Конспект урока по литературе Анализ сказки Царевна-лягушка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций












План-конспект урока в 5 классе по теме «Анализ сказки «Царевна-лягушка»
















Уфа 2014

Тема: Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Класс: 5.

Предмет: русская литература.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: традиционный урок

Цели:

Образовательная: анализ сказки «Царевна-лягушка, осознать идею сказки и характеры ее героев;

Развивающая: развивать речь, формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Литература:

Меркин Г.С. Учебник по литературе. 5 класс. Часть 1. Издание: М.: Русское слово, 2013.

Ф.Е. Соловьева. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс». Методическое пособие под редакцией Г.С. Меркина. Москва: 2010.

Алексеева О.Б. - Русские народные сказки. Том 2 (1987)

Афанасьев А.Н. - Народные русские сказки.В5 т. Том 4,5. Москва: 2008

Фестиваль педагогических идей. «Отрытый урок». [Электронный ресурс], URL: festival.1september.ru/articles/

Фестиваль педагогических идей. «Отрытый урок». [Электронный ресурс], URL: festival.1september.ru/articles/

Образовательные ресурсы интернета. Учебники по русской литературе. [Электронный ресурс], URL: alleng.ru/edu/ruslang1.htm

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, доска, схемы, плакаты с пословицами, мультипликационный фильм 1954 года Михаила Цехановского «Царевна-лягушка».

План:

  1. Организационный этап - 1 мин.

  2. Актуализация знаний - 10 мин.

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - 2 мин.

  4. Этап усвоения новых знаний - 8 мин.

  5. Первичная проверка понимания 20 мин

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - 2 мин.

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия) - 2 мин


Ход урока



Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный

этап



II. Актуализация знаний

Начнем урок с контроля знаний, полученных на предыдущих уроках. Форма работы - самостоятельная. Сейчас я раздам Вам задания. В некоторых заданиях можно выбрать один из вариантов ответа, а некоторые задания требуют полного, развернутого ответа.






III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.








IV. Этап усвоения новых знаний.














V. Первичная проверка понимания.
















































































VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Звук стука. На пороге двери лежит письмо.

Ребята, хотите верьте, хотите нет, но в руках у меня послание, которое пришло из далекого царства, далекого государства. Адресатом является Ваш класс.

Дима, прочитай, пожалуйста, текст.




Стало быть, что является целью нашего урока?

Правильно, ребята! Хочу заранее Вас предупредить, что сказка не проста, поэтому отнеситесь к уроку серьезно.

Ну что, ребята начнем читать и анализировать сказку? Прошу Вас обращать внимание на построение сказки, особенности сказочного языка. Я начну читать, а Вы продолжите.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...» Как называется такое начало сказки?

Что и как изменится, если вместо слов «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...» мы скажем: «В некотором царстве жил царь...» или «В государстве жил царь...»

Прежде чем начнем комментированное чтение, я предлагаю ознакомиться со словами, трудными для понимания, но необходимыми для сказочного языка. Это такие слова, как боярский двор, лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться. Как вы понимаете их?

Слайд .

Боярский двор - двор боярина, знатного человека на Руси.

Лытать - уклоняться от дела, бегать работы

Пытать - (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться - горевать, печалиться

Тужить - горевать, тосковать, печалиться

Мудреный - загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить - говорить, сказывать

Дивиться - удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться - запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь .

Со словарной работой мы справились!

А теперь продолжаем чтение по цепочке.

Какие особенности языка вы еще обнаружили, читая эпизод сватовства царевичей?

Давайте проанализируем этот эпизод. Могли ли ослушаться царя сыновья? Почему?

Кому из сыновей проще было исполнить батюшкин наказ?

К кому полетели их стрелы?

А кто достался в жены младшему, Ивану-царевичу?

Что заставило его быть таким настойчивым?

Что испытал Иван-царевич, увидев лягушку со стрелой?

Прав он был? Почему же он лягушку все-таки взял?

Мог ли Иван-царевич солгать, скрыть, что лягушку видел?

Ребята, именно так, ненавязчиво, в сказку входит мотив семьи и взаимоотношений в ней, отцовской воли и сыновнего послушания.

Продолжаем работу. Какие слова подтверждают то, что внешний облик царевны-лягушки испугал царевича?

Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать, ребята.

Только ли исполнение отцовской воли удержало царевича? Почему он не уходит?


Работе над эпизодом «Приказы царя».

Непросто войти в чужую семью, и отец трижды подвергает невесток испытанию.

Через какие испытания проходят жены сыновей? Каким был первый приказ царя?

Ответ найдите в тексте учебника, прочитайте.



Обратите внимание на плакат.

На плакате записаны пословицы:

-Хлеб на стол, так и стол-престол. А на столе ни куска, так и стол-доска.

-Не красна изба углами, красна пирогами.

-Делу - время, потехе - час.

Что обозначают эти пословицы? Как связать их со сказкой?

Вот мы и определили, что в сказку входит мотив труда.

Выходит, не прихоть свою царь проявлял в каждой просьбе, а разум, мудрый житейский опыт.

Что мы можем сказать о царевне-лягушке и Иване-царевиче, прочитав первые эпизоды сказки?

Какими словами встречает царевна-лягушка Ивана-царевича?

Как правильно произнести их?

Какие черты характера царевны-лягушки проявились при этом? Докажите это.



А когда царевну называют премудрой?

Найдите описание труда царевны. Изменяется ли язык сказки при его описании?



Как справились с первым приказом царя жены старших братьев?

С какой целью вводится это преувеличение?



Вспомним второй приказ царя.


Чем же отличается труд Василисы Премудрой?



Как звучит описание труда рукодельницы?

Где кольнет иглой раз -
цветок зацветет.
Где кольнет другой раз -
хитрые узоры идут.
Где кольнет третий -
птицы летят.


Как Иван-царевич относится к труду жены?


Значит можно отметить не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Каков же был третий приказ царя?



Почему царь испытывает своих невесток три раза?

Правильно ребята, повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини. Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Христиане помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды.

Вернемся к эпизоду третьего приказа. Апофеозом мудрости и красоты царевны-лягушки является ее появление на царском пиру. Посмотрим отрывок из мультипликационного фильма 1954 года Михаила Цехановского «Царевна-лягушка».

Какие чудеса происходят на пиру?


Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей - из косточек, озера - из остатков выпитого.

Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем.

В чем истинная красота героини сказки?


Нельзя не отметить, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее...». В этом тоже заключается народная мудрость.

Что же произошло дальше с героями сказки?



Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу?

Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок - захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу.

- Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?

Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин.

Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича? Давайте найдем по тексту.




Пойдет ли Иван-царевич на поиски? Что произойдет дальше? Обо всем этом вы узнаете, дочитав сказку до конца. Читая, подумайте, о чем эта сказка, а также какие мотивы, кроме обозначенных нами на уроке, встречаются в сказке. Это и будет вашим домашним заданием.

Понравилась ли Вам сказка?

Какой предстала перед нами Василиса Премудрая в прочитанных эпизодах? Чем удивляет и покоряет она всех?

Каков Иван-царевич?

Народная мудрость гласит, что нельзя судить человека по одежке. Так и Иван-царевич, не оценив внутренние достоинства своей супруги, лишился счастья. Благодаря этой сказке каждый из нас должен сделать выводы, какими мы должны быть, чтобы не лишать себя счастья!

На этом мы вынуждены остановиться. Мне интересно было с Вами работать! Спасибо!




Читается текст: «Здравствуйте, уважаемый 5 Г!

На прошлом уроке вы приоткрыли дверь в прекрасный мир сказки.

Сегодня вы познакомитесь со сказкой «Царевна-лягушка».

Но для того, чтобы понять удивительный язык этой сказки, вы непременно должны вспомнить материал предыдущего урока. Ваши учителя помогут Вам в этом

Ваши Любимые Иван-царевич и Василиса Премудрая.»

Целью нашего урока является анализ и комментированное чтение сказки.




Зачин.

Учащиеся говорят, что начало сказки стало менее интересным, менее загадочным, нарушился сам жанр сказки.










Постоянные эпитеты: тугой лук, терем расписной, широкий двор, красное крыльцо топкое болото,

Нет.

Старшему да среднему.


Исполнение отцовской воли.

Иван-царевич испытал разочарование.

Не знал, кто перед ним, а все же пожалел.

Не мог, так как отцовская воля была для него на первом месте.


Его собственные слова подтверждают это: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».



Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича.




«На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

- Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жёны хлебы печь. Пусть они к завтрему испекут по караваю мягкого белого хлеба.»


Сказка, как и пословицы, прославляет труд.





«Что так запечалился? Иль услышал от своего отца слово неласковое?

Ласково, с теплом.

Царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная. Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален. Затем успокаивает его, а сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу.

Только тогда, когда она начинает трудиться.

Взяла она частые решета,
Мелкие сита,
Просеяла муку пшеничную,
Замесила тесто белое,
Испекла каравай - рыхлый да мягкий
.

Да, изменяется. Появляется особый ритм, кажется, что она не работает, а творит.

У одной хлеб подгорел, у другой - сырой.

Сказка преувеличивает недостатки жен старших братьев. Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»

Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей "своими руками" выткали "к завтрему по ковру"».

Она ткет сама, жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы.

При описании ее работы снова изменяется ритм. Эти строчки звучат как стихотворение.


Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул.


«И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими жёнами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует.»

Это традиционно для русских сказок.







По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают.





В ее необыкновенных достоинствах: умении трудиться, быть мудрой, скромной, терпеливой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.



«Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил её на огне. Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи!»

Ученики предлагают варианты ответов





Ученики предлагают варианты ответов.



- Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кащея Бессмертного.

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.








© 2010-2022