План-конспект урока по русскому языку на тему: Синонимы (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС


Тема урока: Синонимы.

Класс: 5 класс.

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: - изучение новой темы в разделе «Лексика»;

- развивать умение работать с толковым словарём;

- развивать словарный запас учащихся;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Тема нашего урока: «Синонимы». (Слайд №1)

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

В языке существуют не только слова одинаковые по звучанию, обозначающие различные предметы (омонимы), но и обратное явление, когда один и тот же предмет, вещь, явление можно назвать различными словами, сходными по смыслу, но различными по звучанию.

Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а врага - неприятелем, противником.

Перед вами пословицы. (Слайд №2)Замените выделенные слова одинаковыми по значению. А теперь нам нужно по опорным словам сформулировать цели урока.

1.Познакомимся ….

2.Научимся…

- Мы познакомимся с синонимами. Мы узнаем, в чем их особенности, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

Включаются в учебный процесс, концентрируют внимание на новой теме.



Работают с пословицами, определяют значения слов и заменяют их близкими по значению.

Самоопределение, смыслообразование.

Целеполагание.

Планирование учебного сотрудничества.

2. Объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний раздела «Лексика», определение понятия «синоним», знакомство со словарём.

- С чего же начать «открытие нового знания»?

Для начала разберёмся, что же это за слово такое - синоним? Откуда оно к нам пришло?

Посмотрите, пожалуйста, на слайд (Слайд №3)

Из какого языка к нам пришло слово «синоним»? Из каких частей оно состоит? Что оно обозначает на нашем, родном языке?

А теперь обратимся к учебнику. Откройте его на странице №145, параграф 68, и прочтите определение понятия «синонимы». Это определение вы обязательно должны знать наизусть, чтобы в дальнейшем могли отличать синонимы от других лексических понятий.

Подбор синонимов - один из способов толкования лексического значения слова. Для выяснения значения слова мы обращаемся к словарю, и там мы встречаем синонимы. (Слайд №4) Найдите в этом определении синонимы. Существует еще и словарь синонимов русского языка, благодаря которому мы сможем разнообразить нашу речь.

Учащиеся воспринимают информацию , обдумывают и отвечают на вопросы учителя, приходя к определению понятия.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работа учащихся с учебником, развитие навыков грамотного чтения, постановка задачи для обучения.


Учащиеся обращаются к элементу словаря и выделяют новое понятие в тексте.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие.


Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Поиск и выделение информации, определение новых задач для расширения самообразования.

Целеполагание.

3. Первичное закрепление

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию; подведение первичных итогов по теме.

А теперь попробуем использовать полученные знания на практике. Поиграем в игру «Кто быстрее?» Перед вами слова, среди которых вы должны найти синонимы и записать их радами. Эти ряды называются синонимичными рядами. (Слайд №5). Не забывайте, что синонимы - слова одной части речи!

А теперь проверим правильность вашего решения. (Слайд №6)

Ответьте: к какой части речи относятся синонимы каждого ряда?


Выполняют задание индивидуально.


Проверяют и оценивают.

Краткий ответ.

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи.

Оценивают свою работу.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления частичных рядов из целого; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усеваемого содержания.

Контроль, коррекция, самооценка.

4. Физкультурная минутка.

Цель этапа: закрепление здоровья учащихся, соблюдение норм здорового образа жизни.

Учащиеся выполняют несколько физических упражнений.

Соблюдение здоровье сберегающей технологии.

5. Тренировочные упражнения.

Цель этапа: закрепление полученных знаний, отработка умений и навыков работы с новыми понятиями. Осмысление изученного материала, провести коррекцию; подведение первичных итогов по теме.

Настроились на продолжение работы.

Перед вами пары слов-синонимов, которые вы должны вписать в графах таблицы. (Слайд №7)

Проверим. Сравните ваши таблицы с данной. (Слайд №8) Правильно?

Скажите: для чего используются синонимы в разных стилях речи? Конечно, для яркости, точности и выразительности нашей речи.

Теперь поработаем с текстом. Прочитайте текст, заменяя неоправданно повторяющиеся слова синонимами, данными на листочках. Наклейте листочки на повторяющиеся слова. (Слайд №9)

Посмотрите, такой ли у вас получился текст? (Слайд №10)

С помощью чего связаны предложения в тексте? Правильно! Они называются текстовыми синонимами, которые позволяют избежать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.

Учащиеся выполняют задания по вариантам.

Проговаривают ответ, аргументируют.


Учащиеся сравнивают полученный ими результат.

Учащиеся анализируют вопрос и делают вывод.

Учащиеся работают с текстом, выделяя неправильные выражения. Корректируют. Это работа в парах. Выполняют её учащиеся, сидящие за одной партой.

Учащиеся сравнивают полученный текст. Проверяют и оценивают полученный результат.

Учащиеся решают поставленную перед ними задачу и дают вывод по выполненному заданию.

Анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваемого содержания.

Контроль, коррекция, самооценка.

Формулирование итога проделанной работы. Целеполагание.

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Формулирование итога проделанной работы. Целеполагание.

6. Выполнение тестового задания.

Цель этапа: вырабатывание навыков работы с тестами, подготовка к итоговой аттестации.

Мы все знаем, что нам предстоит сдача экзаменов по окончании обучения. Сейчас мы вы выполним тест по новой теме. (Слайд №11).

Учащиеся выполняют тест на раздаточном материале самостоятельно и по окончании работы сдают листочки учителю.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

7.Выводы по уроку.

Цель этапа: подведение итогов полученных знаний по новой теме.

Сделаем выводы по новой теме. Ответьте на вопросы. (Слайд №13)

Проверяют и сопоставляют ответы с ответами на доске. (Слайд №14).

Учащиеся отвечают на вопросы. Подводят итог новой темы.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

8. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Прослушайте, пожалуйста, оценки за урок.

Запишите домашнее задание. (Слайд №15).

Продолжите предложения. (Слайд № 16)


Вы сегодня славно поработали! Молодцы! (Слайд №17)

Учащиеся прослушивают оценки за урок.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.

Дают осмысленные заключения.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.



© 2010-2022