Исследовательский проект по чтению Люби книгу

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект по чтению Люби книгу.Областное Государственное Бюджетное Учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»





Люби книгу



Исследовательский проект

по чтению

Авторы:

Федорова Ирина, Коновалов Максим,

обучающиеся 8 класса.

Руководитель:

Медведева О.А.

учитель русского языка и чтения



2014 год

Содержание

Введение……...……………………………………………………………………….. 3

  1. Зачем человек читает……………….……………………………………….......5

  2. Пословицы о книгах……………………………………………………………6

  3. Высказывания известных людей о чтении и книгах…………………………6

  4. Стихи о книгах и чтении………………………………………………………..7

  5. Целебное чтение…………………………………………………………………8

  6. Как привить любовь к чтению…..……………………………………………..9

  7. Отношение к чтению. Результаты исследования читательских интересов учащихся 5-6-х классов………………………………………………………...10

  8. Заключение……………………………………………………………………..11

  9. Литература……………………………………………………………………...12





Введение

Есть такое высказывание французского писателя, философа Дени́ Дидро́: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». А сколько ещё сказано о пользе книг! И какими великими людьми: Пушкиным, Достоевским, Горьким! Не могут же столько людей ошибаться!

Учёные утверждают, что человеку нужно читать книги. В школе уроки чтения проводятся с 1 по 4 класс, а литературы с 5 по 11. И всё же то и дело слышишь: сейчас читают меньше, мало кто любит читать…

Мы любим читать, поэтому решили разобраться в этом вопросе.







Цель работы

Выявить причины, по которым учащиеся читают недостаточно, и найти пути для привлечения учащихся к чтению.

Гипотеза: учащиеся читают мало, потому что много времени посвящают компьютеру, телевизору, а ещё не знают, какую книгу взять, чтобы она была им интересна, поэтому им необходима помощь в выборе книг для чтения.

Объект исследования: учащиеся 5-6 классов.

Предмет исследования: читательские интересы учащихся 5-9 классов.

Актуальность: общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты, образованны, эмоциональны, с богатым духовным миром, а книги способствуют именно этому. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением.

Задачи.

1. Собрать материал, подтверждающий большое значение чтения художественной литературы для человека.

2. Разработать вопросы анкеты, выявляющие заинтересованность учеников 5-9 классов чтением, читательские интересы, проблемы, связанные с чтением.

3. По результатам анкетирования выявить пути привлечения учеников к чтению.

Зачем человек читает?

Люди читают по разным причинам.

  1. Для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы.

  2. Ситуации, описанные в книгах, могут случиться с каждым, возможно, произведение даст ответ на вопрос, как поступить. (Например, рассказ Астафьева «Васюткино озеро»

  3. Одной из причин, из-за которой люди берут книгу в руки - это попытка отключиться от повседневности и обыденности.
    Те, кто читают детективы и триллеры, - это люди, которые не могут жить без загадок, без интриг и без тайн. Это их особый способ ощутить в крови адреналин и волнение, которого нет в обычной жизни.
    Другие увлекаются фантастикой и мистикой. Несуществующий мир, нереальные события и существа, вымышленные явления - это огромный контраст с нашим миром, которым живет большая часть людей. То, что не известно и не доказано очень увлекает читателей: как юных, так и взрослых.

  4. Дети и подростки, конечно же, читают сказки. Следят за жизнью Принцесс и Принцев, Русалочек и Белоснежек, переживают за них, сердятся на злых персонажей, ждут и надеются на прекрасный и милый конец. Для детей книга - это сундучок сказок, которые служат для развития фантазии и воображения.

  5. Не менее важной причиной является неисчерпаемый поток знаний, который находится в книгах. Не только школьники читают с целью узнать новое и стать умнее: взрослые люди, которые и так знают немало, постоянно повышают свой уровень.

  6. Исторические книги дают нам возможность окунуться в прошедшие столетия и объяснить корни нашего происхождения.

  7. Книга - это важнейший источник духовной энергии человека. Она является формой передачи информации от одного человека к миллионам других. Конечно, это, в первую очередь, касается книг, наполненных художественным текстом.


Каждый человек, хорошенько подумав, на вопрос "зачем люди читают?" сможет найти свой вариант ответа.

Пословицы о пользе книг

В пословицах кратко и метко выражаются мудрые мысли. И в них мы находим немало таких мыслей о книгах и чтении, что ещё раз подтверждает большое значение книги для человека.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

Без книги, как без солнца, и днем темны оконца

С книгой поведешься - ума наберешься

Будешь книги читать - будешь все знать

Неграмотный - как слепой, а книга глаза открывает

Книга подобна воде: дорогу пробьет везде

Дом без книги - день без солнца

Книги читать - не в ладушки играть

Высказывания известных людей о чтении и книгах

Люди, достигшие высоких результатов в науке, философии, литературе и других видах искусства оставили немало благодарных слов книге.
«Чтение - вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дидро Д.

«Чтение возвышает душу». Вольтер.

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». М Горький

«Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу - значит вновь увидеть старого друга». Вольтер

Стихи о чтении и книгах

Благодарность книгам выразили многие поэты в своих стихах.



Как бы жили мы без книг


Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)


Книгоград

В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке, словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях -
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок - каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф - чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)

Целебное чтение

Считается, что книга- лекарство для души. А недавно врачи доказали, что чтение - ещё и мощная оздоровительная процедура. В ведущих клиниках ввели новый метод лечения - библиотерапию.

Учёные из Ливерпульского университета наблюдали за изменением активности мозга добровольцев во время чтения Шекспира. Оказалось, что под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активизируется зона самоконтроля.

Детективы и приключения

Особенности: тренируют внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем.

Показания: при навязчивых состояниях, психозах.

Научная фантастика, фэнтези

Особенности: расширяет границы возможного, обостряя до крайности ситуации и поступки, даёт возможность пациенту принять без страха мысли и желания и допускать их наличие у других.

Показания: при фобиях (страхах). Настоятельно рекомендуется пациентам, живущим "в футляре" и по строгому расписанию.

Поэзия

Особенности: чёткий ритм нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.

Показания: при депрессиях. Чтение стихов используется в логопедических занятиях при восстановлении после инсульта.

Сказки и фольклорная литература

Особенности: в лёгкой форме обучает правилам общения, учит наблюдательности.

Показания: при гиперактивности у детей и хроническом непослушании трудных подростков.



Как прививается любовь к чтению

Каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием.

Приведем несколько способов, существующих для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к чтению книг.


1. Хороший личный пример взрослых, педагогов.

2. Организовывать коллективные посещения библиотеки.

3. Оказывать помощь ребенку в выборе книги.

4. Дело в том, что по мере взросления ребёнка будет все более остро ощущаться дефицит свободного времени в связи со все возрастающей учебной нагрузкой. Лишь перед сном он сможет читать. Так старайтесь сделать чтение перед сном привычкой.

9. Нужно давать ребенку подходящие книги и журналы о его увлечениях - таких, как электронные игры и конструкторы, музыка и рисование, катание на велосипеде и игра в шахматы (шашки), компьютер и футбол… И будьте уверены: он обязательно прочтет их. Кроме того, можно побеседовать с ним о прочитанном.













Отношение к чтению

Результаты исследования читательских интересов учащихся

Итак, главную роль играют воспитатели. Учителя в школе тоже стараются привить любовь к книге. А что же можем мы?

Мы разработали анкету из 14 вопросов, чтобы выяснить, как относятся к чтению наши одноклассники, ученики других классов. Подвели итоги. И вот что у нас получилось.

  1. Из 66 опрошенных совсем не читают 0, только к урокам чтения - 42, читают кроме этого - 9.

  2. Большинство читают книги 1-2 раза в неделю.

  3. За книгами в основном обращаются в библиотеку.

  4. Предпочтение отдаётся приключениям, фэнтези. Немало любителей стихов (хотя в это не очень верится).

  5. 50 человек отметили, что читать им не очень нравится, нравится - 44 ученикам, очень нравится читать только 8 ученикам.

  6. Ответы на вопрос «почему читают не так часто?» подтверждают, что большинство, действительно, не знают, какую книгу выбрать. А ещё заняты другими делами.

  7. Чтобы читать больше, нужен совет, что интересное прочитать. И, конечно, сила воли.

  8. 46 учеников отметили, что есть любимые книги и писатели, но так как большинство назвали Пушкина, то это вызывает сомнение: кажется, кого вспомнили, того и записали.

  9. 42 ученика затруднились ответить какие книги посоветовали бы прочитать товарищам. 12 учащихся назвали книги, которые посоветовали прочитать одноклассникам. Среди них: книги о Шерлоке Холмсе, Драгунский «Денискины рассказы», Медведев «Баранкин, будь человеком», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Д.Свифт «Гулливер в стране лилипутов». И всё же большинство отметили книги, которые изучали на уроках чтения.

  10. Предпочтение в занятиях вне школы отдано прогулке на улице - это любимое занятие учеников. На 2-м месте - другое: спорт, рисование, рукоделие, выполнение домашних заданий… Чтение - только на 3-м месте. А вот компьютер и телевизор - только на 4-м и 5-м местах.







Заключение

Итак, в ходе исследования мы пришли к следующему выводу: наша гипотеза подтвердилась, хотя и не на 100%: чтение не является главным увлечением учеников 5-6 классов, но его оттесняют не компьютер и телевизор, как мы предполагали, а прогулки и другие увлечения.

Многие ученики, действительно, ждут совета, какую книгу прочитать.

Пути привлечения к чтению книг

Наши предложения

  1. Провести классные часы о том, почему необходимо читать. Использовать будем материал, который накопили в процессе нашей исследовательской работы.

  2. Создать картотеку «Советуем прочитать», такой банк сведений о хороших книгах, о тех, которые кто-то прочитал, высоко оценил и советует прочитать другим (находиться она будет в библиотеке).

  3. Приглашать библиотекаря, чтобы они представляли новые книги, которые появляются в библиотеке.

  4. Раз в четверть проводить обсуждение интересной книги. Вначале посоветовать её прочитать, «прорекламировать». Сейчас готовимся к обсуждению книги



Мы уверены в том, что если рассказывать о хороших книгах, привлекать к ним внимание, то активных читателей станет гораздо больше, многие найдут путь к книгам.









Литература

  1. М.В. Король. Витражи мудрости.

Минск, «Полымя», 1991

  1. Л. Юдина. Целебное чтение.

АиФ № 1-2, 2014

  1. Читали! Читают. Будут читать? Сборник методических материалов о чтении детей и юношества.

Томск, 2005

  1. Г. Доман, Д. Доман. Как научить ребёнка читать.

Аквариум, Москва, 1998

5. Материалы Интернет



Анкета

  1. Вы читаете книги - художественную литературу?

а) нет б) только к урокам литературы в) читаю

2. Как часто читаете:

а) ежедневно б) в неделю 1-2 раза в) в месяц 1-2 раза г) другое ______________

3. Читаю книги

а) через Интернет б) беру в библиотеке в) из домашней библиотеки

4. Предпочитаю читать:

а) фэнтези д) сказки и) другое ______________

б) научную фантастику е) книги о сверстниках

в) детективы ж) о любви

г) приключения з) стихи

5. Вам нравится читать?

а) очень б) нравится в) не очень г) не нравится

6. Читаю не так часто, потому что:

а) мне тяжело читать б) не знаю, какую книгу взять в) занят, чем____________ в) другое______

7. Чтобы читать больше, мне нужны:

а) сила воли б) совет, что интересное прочитать в) другое _________________________________

8. Какую книгу прочли последней:____________________________________________________

9. Есть ли любимые книги, писатели? а) да б) нет

10. Кто? Какие? ____________________________________________________________________

11. Какую книгу читаете сейчас? ______________________________________________________

12. Что из прочитанного вы посоветовали бы одноклассникам? ____________________________

_____________________________________________________________________________________

13. Если бы вы были писателем, какую книгу и о чём вы бы написали?_____________________

_____________________________________________________________________________________

14. Расставьте цифры от 1 до 5 по своим предпочтениям:

а) чтение____ б) компьютерные игры _____ в) прогулки на улице _____ г) телевизор ___________

д) другое увлечение, какое ________________________________________________________________









© 2010-2022