- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы в 6 классе на тему Уроки жизни в рассказе В. П. Астафьева Конь с розовой гривой
Конспект урока литературы в 6 классе на тему Уроки жизни в рассказе В. П. Астафьева Конь с розовой гривой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чудакова Л.О. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
Составила Чудакова Любовь Олеговна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Ордынского района Новосибирской области-Малоирменская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза П.Н.Шилова
Класс: 6
Предмет: литература
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. - Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Произведения русских писателей XX века.
Тема мероприятия: Уроки жизни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева. Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с рассказом В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки пересказа эпизодов.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: воспитание патриотизма, любви и уважения к отечеству, самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умеют создавать связный текст.
Средства обучения: иллюстрации к рассказу, компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: история, живопись, география.
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 6 класс. Методические советы (prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
Издательство «1 сентября» festival.1september.ru
План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Создает психологический настрой детей на урок.
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
2.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.
Чувство гордости за свою страну.
регулятивные УУД: целеполагание
Обеспечивает мотивацию выполнения.Выдвигает проблемный вопрос:
- Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).
- Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение.
Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.
Просмотр презентации.
Проблемный вопрос: Подумайте, почему детство маленького Вити можно назвать трагическим?
Анализ, сопоставление.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
Целеполагание.
Сформулируйте тему нашего урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1.Выборочная проверка домашнего задания
Словесный, познавательный, эвристический
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Организует коллективную проверку . Побуждает к высказыванию.
- Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.
-А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.
Обсуждение таблицы.
Обсуждение плана рассказа.
Находят в тексте информацию. Читают характеристику.
Отвечают на вопросы учителя, объясняют свой выбор.
2.Работа с литературоведческими понятиями.
Дает задание.
-Дайте определение понятиям «фабула», «эпизод»
Групповая работа.
Каждая группа должна выбрать верные определения понятий. Находят понятия в тексте.
Коллективная проверка.
3.Мини-исследование в группе.
Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Формулирует выводы наблюдений.
Исследовательская работа. Анализ текста, анализ эпизода. Учащийся выбирает карточку с именем персонажа, представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.
Отвечают на вопрос учителя. Составляют кластер.
Физ. минутка (пауза релаксации)
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.
Физ.минутка
Организует разминку.
Активно выполняют физические упражнения
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
1.Работа с текстом рассказа.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в рассказе. Выделяет и формулирует познавательную цель. Беседа:
- Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?
- Когда и где происходят события рассказа? Что вы знаете о тех событиях, происходящих в России в те времена?
-От чьего лица ведется повествование?
- Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия? Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей?
- Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?
- Из каких эпизодов мы узнаем, что герой был втянут в тяжкий обман?
- Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу
Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
Записывают вопросы в тетерадях.
Обучающие задают друг другу вопросы.
2. Прослушивание аудиозаписи.
Организует оценочные высказывания обучающихся. Беседа о прослушанном.
-Понравилось ли вам чтение рассказа актером?
- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?
- Как чтец голосом передал характерные черты героев рассказа?
Слушают аудиозапись.. Делятся впечатлением.
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
3..Словарная работа
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. Организует самостоятельную работу с учебником. (задания 1, 2)
Групповая работа.
Коллективная проверка.
4.Выразительное чтение учащимися и художественный пересказ.
Дает задание на поиск в тексте эпизодов.
Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был
ясный, летний». Прочитаем выразительно.
- Какова роль пейзажной зарисовки?
- Какова развязка истории?
Подготовка к чтению. Чтение эпизодов. Пересказывают, отвечают на вопросы.
5. Словесное рисование.
Метод словесного рисования
Формулирует задание. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.
-Какую иллюстрацию к рассказу вы бы нарисовали?
- Расскажите, какие моменты вы бы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?
Словесное рисование.
Самостоятельное создание микротекста на заданную тему
6. Знакомство с иллюстрациями художника Т.Мазурина
Наглядный, частично-поисковый
Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу.
Передайте содержание эпизода, изображенного на иллюстрации.
- Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?
Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Высказывают свое мнение.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Групповая работа. Самостоятельный анализ.
Индивидуальная работа и выступление перед аудиторией.
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Любовь к природе.
регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач
- Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.
- Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?
- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.
Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
-Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?
1.Сочиняют "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,
Русский характер.
Закаленный, истинный, сибирский.
Любит, страдает, помнит.
Послание будущим поколениям.
Астафьев.
2. «Так интересно и весело мы провели весь день, и я совсем уж забыл про ягоды…» Расскажите об этом дне. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был и серьёзным, и весёлым.
2.Самооценка
Самоанализ
Организует оценочные высказывания.
Самооценка работы на уроке.
3.Домашнее задание
Словесный, наглядный
Дифференцированное домашнее задание. Дает комментарий
Записывают
задания в дневники.
1.Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов.
Подумать над вопросом: почему писатель использовал их в своем произведении?
2. Ответить на вопросы:
1. Какой рассказ особенно понравился? Чем?
2. Почему писатель дал такое название сборнику?
4.Рефлексия
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный
регулятивные УУД: рефлексия,
коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
- Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий.
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют
«Банк успехов»