- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании
Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова Н.А. |
Дата | 09.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов»
Методическая разработка урока
для 11 класса
«Написание сочинения-рассуждения
по проблеме наркомании»
Составитель:
Базарова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
II квалификационная категория
Новоуральский городской округ, 2011
Методическая разработка сценария урока
для 11 класса
«Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании»
Учебный предмет, класс: русский язык, 11 класс.
Тема урока: Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании..
Программа: рабочая программа по русскому языку для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.
Тип урока: урок с общей и несколькими частными проблемами, урок классификация.
Цель урока: создание условий для актуализации духовно - нравственных установок учащихся через проведение комплексного анализа текста и написание творческой работы по проблеме наркомании .
Задачи:
Образовательные:
- развитие умений учащихся формулировать проблемы исходного текста;
- развитие умений учащихся формулировать позицию автора по прокомментированной проблеме;
- развитие умений учащихся аргументировать собственное мнение по проблеме;
- развитие умений написания вступления и заключения в разных формах.
Воспитательные:
- формирование у учащихся целостного мировоззрения, устойчивой системы духовных ценностей;
- воспитание личности в условиях партнерства, интереса к обсуждаемым вопросам;
- формирование положительного отношения к культурному наследию других народов;
- формирование негативного отношения к наркотикам, к распространению наркотических веществ.
Развивающие:
- развитие информационной компетентности учащихся;
- развитие коммуникативных и креативных способностей учащихся;
- развитие способностей учащихся к саморазвитию и самоопределению.
Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский, постановка гипотез, наблюдение, словесно-практический.
Формы организации обучения:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Оборудование:
- ноутбук, мультимедиапроектор, экран;
- электронная презентация (электронное приложение);
- распечатанные для каждого учащегося текст Ч.Айтматова «Плаха» (приложение № 1),
- карточка-информатор «Виды вступлений» (приложение №2);
- карточка-информатор «Несколько слов об Айтматове» (приложение № 3);
- карточка-информатор «Формулировка позиции автора» (приложение №4);
- карточка-информатор « Разные формы заключения» (приложение №5).
Методическая разработка оформлена в соответствие с требованиями Е.Л. Мельниковой
ХОД УРОКА.
Анализ
Учитель
Ученик
Постановка общей проблемы урока
Я хотела бы начать урок с прослушивания текста. Во время моего чтения подумайте, какие проблемы поднимает автор.
Учитель читает текст. (карточка-информатор №1)
Это отрывок из романа Ч.Айтматова «Плаха»
О чем говорят Авдий и Гришан?
Они говорят о милосердии, о наживе, о наркоманах, о наркомании.
Какая из перечисленных проблем нами не обсуждалась?
Проблема наркомании.
Определение темы урока
Опорный сигнал
Поиск решения
Подводящий диалог
Где может понадобиться обсуждение этой проблемы.
При написании сочинения-рассуждения на экзамене.
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
Написание сочинения -рассуждения по проблеме наркомания
Слайд 1(название темы урока)
Как вы думаете, какие вопросы нам надо разобрать на уроке, чтобы научиться писать сочинение рассуждение по этой сложной и актуальной для современного общества проблеме
Высказывают гипотезы
Подсказка
Давайте вспомним, какие разделы в сочинении-рассуждении необходимо выделять, подчиняясь требованиям части С экзаменационной работы?
Ребята называют композиционные части сочинения
Вступление, авторская позиция, аргументация, заключение.
Как вы думаете, какие пункты плана будут на нашем уроке?
Вступление, авторская позиция, аргументация, заключение.
Слайд 2 (пункты плана урока)
Поиск решения по предложенному плану
На данном уроке ученики ответили так, но порядок проработки частных проблем может быть любой.
Я предлагаю вам сегодня поработать над написанием сочинения в творческих исследовательских группах.
Но для того, чтобы начать работу ответьте на вопрос: «Какая часть экзаменационной работы у вас в данный момент вызывает затруднение при написании сочинения по проблеме наркомании?
Аргументация.
Поиск решения по частной проблеме 1
Я согласна с вами часть сочинения «аргументация» требует широкого кругозора. Какие бы вы задали вопросы по проблеме наркомании, чтобы подобрать нужные аргументы.
Как люди превращаются в рабов наркотика? Как под влиянием дурмана происходит деградация? Какие последствия несут человеку даже легкие наркотики?
Выражение решение частной проблемы 1
Реализация продукта
Вопросов у вас много. К этой проблеме обращались многие писатели и публицисты. Обсуждение темы наркомании идет на форумах в Интернете. Я попросила трех учениц вашего класса заранее подготовиться и подобрать интересные материалы для вас, а также список источников для самостоятельного поиска информации.
Выступление учащихся с презентацией и раздачей материала.
Темы выступлений:
-
Кто из писателей обращался к проблеме наркомании?
-
Кто из журналистов обращался к проблеме наркомании?
-
Миф: наркотик необходим для творчества.
Слайды 3-13 (названия произведений, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, публицистов)
Карточка-информатор №6,7,8
Теперь вы сможете, используя этот материал, привести аргументы по данной проблеме?
Да
Поиск решения по частной проблеме 2
Как вы думайте, в какой форме может быть написано вступление.
Называют варианты написания вступления.
Выражение решение частной проблемы 2
Реализация продукта
Давайте обратимся к карточке информатору №2. Я предлагаю вам выбрать одно из видов вступления, и оформить вступление к сочинению, работая в группе. Не забудьте, что оно должно быть небольшим 3-4 предложения.
Ребята работают в группах - 5 минут, результат вывешивают на доске, один ученик озвучивает.
1 группа написала вступление в форме размышления.
2 группа написала в форме ряда риторических вопросов.
3 группа написала в форме формулировке основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор данного текста.
Выражение решение частной проблемы 2
Спасибо группам за работу, но почему вы не написали вступление по пункту 4
Мы не знаем ничего об авторе текста
Сегодня на уроке я вас познакомлю с автором данного текста Ч.Айтматовым. Ч.Айтматов - сын киргизского народа, родился в кишлаке Шекер Кировского р-на Кирг. ССР 12 декабря 1928 год и умер 10 июня 2008 года, на пороге своего восьмидесятилетия.
Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля", затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Белый пароход" (1970) и др.
Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".
Роман "Плаха" является глубоким философским произведением. Автор заостряет внимание на вопросах, наиболее актуальных именно для нашего времени.
Одна из таких острых социальных тем - проблема наркомании.
Автор глубоко проникает в сущность этой проблемы, пытается понять этих зависимых людей. Он хочет найти способ, как им помочь.
Писатель вводит такого героя, как Авдий Каллистратов - сын священника, которого мучает мысль о спасении хотя бы одного человека, но на собственном опыте убедился, что это невозможно. А если и возможно, то только в редких случаях и если у человека есть сила воли.
В борьбе со злом Авдий погибает.
Увидев под текстом знакомую фамилию автора, вы сможете использовать новую для вас форму вступления?
Слайды 14-20 (названия произведений, портреты писателя, иллюстрации к произведениям)
Сможем
Поиск решения по частной проблеме 3
Выражение решение частной проблемы 3, реализация продукта
Вернемся к плану сочинения. Следующий пункт авторская позиция. Давайте сформулируем авторскую позицию по группам Воспользуйтесь при необходимости словесными конструкциями в карточке-информаторе №3.
Учащиеся работают в группах 4 минуты, результат вывешивают на доске, один ученик озвучивает.
Поиск решения по частной проблеме 4
И у нас остался последний пункт плана сочинения-рассуждения - заключение. Ребята, какое должно быть заключение?
Высказывают свои версии.
Выражение решение частной проблемы 4, реализация продукта
Спасибо за ответы, они совпадают видами концовок, с которыми вы можете ознакомиться в карточке- информаторе №4. Обдумайте концовку в группах
1 группа пишет концовку-цитату. (Несколько человек из группы заранее приготовили высказывания известных людей по проблеме наркомании).
2 группа пишет концовку-ответ.
3 группа пишет концовку-призыв.
Рефлексия
Давайте посмотрим на доску. Каждая группа практически написала сочинение по проблеме наркомании. Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока?
Написать сочинение-рассуждение по проблеме наркомании.
Скажите, сможете ли вы написать сочинение-рассуждение по проблеме наркомании, используя подготовленный материал на уроке?
Сможем.
Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой, пользуясь подготовленными материалами. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.
А под конец урока давайте ответим на вопросы небольшой анкеты. ( карточка-информатор
№ 5)