Статья «Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования»

"Статья « Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования» дает возможность учителям познакомиться с опытом работы по совмещению основного и дополнительного образования.Материал дает возможность понять, что интеграция в экологическом воспитании способствует формированию не только знаний по экологической культуре, но и осознанному применению их на практике, стремлению к здоровому образу жизни, к развитию творческой личности, яркому и образному восприятию мира природы, желанию т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования . (из опыта работы)


Кавардакова Светлана Александровна

МАОУ « СОШ № 16» города Перми

[email protected]


Экологическое воспитание и образование в школе обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Переход на новый ФГОС основного общего образования в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов образования и воспитания человека. Стандарт дает возможность не только создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса, но и для саморазвития педагога. Наша инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами.

Стремление к творчеству мотивирует меня совмещать основную работу учителя русского языка с дополнительным образованием в течение пяти лет. Мной накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся. Разработана и апробирована в течение 3 лет программа по дополнительному образованию «Эколого-краеведческий туризм», совместно с городской экологической организацией «ЭкоПуть» разработан и воплощен в жизнь экопроект «Краевед» (2013 год). За проект «Край, в котором ты живешь» на городском конкурсе в 2013 году получила диплом 3 степени. Системное изучение природы в процессе краеведческих наблюдений, путешествий по родному краю, экскурсий в музеи, сплавы по рекам Урала, участие в экологических акциях дает большие возможности для эстетического воспитания, формирования экологически грамотного, неравнодушного к жизни природы человека.

Основные задачи, которые я решаю на уроках и внеклассных мероприятиях:

  • вооружение учащихся глубокими экологическими знаниями, привитие им навыков осознанной экологической культуры;

  • введение элементов экологии в другие дисциплины;

  • развитие творческих способностей учащихся и экологического мышления.

Воспитание экологической культуры рассматривается в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества, а 2013 год объявлен Путиным «Годом охраны окружающей среды». Возникла инициатива - совместить эколого-краеведческое направление в своей работе с предметом, который я преподаю. Известно, что одним из средств формирования экологической культуры является творческая деятельность. Но на уроках литературы, читая пейзажные зарисовки, дети затрудняются представить себе образы природных явлений, нарисовать словесную пейзажную картинку. Проблему я вижу в том, что экологические знания, полученные на уроках, не становятся руководством к действию, к совершению нравственных поступков. А что если во время сплава попробовать поработать над средствами выразительности речи, разными жанрами?

Сплав по Койве в июне месяце я решила использовать как средство отработки темы «Создание поэтического образа» по литературе. Чтобы вызвать в ребенке живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление. Общение с природой на сплаве поможет мне решить эту проблему и даст возможность оценить уровень сформированности экологической культуры у моих шестиклассников. Особую важность здесь приобретает тесная связь обучения с жизнью, четкое сознание, где, как и каким образом, полученные знания могут пригодиться.

Каждый день на сплаве был неповторим.

1 день «Чудо жизни». Радость общения с природой, эмоции и чувства попытаться выразить подбором эпитетов (записать в дневник).Конкурс « Кто больше подберет эпитетов к предметам, которые нас окружают». Десять самых ярких эпитетов, которые будут поднимать нам настроение во время похода, оформили в виде плаката. Интеллектуальная игра «Подбери эпитет» к словам скорость, катамаран, движение, река, ландшафт, небо.

2день. «В мире сравнений». День фантазий и творческой деятельности, шаг к новизне, необычному, непредсказуемому. Пропорции в природе: словесное описание листа на стебле, чещуек в шишке, семян в корзинке цветка(при помощи подбора сравнений)Игры на развитие образных ассоциаций.

3 день. «Тайна метафоры». Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций. Конкурс на самую необычную метафору. Создание поэтического образа созвездий.

4день. «Пейзажные зарисовки». Это день наблюдения за природой. Создание пейзажных зарисовок в разных литературных жанрах.

5день. «Творческая лаборатория». Фантазируют и взрослые, и дети.

Сочинение песен, частушек, небылиц, стихотворений.

6 день. Интеллектуальное ШОУ «Мозговой штурм». Задания , направленные на решение творческих задач, способствующих развитию экологического мышления.

Думаю, эта практика позволит сделать процесс экологического воспитания эмоциально окрашенным, а значит и более эффективным. Богатый материал, полученный во время сплава, обрабатывается и будет использован для создания в классе поэтического сборника « Чудо жизни», для выступления на конференциях, для участия в творческих конкурсах.

Этот опыт направлен на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Творческие способности будут развиваться эффективно, если в процесс формирования экологической культуры включать творческую деятельность учеников на уроках и во внеурочной деятельности при соблюдении следующих педагогических условий:

- вариативность форм и методов,

- исследовательская деятельность,

- включение в различные виды творчества.

Интеграция в экологическом воспитании способствует формированию не только знаний по экологической культуре, но и осознанному применению их на практике, стремлению к здоровому образу жизни, к развитию творческой личности.

Список литературы.

1.Выготский Л.Н. Воображение и творчество - СПб., 1997.

2. Грехова Л.И.«В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. Москва-Ставрополь. 2009

3. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.

4. Журнал "Классный руководитель" №5 - 2008 год, №6 - 2009 год.

5. Журнал "Проблемы школьного воспитания" №2 -2007 год.

6. Журнал "Читаем, учимся, играем" №3 - 2007

7. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 № 2 стр. 54-58.

8. Информационные материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» 2006.

9. Методические рекомендации "Воспитывать заботу о природе с детства" Горький - 2009 год

10. Цветкова И.В."Экология для старшей школы" Ярославль 2006 год.

11. "Экологическое воспитание школьников" Йошкар-Ола 2009 год.

12. Экологический словарь.









© 2010-2022