- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательский проект по чтению Люби книгу
Исследовательский проект по чтению Люби книгу
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Медведева О.А. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Областное Государственное Бюджетное Учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Люби книгу
Исследовательский проект
по чтению
Авторы:
Федорова Ирина, Коновалов Максим,
обучающиеся 8 класса.
Руководитель:
Медведева О.А.
учитель русского языка и чтения
2014 год
Содержание
Введение……...……………………………………………………………………….. 3
-
Зачем человек читает……………….……………………………………….......5
-
Пословицы о книгах……………………………………………………………6
-
Высказывания известных людей о чтении и книгах…………………………6
-
Стихи о книгах и чтении………………………………………………………..7
-
Целебное чтение…………………………………………………………………8
-
Как привить любовь к чтению…..……………………………………………..9
-
Отношение к чтению. Результаты исследования читательских интересов учащихся 5-6-х классов………………………………………………………...10
-
Заключение……………………………………………………………………..11
-
Литература……………………………………………………………………...12
Введение
Есть такое высказывание французского писателя, философа Дени́ Дидро́: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». А сколько ещё сказано о пользе книг! И какими великими людьми: Пушкиным, Достоевским, Горьким! Не могут же столько людей ошибаться!
Учёные утверждают, что человеку нужно читать книги. В школе уроки чтения проводятся с 1 по 4 класс, а литературы с 5 по 11. И всё же то и дело слышишь: сейчас читают меньше, мало кто любит читать…
Мы любим читать, поэтому решили разобраться в этом вопросе.
Цель работы
Выявить причины, по которым учащиеся читают недостаточно, и найти пути для привлечения учащихся к чтению.
Гипотеза: учащиеся читают мало, потому что много времени посвящают компьютеру, телевизору, а ещё не знают, какую книгу взять, чтобы она была им интересна, поэтому им необходима помощь в выборе книг для чтения.
Объект исследования: учащиеся 5-6 классов.
Предмет исследования: читательские интересы учащихся 5-9 классов.
Актуальность: общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты, образованны, эмоциональны, с богатым духовным миром, а книги способствуют именно этому. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением.
Задачи.
1. Собрать материал, подтверждающий большое значение чтения художественной литературы для человека.
2. Разработать вопросы анкеты, выявляющие заинтересованность учеников 5-9 классов чтением, читательские интересы, проблемы, связанные с чтением.
3. По результатам анкетирования выявить пути привлечения учеников к чтению.
Зачем человек читает?
Люди читают по разным причинам.
-
Для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы.
-
Ситуации, описанные в книгах, могут случиться с каждым, возможно, произведение даст ответ на вопрос, как поступить. (Например, рассказ Астафьева «Васюткино озеро»
-
Одной из причин, из-за которой люди берут книгу в руки - это попытка отключиться от повседневности и обыденности.
Те, кто читают детективы и триллеры, - это люди, которые не могут жить без загадок, без интриг и без тайн. Это их особый способ ощутить в крови адреналин и волнение, которого нет в обычной жизни.
Другие увлекаются фантастикой и мистикой. Несуществующий мир, нереальные события и существа, вымышленные явления - это огромный контраст с нашим миром, которым живет большая часть людей. То, что не известно и не доказано очень увлекает читателей: как юных, так и взрослых. -
Дети и подростки, конечно же, читают сказки. Следят за жизнью Принцесс и Принцев, Русалочек и Белоснежек, переживают за них, сердятся на злых персонажей, ждут и надеются на прекрасный и милый конец. Для детей книга - это сундучок сказок, которые служат для развития фантазии и воображения.
-
Не менее важной причиной является неисчерпаемый поток знаний, который находится в книгах. Не только школьники читают с целью узнать новое и стать умнее: взрослые люди, которые и так знают немало, постоянно повышают свой уровень.
-
Исторические книги дают нам возможность окунуться в прошедшие столетия и объяснить корни нашего происхождения.
-
Книга - это важнейший источник духовной энергии человека. Она является формой передачи информации от одного человека к миллионам других. Конечно, это, в первую очередь, касается книг, наполненных художественным текстом.
Каждый человек, хорошенько подумав, на вопрос "зачем люди читают?" сможет найти свой вариант ответа.
Пословицы о пользе книг
В пословицах кратко и метко выражаются мудрые мысли. И в них мы находим немало таких мыслей о книгах и чтении, что ещё раз подтверждает большое значение книги для человека.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
Без книги, как без солнца, и днем темны оконца
С книгой поведешься - ума наберешься
Будешь книги читать - будешь все знать
Неграмотный - как слепой, а книга глаза открывает
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде
Дом без книги - день без солнца
Книги читать - не в ладушки играть
Высказывания известных людей о чтении и книгах
Люди, достигшие высоких результатов в науке, философии, литературе и других видах искусства оставили немало благодарных слов книге.
«Чтение - вот лучшее учение!» Пушкин А. С.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дидро Д.
«Чтение возвышает душу». Вольтер.
«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». М Горький
«Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу - значит вновь увидеть старого друга». Вольтер
Стихи о чтении и книгах
Благодарность книгам выразили многие поэты в своих стихах.
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)
Книгоград
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке, словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях -
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок - каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф - чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)
Целебное чтение
Считается, что книга- лекарство для души. А недавно врачи доказали, что чтение - ещё и мощная оздоровительная процедура. В ведущих клиниках ввели новый метод лечения - библиотерапию.
Учёные из Ливерпульского университета наблюдали за изменением активности мозга добровольцев во время чтения Шекспира. Оказалось, что под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активизируется зона самоконтроля.
Детективы и приключения
Особенности: тренируют внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем.
Показания: при навязчивых состояниях, психозах.
Научная фантастика, фэнтези
Особенности: расширяет границы возможного, обостряя до крайности ситуации и поступки, даёт возможность пациенту принять без страха мысли и желания и допускать их наличие у других.
Показания: при фобиях (страхах). Настоятельно рекомендуется пациентам, живущим "в футляре" и по строгому расписанию.
Поэзия
Особенности: чёткий ритм нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.
Показания: при депрессиях. Чтение стихов используется в логопедических занятиях при восстановлении после инсульта.
Сказки и фольклорная литература
Особенности: в лёгкой форме обучает правилам общения, учит наблюдательности.
Показания: при гиперактивности у детей и хроническом непослушании трудных подростков.
Как прививается любовь к чтению
Каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием.
Приведем несколько способов, существующих для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к чтению книг.
1. Хороший личный пример взрослых, педагогов.
2. Организовывать коллективные посещения библиотеки.
3. Оказывать помощь ребенку в выборе книги.
4. Дело в том, что по мере взросления ребёнка будет все более остро ощущаться дефицит свободного времени в связи со все возрастающей учебной нагрузкой. Лишь перед сном он сможет читать. Так старайтесь сделать чтение перед сном привычкой.
9. Нужно давать ребенку подходящие книги и журналы о его увлечениях - таких, как электронные игры и конструкторы, музыка и рисование, катание на велосипеде и игра в шахматы (шашки), компьютер и футбол… И будьте уверены: он обязательно прочтет их. Кроме того, можно побеседовать с ним о прочитанном.
Отношение к чтению
Результаты исследования читательских интересов учащихся
Итак, главную роль играют воспитатели. Учителя в школе тоже стараются привить любовь к книге. А что же можем мы?
Мы разработали анкету из 14 вопросов, чтобы выяснить, как относятся к чтению наши одноклассники, ученики других классов. Подвели итоги. И вот что у нас получилось.
-
Из 66 опрошенных совсем не читают 0, только к урокам чтения - 42, читают кроме этого - 9.
-
Большинство читают книги 1-2 раза в неделю.
-
За книгами в основном обращаются в библиотеку.
-
Предпочтение отдаётся приключениям, фэнтези. Немало любителей стихов (хотя в это не очень верится).
-
50 человек отметили, что читать им не очень нравится, нравится - 44 ученикам, очень нравится читать только 8 ученикам.
-
Ответы на вопрос «почему читают не так часто?» подтверждают, что большинство, действительно, не знают, какую книгу выбрать. А ещё заняты другими делами.
-
Чтобы читать больше, нужен совет, что интересное прочитать. И, конечно, сила воли.
-
46 учеников отметили, что есть любимые книги и писатели, но так как большинство назвали Пушкина, то это вызывает сомнение: кажется, кого вспомнили, того и записали.
-
42 ученика затруднились ответить какие книги посоветовали бы прочитать товарищам. 12 учащихся назвали книги, которые посоветовали прочитать одноклассникам. Среди них: книги о Шерлоке Холмсе, Драгунский «Денискины рассказы», Медведев «Баранкин, будь человеком», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Д.Свифт «Гулливер в стране лилипутов». И всё же большинство отметили книги, которые изучали на уроках чтения.
-
Предпочтение в занятиях вне школы отдано прогулке на улице - это любимое занятие учеников. На 2-м месте - другое: спорт, рисование, рукоделие, выполнение домашних заданий… Чтение - только на 3-м месте. А вот компьютер и телевизор - только на 4-м и 5-м местах.
Заключение
Итак, в ходе исследования мы пришли к следующему выводу: наша гипотеза подтвердилась, хотя и не на 100%: чтение не является главным увлечением учеников 5-6 классов, но его оттесняют не компьютер и телевизор, как мы предполагали, а прогулки и другие увлечения.
Многие ученики, действительно, ждут совета, какую книгу прочитать.
Пути привлечения к чтению книг
Наши предложения
-
Провести классные часы о том, почему необходимо читать. Использовать будем материал, который накопили в процессе нашей исследовательской работы.
-
Создать картотеку «Советуем прочитать», такой банк сведений о хороших книгах, о тех, которые кто-то прочитал, высоко оценил и советует прочитать другим (находиться она будет в библиотеке).
-
Приглашать библиотекаря, чтобы они представляли новые книги, которые появляются в библиотеке.
-
Раз в четверть проводить обсуждение интересной книги. Вначале посоветовать её прочитать, «прорекламировать». Сейчас готовимся к обсуждению книги
Мы уверены в том, что если рассказывать о хороших книгах, привлекать к ним внимание, то активных читателей станет гораздо больше, многие найдут путь к книгам.
Литература
-
М.В. Король. Витражи мудрости.
Минск, «Полымя», 1991
-
Л. Юдина. Целебное чтение.
АиФ № 1-2, 2014
-
Читали! Читают. Будут читать? Сборник методических материалов о чтении детей и юношества.
Томск, 2005
-
Г. Доман, Д. Доман. Как научить ребёнка читать.
Аквариум, Москва, 1998
5. Материалы Интернет
Анкета
-
Вы читаете книги - художественную литературу?
а) нет б) только к урокам литературы в) читаю
2. Как часто читаете:
а) ежедневно б) в неделю 1-2 раза в) в месяц 1-2 раза г) другое ______________
3. Читаю книги
а) через Интернет б) беру в библиотеке в) из домашней библиотеки
4. Предпочитаю читать:
а) фэнтези д) сказки и) другое ______________
б) научную фантастику е) книги о сверстниках
в) детективы ж) о любви
г) приключения з) стихи
5. Вам нравится читать?
а) очень б) нравится в) не очень г) не нравится
6. Читаю не так часто, потому что:
а) мне тяжело читать б) не знаю, какую книгу взять в) занят, чем____________ в) другое______
7. Чтобы читать больше, мне нужны:
а) сила воли б) совет, что интересное прочитать в) другое _________________________________
8. Какую книгу прочли последней:____________________________________________________
9. Есть ли любимые книги, писатели? а) да б) нет
10. Кто? Какие? ____________________________________________________________________
11. Какую книгу читаете сейчас? ______________________________________________________
12. Что из прочитанного вы посоветовали бы одноклассникам? ____________________________
_____________________________________________________________________________________
13. Если бы вы были писателем, какую книгу и о чём вы бы написали?_____________________
_____________________________________________________________________________________
14. Расставьте цифры от 1 до 5 по своим предпочтениям:
а) чтение____ б) компьютерные игры _____ в) прогулки на улице _____ г) телевизор ___________
д) другое увлечение, какое ________________________________________________________________