывают в тетради

Сущность разработанной Раскольниковым теории.

Цель: актуализация знаний на сопоставлении текста и истории

Раскрыть сущность теории Раскольникова, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных теорий и идей

Мотивация, побуждение к поиску

Общегрупповая

Отвечают на вопросы

Просмотр отрывка кинофильма «Преступление и наказание» (Первая встреча с Порфирием Петровичем).

Раскрытие характера героя.

Суть теории. Поведение героя после преступления.

Анализ

Общегрупповая

Ответы на вопросы

Главная причина преступления Раскольникова

Цель: Анализ образа главного героя через основной мотив

Раскрытие характера героя в романе Достоевского через «идею» Помочь понять, какой мотив убийства является ведущим.

Анализ

Общегрупповая

Работают с текстом, с авторскими ремарками

Опровержение теории

Цель: Цель: проследить, как Достоевский раскрывает образ Лужина и Свидригайлова (взгляды на жизнь, отношение к людям, цель)

«Двойники» как «кривое зеркало» героя

Сообщение студентов

Составление сюжетной таблицы образов

Ответы на вопросы

Работа в парах

Работа по рядам

Работа по группам

Защита работ

Опровержение теории

Цель: раскрыть смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым

ОСК трех героев

Проектная работа студентов

Задание по рядам

Защита

Проповедь Достоевского

Развивать высокие эстетические, нравственные чувства, идеалы красоты и гармонии

Сообщение преподавателя

Общегрупповая

Слушают преподавателя

Итог

Анализ успешности усвоения материала и деятельности студентов

Сообщение преподавателя

Общегрупповая

Слушают преподавателя

Домашнее задание

Дать информацию по домашнему заданию

Консультация

Слушают преподавателя

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вступительное слова преподавателя:

Эрнест Хэмингуэй говорил: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, Вам кажется, что все это случилось с Вами, и так оно при Вас и останется: хорошее или плохое». Чтение, уважаемые студенты, - процесс творческий, многогранный. По - настоящему прочесть художественные произведения - значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его значение, ценность именно для Вас. Без вдумчивого, оценочного отношения к прочитанному невозможно благотворное влияние, художественного произведения на духовный мир читателя. Поэтому цель нашего сегодняшнего занятия, а мы продолжаем работу над романом Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание», - обдумать, понять, в чем суть теории Раскольникова, какое зло она несет человечеству, живущему в сложном и противоречивом мире, разобраться в ведущих мотивах преступления, понять несостоятельность этой теории.

Итак, тема сегодняшнего урока: «ТеорияР. Раскольникова и ее крушение».

Целью урока является определить суть теории Р.Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления и в развенчании идеи героя

  1. Составление кластера «Образ главного героя».

II. «Сцена убийства»

Итак, Родион Раскольников решается на преступление.

- Как он к этому готовиться?

-Что подталкивает его к преступлению? (Путь Раскольникова к преступлению).

Просмотр отрывка кинофильма. Остановиться, когда идут за полицейским.

- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал холоднокровно и собранно?

(нет, стихийно, Раскольников не может сосредоточиться,нелепо его поведение в дверях квартиры старухи - процентщицы. Он чуть не вытащил ее вместе с дверью на лестницу. Стихийность и в самом убийстве: «.. вынул топор.., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, … почти машинально опустил на голову обухом». Ряд казусов подчеркивает стихийность его действий.

- Почему Раскольников убивает Лизавету, ведь он ради таких, как она, допустил, «кровь» по совести, убив старуху? (она свидетель)

- Так в кого же он превращается, убив беззащитного человека?

(из благодетеля, во врага «слабых)

- О чем это говорит? (что невозможно просчитать жизнь какой-то теорией, что, «убив одну, он осчастливит тысячи», т.к. жизнь сложнее арифметики, одно преступление ведет за собой другое, в жизни все оказалось сложнее.)

- Сколько человек он убивает? (четыре человека).

- Почему четыре, кто это?

- Уважаемые студенты, Р. Раскольников, ведь не сразу решается на преступление, он долго сомневается. В нем постоянно борется доброе и злое начало.

- Вспомните, когда он получил письмо от матери, каково его первое действие? (поцеловал)

- Почему?

(любит мать, сестру, ведь тогда у него уже в сознании вынашивалась мысль о преступлении, у него оказалось письмо матери, он подумал, что она сможет спасти его от этой навязчивой мысли о преступлении (О.Базарове и родителях, о Кабановой и детях, о семье Н. Ростовой.) Читая его, он плакал. Найти в тексте стр.148)

-О чем это говорит?

(Он добрый, он не хотел чтобы Дуня стала жертвой Лужина). Вернемся к фрагменту видеофильма.

Я не случайно остановилась на этом фрагменте кинофильма.

- Скажите, Вам хочется, чтобы Раскольникова задержали?

- А почему? (он добрый, видит боль и страдание других).

- А почему же совершает убийство?

Попробуем в этом разобраться. Чтобы разобраться в этом, мы обратимся к его статье «О преступлении».

III.Статья Р.Раскольникова «О преступлении» Просмотр отрывка кинофильма (разговор с Порфирием Петровичем)

- Когда Раскольников написал статью?

- Где она была опубликована? (в «Периодической речи»)

Найдите в тексте (часть 3, глава 5, стр. 313).Один читает, а остальные записывают основное (читаетсо слов… «Я только, в главную мысль мою верю…до I разряд всегда - господин настоящего, II разряд - господин будущего»).

Слайд № 2.(Основные положения статьи).

- Каковы же основные положения статьи? Сверьте, правильно ли вы записали.

- Ответьте, пожалуйста, имеет ли права такая теория на жизнь, на существование? (безусловно нет)

- Почему? (при рождении всю люди равны, деление на разряды - это антигуманно по отношению к человеку).

- С какой теорией ХХ столетия схожа теория Р.Раскольникова? (с теорией фашизма).

- А еще? (связана с наполеонизмом - Наполеон загубил тысячи невинных душ ради своей идеи, ради славы; эпоха Сталинских репрессий; войны на Кавказе.)

Преподаватель: Да, ХХ век свидетельствует: сколько бед и несчастий, пролитой человеческой крови принесли миру эти теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реально большую власть над судьбами народов. Далеко ходить не надо - наша страна. Сегодня люди, и целые партии одержимы ложными, бредовыми идеями, страшным утверждением , что «все дозволено», возомнив себя «Наполеонами».

Достоевский писал: «Человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, человек не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире».

-Разве это не актуально?

Значит в самом зарождении, такая теория не состоятельна.

Значит одержимый своей теорией, Раскольников решается на убийство и совершает его.

-Принесло ли это преступление ему облегчение? (он очень мучается, переживает, никого не хочет видеть… «я себя словно ножницами от всего мира отрезал», он не хочет видеть самых близких: мать, сестру, его мучает совесть.)

IV. Главные причины преступления Р.Раскольникова. Запишите в тетради.

-Так какая же причина главная? (для себя, себя проверить, кто он, обыкновенный, простой, или необыкновенный, избранный).

- А по теории Раскольникова, что нужно сделать, чтобы понять, кто он?

(чтобы проверить себя, нужно попробывать нарушить закон, молчиливо признанный всеми.Существует на свете никому не нужная старушонка-процентщица, которая наживается на чужой нищете и чужом горе. Масса людей покорно несет ей последние вещи под заклад. Если Раскольников принадлежит к «избранным»(«не вошь, и право имеет»), то у него не дрогнет рука, когда он будет убивать старуху. Убийство превращается в своеобразную проверку героя: способен ли он «переступить» через кровь «по совести», сумеет ли он на деле, проходя мимо всей этой нелепости, «взять просто - запросто все за хвост, и стряхнуть к черту». Автор сделал Раскольникова преступником не столько в уголовном, сколько философском плане).

-Итак, в романе судьбой Раскольникова проверяется его идеи о праве сильной личности на кровь «по совести». Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.

Психологическое состояние Раскольникова после преступления.

Двойники в романе. Лужин и Свидригайлов.

Лужин «Сюжетная таблица»

Свидригайлов «Работа в группах»

Работают в группе:

1 группа объясняет, кто такой Свидригайлов и как характеризуют его первые сведения в романе.

2 группа рассказывает о том, что сближает Раскольникова со Свидригайловым:

- взаимный интерес;

-неприятие окружающего мира;

- оба неординарные личности;

- все позволено.

3 группа показывает, чем отличаются наши герои:

- разное социальное положение;

- различные жизненные ориентиры;

- другие пути к возрождению личности;

-наказание Раскольникова и Свидригайлова.

VIII. Итог урока.

Выставление оценок.

Уважаемые студенты, надеюсь, что сегодняшний урок внес в вашу копилку знаний что-то новое, до селе не изведанное, вы поняли, что из себя представляет теория, ее пагубное влияние на разум человека, т.к. знания раскрывают нам двери, но войти в них вы должны сами. Понимание, ребята, должно быть выстрадано самим человеком. И не страшно, что в 16 лет ты далеко не все понял в творчестве Достоевского, так как понимание произведения искусства всегда неполное, ибо настоящее произведение «неистощимо» в своих богатствах. «Неистощим» в своих богатствах мир Достоевского. Мир, в котором «при полном реализме писатель стремился найти в человеке человека», где «главное - люби других, как себя»,- основной нравственный принцип, где «скорбью сердце открывается, скорбь - любви волшебный ключ », где человек ответственен за каждое зло, совершающееся в мире, где не должна быть пролита за будущее ни одна слезинка ребенка, где царствует красота, порождающая доброту, милосердие, сострадание и любовь.

IX. Домашнее задание: Написать мини-сочинение на выбор.

  1. Духовная красота простого человека, как художественное открытие Достоевского.

  2. Уроки Достоевского.

  3. Мое открытие Достоевского.

  4. Нравственный идеал Достоевского в романе «Преступление и наказание».

  5. Теория идеи Раскольникова и её крах.

  6. О чём меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»?

  7. О каком наказании идёт речь в романе?

  8. Преступление Р. Раскольникова.

Анализ урока

Урок по дисциплине «Литература» на тему: «Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского» проводится в группе 1 курса. Это предпоследнее занятие в системе уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Основной задачей урока было помочь определить студентам суть разработанной Раскольниковым теории; разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, а также создание условий для проявления познавательной активности студентов, развития индивидуальных способностей.

Тип и структура урока соответствуют поставленным целям, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия студентов. Урок способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности студентов через сопереживание, сочувствие героям в процессе анализа, просмотра эпизода кинофильма, заставлял задуматься о том, как бы студенты сами поступили в данной ситуации.

Группа работала активно. Любые ответы внимательно выслушивались, дополнялись, строились высказывания так, чтобы слушателям было все понятно; парой возникали споры, в процессе которых принимались правильные решения.

В процессе анализа студенты совместно с преподавателем пришли к выводу о том, что бесчеловечная «идея» привела Раскольникова к разладу с близкими ему людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе, что его судьбой проверяется это «идея» о праве сильной личности на кровь «по совести».

В качестве домашнего задания предложена индивидуально-творческая работа (мини-сочинение на выбранную тему), что позволит каждому выразить своё отношение к проблемам, затронутым в романе.

Урок достиг своей главной цели: роман Ф.М. Достоевского помог студентам понять главную мысль произведения, мысль о противоестественности убийства человека человеком, о том, что нельзя преступить принцип человечности, что человек ответственен за каждое зло, совершающиеся в мире, где должна царствовать красота, порождающая доброту, милосердие, сострадание и любовь.



© 2010-2022