Конспект урока литературы в 6 классе на тему Уроки жизни в рассказе В. П. Астафьева Конь с розовой гривой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Составила Чудакова Любовь Олеговна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Ордынского района Новосибирской области-Малоирменская основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза П.Н.Шилова

Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. - Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Произведения русских писателей XX века.

Тема мероприятия: Уроки жизни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева. Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказом В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки пересказа эпизодов.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: воспитание патриотизма, любви и уважения к отечеству, самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умеют создавать связный текст.

Средства обучения: иллюстрации к рассказу, компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: история, живопись, география.

Ресурсы сети Интернет:

Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 6 класс. Методические советы (prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

Издательство «1 сентября» festival.1september.ru


План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Создает психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.

Чувство гордости за свою страну.

регулятивные УУД: целеполагание

Обеспечивает мотивацию выполнения.Выдвигает проблемный вопрос:

- Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).

- Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение.

Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.

Просмотр презентации.

Проблемный вопрос: Подумайте, почему детство маленького Вити можно назвать трагическим?

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.



Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.


Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания





Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Организует коллективную проверку . Побуждает к высказыванию.

- Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.

-А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.

Обсуждение таблицы.


Обсуждение плана рассказа.

Находят в тексте информацию. Читают характеристику.

Отвечают на вопросы учителя, объясняют свой выбор.



2.Работа с литературоведческими понятиями.

Дает задание.

-Дайте определение понятиям «фабула», «эпизод»

Групповая работа.

Каждая группа должна выбрать верные определения понятий. Находят понятия в тексте.

Коллективная проверка.

3.Мини-исследование в группе.

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Формулирует выводы наблюдений.

Исследовательская работа. Анализ текста, анализ эпизода. Учащийся выбирает карточку с именем персонажа, представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.

Отвечают на вопрос учителя. Составляют кластер.

Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

1.Работа с текстом рассказа.



Проблемный, метод фронтальной организации учащихся


личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в рассказе. Выделяет и формулирует познавательную цель. Беседа:

- Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?

- Когда и где происходят события рассказа? Что вы знаете о тех событиях, происходящих в России в те времена?

-От чьего лица ведется повествование?

- Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия? Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей?

- Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?

- Из каких эпизодов мы узнаем, что герой был втянут в тяжкий обман?

- Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.






Записывают вопросы в тетерадях.

Обучающие задают друг другу вопросы.

2. Прослушивание аудиозаписи.

Организует оценочные высказывания обучающихся. Беседа о прослушанном.

-Понравилось ли вам чтение рассказа актером?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

- Как чтец голосом передал характерные черты героев рассказа?

Слушают аудиозапись.. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

3..Словарная работа

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. Организует самостоятельную работу с учебником. (задания 1, 2)

Групповая работа.

Коллективная проверка.

4.Выразительное чтение учащимися и художественный пересказ.

Дает задание на поиск в тексте эпизодов.

Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был
ясный, летний». Прочитаем выразительно.

- Какова роль пей­зажной зарисовки?

- Какова развязка истории?

Подготовка к чтению. Чтение эпизодов. Пересказывают, отвечают на вопросы.

5. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

Формулирует задание. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.

-Какую иллюстрацию к рассказу вы бы нарисовали?

- Расскажите, какие моменты вы бы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

6. Знакомство с иллюстрациями художника Т.Мазурина

Наглядный, частично-поисковый

Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу.

Передайте содержание эпизода, изображенного на иллюстрации.

- Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманув­шему ее внуку?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Высказывают свое мнение.


Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ.


Индивидуальная работа и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Любовь к природе.

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

- Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

- Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?

- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.


Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

-Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?


1.Сочиняют "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,

Русский характер.

Закаленный, истинный, сибирский.

Любит, страдает, помнит.

Послание будущим поколениям.

Астафьев.

2. «Так интересно и весело мы провели весь день, и я совсем уж забыл про ягоды…» Расскажите об этом дне. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был и серьёзным, и весёлым.

2.Самооценка

Самоанализ

Организует оценочные высказывания.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание. Дает комментарий

Записывают

задания в дневники.

1.Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов.

Подумать над вопросом: почему писатель использовал их в своем произведении?

2. Ответить на вопросы:

1. Какой рассказ особенно понравился? Чем?

2. Почему писатель дал такое название сборнику?

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия,

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют

«Банк успехов»

© 2010-2022