Урок внеклассного чтения. Литературная гостиная. Жизнь и творчество А. И. Солженицына ( по рассказам Крохотки) 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Урок внеклассного чтения. Литературная гостиная. Жизнь и творчество А.И.Солженицына (по рассказам «Крохотки»)». 11 класс.

Эпиграфы к уроку:1. « Если бы мне сказали: придумай себе жизнь, я б не смог придумать лучше».

2. «Мы прежде всего обязаны Родине истиной». (А.И.Солженицын)

Цели урока:

1. Дать учащимся представление о личности писателя А.И.Солженицына;

2..Определить тематику рассказов - миниатюр , углубить представление учащихся о жанровых особенностях стихотворений в прозе, провести сопоставительный анализ рассказов; выявить авторскую позицию ;

3.Способствовать формированию индивидуального восприятия жизни и личности писателя через его творчество.

Задачи урока:

1.Повышение мотивации учащихся к изучению творчества А.И.Солженицына;

2.Формирование нравственных основ личности учащихся через рассказы «Крохотки»;

3.Создание условий , способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Оборудование к уроку:

1.Интерактивное оборудование;

2.Фотовыставка портретов А.И .Солженицына;

3.Тексты рассказов А.И .Солженицына «Крохотки» (аудиозапись в исполнении автора);

4. Фрагменты из мультимедийного фильма Александра Сакурова «А.И.Солженицын»;

5.Музыкальное оформление ( произведение «Одинокий пастух»)

Ход урока.

Слово учителя.Прикоснуться к судьбе писателя… Как часто мы произносим эти слова?
Нам предстоит прикоснуться к судьбе нашего современника, который прожил долгую жизнь, связанную с противоречиями, драматическими страницами истории нашей страны.

Сегодня должно состояться наше знакомство с историей жизни писателя. Насколько успешным оно будет, насколько мы сможем приблизиться к пониманию личности нашего современника, будет зависеть от нас с вами.

Писатель, как любой человек, обнажает глубинные качества своей личности, состояния души в письмах, дневниковых записях, в общении с другими людьми. Судить об этом можно по воспоминаниям, отзывам. Они отражаются в чертах его лица.

Обратимся к портретам А.И.Солженицына. (Слайды

-О чем, как о человеке, помогают узнать его лицо, его глаза?

Задание. Подберите и запишите в тетради слова, с вашей точки зрения, наиболее точно характеризуют этого человека.

(Проницательный взгляд, сосредоточенность, скорбная задумчивость, высокая мудрость, уверенность в себе,суровое лицо).

Обратимся к эпиграфу урока «Если бы мне сказали: придумай себе жизнь, я б не смог придумать лучше»

Просмотр фрагмента фильма Александра Сакурова «А.И.Солженицын».

Индивидуальное задание творческого характера. Какие понятия ассоциируются с образом Дороги?

Вывод учащихся. Дорога - это: 1. Движение , преодоление расстояния времени, приближение к цели.

2.Бесконечность, неизведанность, постоянные ожидания.

3.Одиночество, случайные встречи, добрые попутчики.

4.Открытость небесам, свету, или погруженность во мрак, в туман.

Слово учителя.

С давних пор существует метафорическое восприятие дороги как человеческой жизни. Вы определили, на основе каких признаков происходит сближение понятий: «дорога, путь», «жизнь, судьба».

Они могут быть использованы в рассуждении о судьбе человека, об особенности его внутреннего мира на определенных произведениях.

Каков нравственный путь писателя в рассказах «Крохотки»?

Проводится работа по изучению рассказов:

Звучит аудиозапись «Лиственница», Колокол Углича», «Дыхание» в исполнении автора (Слайды )

Беседа .Какое впечатление произвело прослушивание рассказов? Определим темы, идеи данных текстов.

Каковы жанровые особенности рассказов «Крохотки»?

Индивидуальные сообщения учащихся по рассказам А.И.Солженицына «Крохотки» по группам: 1. «Крохотки» 1958-1960годов;

2.«Крохотки» 1996-1999годов;

Вывод: Рассказы «Крохотки» - это рассказы - миниатюры, стихотворения в прозе (отмечаются жанровые особенности)

«Крохотки» 1958-1960годов - годы тревоги за свою Родину. Родина несвободна, утратила свои корни, потеряла важные нравственные нормы, формировавшиеся веками.

Как М.Булгаков, А.И.Солженицын доказывает, что невежество - это зло, насилие, тупая ,разрушительная сила, поэтому так страдает Родина и вместе с ней - человек.

«Крохотки» 1996-1999годов - теперь не плач по России, яркий образный, ёмкий метафорический ответ на вопрос о том, что помогло русским людям не потерять свою бессмертную душу «на нашей горестной земле».

Задание классу: Просмотреть фрагмент фильма А.Сакурова «А.И.Солженицын» о литературе. Как этот фрагмент соотносится с идейным содержанием рассказов «Крохотки»?

Итогом работы по рассказам «Крохотки» является :

1. Заполнить таблицу

А.И.Солженицын «Крохотки»

Название

рассказа

Ассоциация

Тема, идея рассказа

Персонажи

Актуальность


2.Как слова А.И.Солженицына: «Мы прежде всего обязаны Родине истиной» раскрывают идейное содержание рассказов «Крохотки» ?

Домашнее задание ( на выбор):1. Написать сочинение на тему «Нравственные уроки в рассказах А.И.Солженицына «Крохотки»;

2.Составить презентацию «Дорога жизни А.И.Солженицына»



© 2010-2022