Нравственный смысл поступков героев в повести Л. Н. Толстого «Детство»

Тема:        Нравственный смысл поступков героев в повести  Л.Н.Толстого «Детство» Цель:        показать нравственный смысл поступков героев; развивать эмоциональное восприятие художественного текста, аналитическое мышление, творческое воображение, формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, развивать устную речь учащихся, воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к отечественной литературе. Оборудование....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





План-конспект открытого урока литературы в 7А классе МБОУ «СОШ с.Улу-Теляк им.Валерия Лесунова» учителя Галлямовой Юлии Рафаэловны



20.12.11

Тема: Нравственный смысл поступков героев в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Цель: показать нравственный смысл поступков героев;

развивать эмоциональное восприятие художественного текста, аналитическое мышление, творческое воображение, формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, развивать устную речь учащихся, воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к отечественной литературе.

Оборудование. Повесть Л.Н.Толстого «Детство», учебники, тетради по литературе, толковые словари, мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, запись французской кадрили XIX в. для физкультминутки, запись чтения фрагмента главы XV «Детство» под «Ностальгию» А.Моцарта.

Межпредметная связь. Русский язык, история, музыка, физическая культура.

Методические приемы. Беседа, комментированное чтение, мини-дискуссия, слово учителя.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний (при самостоятельном чтении произведения).

Форма урока. Урок-беседа.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Фиксация отсутствующих. Сообщение темы урока, цели. (Ребята, на сегодняшнем уроке мы посмотрим, кто умеет читать внимательно, думать над поступками героев, оценивать их, определять их нравственный смысл).

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

  1. Какую оплошность допустил рассказчик во время охоты? (Напугал зайца).

  2. О ком идет речь: «Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света». (Об отце рассказчика).

  3. Почему рассказчику запомнился Гриша? (Его молитвы были искренними, оставили неизгладимое впечатление в душе мальчика).

  4. Почему Наталья Савишна отказалась от вольной? (Ей была дорога «maman»).

  5. Как относился рассказчик к Наталье Савишне? (Любил её и жалел).

  6. О ком в первую очередь думает Николенька, вспоминая детство? (О матери).

  7. Что подарил Николенька бабушке на именины? (Стихи).

  8. «Какое счастье, что я не её сын». Кем были произнесены эти слова? (Николенькой).

  9. Какого мнения о своей внешности был Николенька? («…я всё отдал бы за красивое лицо»).

  10. О каких «темных пятнах» детских воспоминаний рассказывается в повести? (Любовь к Сереже заглушила в герое чувство сострадания к Иленьке Грапу).

  11. Чем заканчивается повесть «Детство»? (Мать героя похоронили).



  1. Слово учителя и беседа

  • Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока. (Слайд №1- Нравственный смысл поступков героев в повести Л.Н.Толстого «Детство»).

  • Откройте толковые словари, найдите слово «нравственность». (Учащиеся читают толкование значения слова «нравственность»).

  • Поступки каких героев вы считаете высоконравственными? (Ответы учащихся).

  • Кто поступал безнравственно?

(Ответы учащихся).

  • Прочтите эпиграф на стр.276.

  • Как вы думаете, о чем мечтал человек, в адрес которого произнесены такие слова? Что больше всего ценил Л.Н.Толстой, если вспомнить повесть «Детство»?

(О том, чтобы люди могли ценить доброту).

  • Какие произведения Л.Н.Толстого вы читали ранее? («Кавказский пленник», «Отрочество», «Юность»).

  • Какой герой вам больше всего понравился? Почему?

(Ответы учащихся).

Слайд №2. Вы познакомились с содержанием повести «Детство» (1852 г.). В этой повести впервые взрослому человеку удалось так полно увидеть мир глазами ребенка, передать его мысли и чувства. Произведение автобиографическое. Прообразом главного героя Николеньки является сам автор.

Слайд №3. Жизнь Л.Н.Толстого была долгой и интересной. Его детство, юность, творческая жизнь прошли в имении Ясная Поляна.

Слайды №4-17.

  • В повести «Детство» вы познакомились с маленьким, добрым и чувствительным мальчиком - Николенькой Иртеньевым.


  1. Словарная работа.

Автобиографическое произведение

Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром литературной работы - автобиографией. Найдите определение этого жанра в словаре.

  • Как вы думаете, чем отличается литературная биография от обычной?

(В литературной автобиографии не обязательно должны совпадать имена и действительные события жизни автора. Главное, что передается в художественной автобиографии - этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера а характера людей, его окружающих.)

Физкультминутка. Звучит французская кадриль XIX века.

  1. Аналитическая беседа по повести.

  • Какие танцы исполнялись героями произведения? (Кадриль, мазурка).

  • Мы выполнили разминку под французскую кадриль XIX века.

  • Какие герои произвели на вас особое впечатление? (Выступления учащихся).

  • Откройте учебники на стр.287, 294-295. Ответьте на вопросы. (Ответы учащихся).

Звучит запись чтения фрагмента из главы XV «Детство» под «Ностальгию» А.Моцарта. (Слайды №18-20).

  • О каком самом большом счастье идет речь в повести «Детство»?

(О любви матери и ребенка).

  • О каком самом большом горе рассказывается в повести? (Самое большое горе - это потеря матери).



  1. Подведение итога.

О нравственности человека можно судить по тому, как он относится к матери, к людям, которые его окружают.

  • Каков герой-повествователь в произведении, с которым вы познакомились?

(Его можно назвать высоконравственным человеком, так как он живет по законам мировой морали, осуждая себя за плохие поступки.)

  • Что можно сказать о других героях?

(Николеньку окружали добрые и внимательные люди, но среди них были, например, его отец и Сережа, которые не задумывались о нравственной стороне своих поступков.)



  1. Комментирование оценок.

  2. На дом. (Слайд №21.)

Написать сочинение-рассуждение «Что я особенно ценю в героях повести Л.Н.Толстого «Детство»

7


© 2010-2022