Методика подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в рамках ГИА

"Описание материала: В школе работ над сочинением – одна из главных форм контроля коммуникативной компетенции школьников, как правило данный тип работы вызывает у ребят определенные сложности. Контроль - лингвистическое сочинение, которые предлагается школьнику как вариант аттестационной работы, несомненно, данный выбор имеет особенности. По ходу выполнения работы, эти особенности отмечаются, формируя навыки лингвистики, что в конечном итоге поможет написать сочинение. Тренировать навыки нужно с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Тема: «Методика подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в рамках ГИА.»

Выполнена:

Мартыненко Светланой Викторовной,

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии № 2 г.Георгиевска







г. Георгиевск, 2014



Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 2

Основная часть

Работа над лингвистическим

сочинением в среднем звене…………………………………………….стр. 2

Особенности работы

над сочинением-рассуждением в выпускном классе…………..………стр. 4

Выводы…………………………………………………………………….стр. 7

Литература………………………………………………………………..стр. 10

Введение

Работ над сочинением разных видов в школе является одной из форм контроля коммуникативной компетенции учащихся и вызывает у них определенную сложность. Лингвистическое сочинение, предлагаемое выпускнику как вариант аттестационной работы за курс неполной средней школы, несомненно, имеет свои особенности. Отмечать эти особенности, формируя навыки написания лингвистического сочинения, необходимо уже с пятого класса, работая постоянно с теоретическим материалом в шестом, седьмом и восьмом классах, чтобы в девятом классе ученик мог предметно рассуждать о любом лингвистическом явлении.

Лингвистическое сочинение - это творческая работа, предметом рассуждения или предметом сообщения которой является лингвистическое понятие. Конечно, его можно классифицировать так же, как и сочинение на литературную тему:

• с точки зрения жанра (репортаж, заметка в газету, сказка);

• с точки зрения функциональных типов (описание, рассуждение, повествование);

• с точки зрения объема (полные и миниатюры).

Но лингвистическое сочинение отличает главная особенность - это образность, предполагающая ассоциативное осмысление любой единицы языка: звука, морфемы, грамматической формы слова или грамматической формы предложения.

Поэтому, кроме традиционных, необходимо использовать еще и специфические критерии, позволяющие определить уровень усвоения учащимися лингвистического явления и степень развития их творческого воображения.

Основная часть

Работа над лингвистическим сочинением в среднем звене

В пятых-шестых классах критерии, позволяющие определить уровень усвоения учащимися того или иного лингвистического понятия, могут заключаться в следующих вопросах:

1. Сюжет развивается сам по себе или он отражает взаимодействие свойств понятия с условиями ситуации?

2. Работа представляет достаточное или минимальное количество сюжетных линий?

3. Заявлены все свойства понятия или только ограниченное количество свойств?

4. Заявленные свойства только констатируются или проявляются в действии?

Конечно, это критерии для учителя, а ученик перед написанием сочинения должен иметь критерии, понятные ему, поэтому составлять их можно вместе.

Темы лингвистических сочинений (пятые-шестые классы) близки детям, потому что, как правило, предполагают жанр сказки, позволяющий ученику воображать, фантазировать, придумывать сюжет с героем-фонемой ("Особенный характер фонемы <ж>"), с героем-морфом ("Похождение постфикса -ся"), с героем-словом ("Портрет слова быть"), но в то же время в интересном и увлекательном сюжете отражаются лингвистические явления. В пятых-шестых классах предлагаются следующие темы лингвистических сочинений:

1. О том, как звуки ходили на работу…

2.Что было бы с языком, если бы в нем не было суффиксов?

3. Сказуемое утверждает части речи на главную роль.

4. Почему омонимы и многозначные слова не могут жить вместе?

Таким образом, лингвистическое сочинение (пятый-шестой класс) вовлекает ребенка в лингвистический мир, делает этот мир близким и понятным - своим.

В седьмом и восьмом классах работа меняет свой характер - это уже сочинение-рассуждение, которое, как правило, является ответом на вопрос. Это размышление, в котором сравниваются разные точки зрения на одно и то же языковое явление и аргументируется выбор одной из них. Возможные темы лингвистических сочинений (7-8-е классы):

1. Степень сравнения прилагательного или степени сравнения?

2. Любое ли счетное слово является числительным?

3. Почему местоимение является особой частью речи?

4. Почему категория одушевленности/неодушевленности лексико-грамматическая?

5.Можно ли считать причастие глагольной формой?

Сочинения на данные темы, являясь настоящей диагностикой сформированности того или иного лингвистического понятия, безусловно, свидетельствуют о лингвистической компетенции учащихся.

Особенности работы над сочинением-рассуждением в выпускном классе

Сочинение-рассуждение, предлагаемое в рамках новой формы итоговой аттестации в IX классе, имеет целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента.

Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ.

В связи с этим данный вид работы необходим и востребован, требует максимально пристального внимания учителя.

Организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГИА, на наш взгляд, должна иметь несколько этапов:

1 этап - анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему.

2 этап - обобщение теоретического материала.

3 этап - знакомство с темами работ.

4 этап - повторение темы «Рассуждение как стиль речи».

5 этап - создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.

1. Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать, в первую очередь, с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы. Надо специально рассматривать критерии, приводя наибольшее количество баллов. Это связано с тем, что ребенок, по мнению психологов, зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к сочинению.

2. Обсудив критерии, целесообразно еще раз вспомнить, что детям предстоит писать сочинение-рассуждение, а значит, необходимо повторить тему «Рассуждение как тип речи», включая анализ лексических и синтаксических особенностей.

Для начала предлагается вспомнить о специфике рассуждения как типа речи. Можно предложить составить словарик по данной теме:

  1. рассуждение - тип текста, наряду с другими функционально-смысловыми типами текста - повествованием и описанием. Его сущность состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство (или опровержение), аргументы; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса (или его неправильности);

  2. аргумент (-ы) - структурный (-е) элемент(-ы) рассуждения: тезис развивается и доказывается в сочинении-рассуждении с помощью аргумента; аргументы обобщаются в выводах;

  3. аргументация - доказательство, обоснование высказанной мысли ;

  4. тезис - структурный элемент рассуждения (сочинение-рассуждение обычно начинается с части, содержащей мысль, которая будет доказываться). Это тезис, который развивается и аргументируется, доказывается в сочинении. Не всегда тезис стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно, но всегда определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения тезис связан с аргументами и с выводами .

Аргументация может быть теоретической, опирающейся на рассуждения, и эмпирической, опирающейся на данные опыта, на факты.

Сочинение, выигрывает, если в нем преобладает аргументация фактами, то есть грамотная теоретическая аргументация по прочитанному тексту с указанием роли лингвистического явления.

Таким образом, сочинение имеет следующую структуру:

1. Введение.

2. Тезис.

3. Два доказательства-аргумента.

4. Выводы.

Эту структуру, представленную в виде схемы, учащиеся запоминают быстро и довольно прочно.

то из этого следует

почему?

потому что

Тезис

Обоснование:аргументы,

примеры

Вывод


Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении выполняют информативную и текстообразующую функции. В зависимости от роли в тексте абзацы располагаются определенным образом. Для текстов-рассуждений характерны два основных типа построения: а) линейно-рамочное; б) цепочно-рамочное.

В названии типов построения текста употребляется понятие «рамочное». Под этим подразумевается, что текст заключен в своеобразные «рамки»: начальный абзац текста соотносится с заключительным. В тексте сочинения-рассуждения начальный абзац соответствует вступлению, в котором определяется точка отсчета рассуждения. Со вступлением тесно связан абзац, в котором формулируется главный тезис. Поэтому данное построение рассматривается как единое структурное целое.

Если применять линейно-рамочное построение текста, как отмечают методисты, то следом за абзацем-формулировкой главного тезиса будут идти поясняющие абзацы, каждый из которых направлен на подтверждение или опровержение главного тезиса. При этом поясняющие абзацы не связаны между собой. Такое построение текста уместно, если подобранный аргумент является самодостаточным. Однако все эти аргументы позволяют сделать однозначный вывод, который был дан в заключительном абзаце. Этот вывод является ответом на проблему, поставленную во вступлении, и подтверждает или опровергает главный тезис.

Как отмечают авторы, цепочно-рамочное построение текста подразумевают существование тесных связей между абзацами, которые играют роль звеньев в единой «цепи» рассуждения. Этот способ построения характерен для текстов, в которых в качестве аргументов используются рассуждения, или же примеры, приводимые в качестве аргументов, требующие дополнительного обоснования, подробного изложения. Данную схему целесообразно использовать при написании сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

  1. После повторения теоретического материала предлагаем ознакомить учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Выводы

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что работать над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему нужно с пятого класса, поэтапно усложняя материал, постепенно приучая наблюдать за языковыми средствами и явлениями в тексте, выявлять их роль в тексте и в раскрытии авторского замысла.

Для выпускников разработаны справочники и методическая помощь в написании сочинения. Вот некоторые советы, следуя которым можно успешно справиться с таким сложным видом работы, как сочинение рассуждение на лингвистическую тему.

Советы учащимся для выполнения задания С2.1.

Задание С2. - это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет этот вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах (словах, словосочетаниях), типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания целесообразно произвести ряд действий, соответствующих заданиям:

1. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения.

2. Подберите аргументы, доказывающие справедливость высказывания, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний.

3. Перечитайте текст.

4. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

5. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению текста №...; справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения №.., в котором автор использует … ; в подтверждение собственных выводов приведу пример из предложения №… прочитанного мною текста; рассмотрим предложение №.... В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

7. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что …»).

8. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Можно воспользоваться памяткой :

Вступление

Введение в тему, сообщение о высказывании, иллюстрации из текста.

Основная часть

Раскрытие сути упомянутой цитаты о языковом явлении. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о справедливости высказывания о сущности языкового явления.

9. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.

10. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдайте требования каллиграфии.

Литература

  1. Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. М.: Федеральный институт педагогических измерений. 2010. 67 с.

  2. Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option.

  3. Рекомендации по ГИА и ЕГЭ по русскому языку [электронный ресурс].- Режим доступа: iro-rt.ru/node/541.

  4. Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе [электронный ресурс]. - Режим доступа: pandia.ru/text/78/062/79672.php

© 2010-2022