Рабочая программа по русскому языку

Рабочая Программа составлена на основе Образовательного стандарта по русскому языку, программы под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта для 8 класса.  Программа предусматривает ряд необходимых разделов: - пояснительная записка; - содержание тем учебного курса; - нормы оценки знаний, умений учащихся по русскому языку; - требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; - тематическое планирование; - учебно-тематическое планирование материала; - учебно-методическое обеспечение. Кроме того содерж...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»




«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2014

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

/

/

/А.А. Миронов

Подпись /расшифровка

Подпись /расшифровка

Подпись /расшифровка

Дата «_____»______2014

Дата «_____»________2014

Приказ №_____________













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета русский язык

8 класс основного общего образования


Срок реализации программы 2014/2015 учебный год









Разработчик рабочей программы:

Ильичева Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории








г. Барнаул, 2014



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе:

  • Образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку;

  • Примерной программы основного (общего) образования по русскому языку;

  • Программы под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта .5-11 класс. Дрофа, М.:2010

  • Учебно-методического комплекса:

1.Учебник. Русский язык. 8 класс. Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта;

2.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 8 класс». Пособие для учителя под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта;

3. Рабочая тетрадь для учащихся. 8 класс. Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

В учебном плане МБОУ «Гимназия 80 » на 2014/2015 учебный год определено:

Часов по программе в год - 105

Часов по программе в неделю- __3_, из них: федеральный компонент - 3

В авторской программе М.М. Разумовской - 102. Резерв - 3 часа.

Кроме того, автор программы предусматривает свои резервные часы - 6. В итоге получается 9 резервных часов.

Программой предусмотрено проведение 11 часов контрольного характера. Из них:

  • Контрольных диктантов - 7;

  • Контрольных сочинений - 2;

  • Контрольных изложений - 2;

На уроки развития речи отводится 17 часов. Из них на изучение теории - 10 часов, на сочинения и изложения -4, на уроки коррекции знаний - 3 часа.

Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институционные, организационно- экономические изменения, но в первую очередь, - значительное обновление содержания образования.

Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. В соответствии с этим произошли изменения в программе по русскому языку.

Учитывая требования Государственного стандарта, Программы по русскому языку было составлено тематическое планирование на 2014 - 2015 учебный год в 8 классе.

Гимназическое образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью гимназического образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитие и функционировании;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; основными нормами русского литературного языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств различных сферах и ситуациях общения. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие науку о русском языке, историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.


Содержание тем учебного курса(102 ч)

О языке (1ч)

Русский язык в семье славянских языков.

Речь (17 ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы:

высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе);

высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея);

высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).

Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).

Основные умения

Анализ текста. Находить в молодежных газетах репортажи и портретные очерки, определять их тему и основную мысль; находить в тексте репортажа и портретного очерка части, представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, и определять их роль, находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Воспроизведение текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты художественного и nу6лицис тического стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, описанием состояния окружающей среды. Писать изложения с элементами сочинения.

Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке ( о литературном герое, о знакомом, о себе). Писать автобиографию.

Совершенствованиенаписанного. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО) (5 ч)

Словосочетание и предложение (5 ч)

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Cпособы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания: восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

Культура речи. Построение словосочетаний со связью управления и согласования. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи, интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.

Синтаксис простого предложения

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12 ч)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное, приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложении в тексте.

Обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах, их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 ч)

Односоставные предложения с главным членом форме подлежащего (назывные) и в форме

Сказуемого (определенно- личные, неопределённо-личные, безличные).

Культура речи.

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 ч)

Понятие о неполных предложениях,

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С 0ДН0Р0ДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч)

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только - но и, как - так и. Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ(СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч)

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении.

Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.

ПРЕДЛОЖЕНИЯС ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (17 ч)

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными причастными, деепричастными оборотами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций ( обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.

Прямая и косвенная речь (6 ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой печи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Культура речи. Интонационное выделение слов автора, замена прямой речи косвенной .

Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Резервные часы (6 ч)

Нормы оценки знаний, умений учащихся по русскому языку


Нормы оценки призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку (прописаны в авторской программе к УМК). В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Нормы оценки устных ответов по русскому языку

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов


Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса - 15-20, для VI класса -20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30-35, для IX класса - 35-40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: в переносе слов; на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила; в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапо- тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;

  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  • в написании -ы и -и после приставок;

  • в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

  • в собственных именах нерусского происхождения;

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.

Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней .1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для отметки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для отметки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе - 100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350- 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе - 0,5-1,0 страницы, в VI классе - 1,0-1,5, в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0-3,0, в классе - 3,0-4,0 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускается: 1 орфографическая, или 1

пунктуационная, или 1 грамматическая

ошибка

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3- 4 речевых недочетов.

. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,

встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

. Допускаются: 4 орфографические и 4

пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8

орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной", если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но Исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;

по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;

по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

всеми изученными в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словми, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты; заменять прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;

пользоваться разными видами лингвистических словарей.

должны знать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);нормы речевого этикета;

уметь:

определять тему, основную мысль текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение:

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

соблюдать нормы русского речевого этикета;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

владеть компетенциями: языковедческой, коммуникативной, культуроведческой.




Тематическое планирование

Наименование тем

Количество часов

Сроки проведения

1

О языке

1

2

Речь

17

3

Трудные случаи правописания (на основе изученного)

5

4

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение

5

5

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение

Главные и второстепенные члены предложения

12

6

Односоставные простые предложения

8

7

Неполные предложения

2

8

Предложения с однородными членами

12

9

Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями

11

10

Предложения с обособленными членами

17

11

Прямая и косвенная речь

6

12

Резерв

9


Итого

105


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе

Ведущие формы, методы, средства обучения

Уроков

Контр. работа, диктант

Развитие речи

тест

О языке

1


Русский язык в семье славянских языков

1

Лекция учителя, анализ эпиграфа, работа с учебной книгой, беседа, пересказ текста, РТ

Трудные случаи правописания (на основе изученного)

5


РР. Повторение. Систематизация сведений о тексте, стилях речи.

1

Беседа, фронтальный опрос, работа с таблицами, анализ текста, презентация

РР. Контрольная работа № 1. Сжатое изложение «Как я покупал собаку»

1

1

Индивидуальная и

самостоятельная работа

РР. Анализ сжатого изложения текста. Работа над ошибками.

1

Словарно-орфографическая

Работа, РТ, групповая работа

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

Объяснительное письмо, работа со схемой-алгоритмом, мини-тест, слайд-таблица, РТ, фонетический разбор, работа в парах

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

1

Фронтальный опрос,

объяснительный диктант,

презентация, работа в парах , взаимопроверка, РТ,

морфемный разбор

Слитное и раздельное написание НИ с разными частями речи

1

Фронтальный опрос, проверочный диктант,

презентация, самопроверка,

морфологический разбор

Употребление дефиса

1

Комментированное письмо,

буквенный диктант, работа в парах

взаимоконтроль, презентация ,РТ

Слитное, дефисное (полуслитное ) и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

Взаимоконтроль: распределительный

диктант; орфографическое письмо, работа с таблицей,

Контрольная работа № 2. Диктант №1 по теме «Трудные случаи правописания»

1

1(из резерва)

Индивидуальная работа,

самостоятельная работа

РР.Типы речи

1

Презентация, лингвистическая разминка,

анализ текстов

РР.Способы и средства связи предложений в тексте

1

Самостоятельная работа с

текстами художественных

произведений

Язык. Правописание. Культура речи.

Синтаксис и пунктуация


Словосочетание и предложение


Понятие о словосочетании. Строение словосочетания

1

Работа с учебной книгой, учебный тренажёр, самопроверка, презентация, словарный диктант

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

1

Самостоятельная работа, работа со схемами,

видеоурок, мини-тест, взаимопроверка

Значение словосочетания. Синтаксический разбор словосочетания

1

Объяснительный диктант, словарный диктант,

Презентация, работа в группах

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания.

1

Объяснительный диктант, тест,

самопроверка, работа с

учебной книгой, беседа

Виды предложения по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

1

Самостоятельная работа, работа с таблицей,

слайдами, комментированное письмо,

распределительный диктант, групповая работа

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения

12


Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего

1

Самостоятельная работа,

работа с учебной книгой,

составление кластера,

тренировочные упражнения

Простое и составное сказуемое. Связка. Глагольное сказуемое

1

Работа с учебной книгой,

составление кластера,

слайд- таблица, практикум,

тест, групповая работа

Именное сказуемое

1

Взаимопроверка домашнего задания

Коллективная работа

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

1

Объяснительный диктант,

работа

с таблицей, кластер,

самостоятельная работа, работа в парах,

взаимопроверка

Правила согласования главных членов предложения

1

Самостоятельная работа,

Работа в парах, практикум ,

самопроверка

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения

1

Самостоятельная работа,

Работа с учебником,

слайды, объяснительный

диктант, тест

Определение согласованное и несогласованное

1

Объяснительный диктант,

составление таблицы,

самостоятельная работа, групповая работа

Приложение как особый вид определения (ознакомление)

1

Распределительный диктант

Групповая работа

Дополнение

1


Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота

1

Словарно-орфографическая работа, ЗСП, работа

с учебной книгой, работа в парах , взаимоконтроль

синтаксический разбор

Порядок слов в предложении

1

Объяснительный диктант, словарный диктант,

выразительное чтение предложений

и текстов, презентация

Контрольная работа №3. Диктант №2 по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1

индивидуальная

самостоятельная работа

Жанры публицистики. Репортаж

4


Рр. Репортаж , особенности его строения

1

Работа с учебной книгой,

практикум, фронтальный опрос

Рр. Репортаж. Языковые средства репортажа

1

Самостоятельная работа, работа с газетным материалом, групповая работа

творческая работа над репортажем

Рр. Контрольная работа №4. Сочинение в жанре репортажа (упр.130)

1

1

индивидуальная

самостоятельная работа

РР. Анализ сочинения. Работа над ошибками

1

словарно-орфографическая

работа

Односоставные простые предложения

8


Виды односоставных предложений

1

Работа с учебной книгой,

синтаксическая разминка,

составление кластера, видеоурок

Определённо-личные предложения

1

Фронтальный опрос, презентация, составление

опорной таблицы, конструирование

предложений,

Определённо-личные предложения

1

Работа с учебной книгой, составление опорной

схемы, презентация,

объяснительный диктант, групповая работа

Неопределённо-личные предложения

1

Работа учебной книгой, презентация, составление

опорной схемы, работа в парах

Обобщённо-личные предложения

1

Графический диктант, работа в парах

Синтаксический разбор предложения

Безличные предложения

1

Объяснительный диктант , презентация,

работа с текстами художественных

произведений

Безличные предложения

1

Практикум, работа в группах, презентация, тест

Назывные предложения

1

Фронтальный опрос, сочинение-миниатюра

РР. Устное сочинение по картине О.А.Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

1

словарно-орфографическая

работа

Неполные предложения

2


Понятие о неполных предложениях

1

Самостоятельная работа, презентация, словарный

диктант( ЗСП 1-5);самопроверка, практикум

Пунктуационное оформление неполных предложений при письме

1

РТ, работа в парах

Синтаксический разбор предложения

Жанры публицистики (продолжение). Статья

3


РР. Статья в газету. Понятие о жанре

1

Работа учебной книгой, в группе с газетными

статьями.

Творческая работа: написать статью в газету

РР. Статья в газету. Строение текста

1

РР. Контрольная работа №5. Изложение «Что значит быть воспитанным?» (статья)

1

1

индивидуальная

самостоятельная работа

Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами

12


Однородные члены предложения; их признаки

1

Самостоятельная работа с учебной книгой,

презентация, графический диктант, эссе,

Пунктуационный разбор предложения

Общее понятие о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью

1

Работа с учебной книгой, объяснительный диктант,

презентация, тест, графический диктант,

самостоятельная работа

Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов

1

Работа с учебной книгой, презентация,

объяснительный диктант, тест, практикум

Как связаны между собой однородные члены предложения

1

Объяснительный диктант,

тест, практикум, работа в парах

Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов

1

Презентация, работа с книгой, объяснительный диктант, взаимопроверка, практикум, тест,

Пунктуационный разбор предложения

Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения

1

Сочинение - рассуждение

на лингвистическую тему,

самостоятельная работа,

сообщения учащихся, тест

Однородные и неоднородные определения

1

Распределительный диктант, работа в парах

Предложения с несколькими рядами однородных членов

1

Синтаксический разбор предложения

работа с книгой, объяснительный диктант, работа в парах , взаимопроверка

Знаки препинания между однородными членами

1

Анализ текста

работа с книгой, объяснительный диктант,

самостоятельная работа

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Синтаксический разбор предложения, работа в парах

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами

1

Самостоятельная работа, графический диктант, эссе по теме «Однородные члены предложения»

Контрольная работа №6. Диктант №3 по теме «Предложения с однородными членами»

1

индивидуальная

самостоятельная работа

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями

11


Предложения с обращениями

1

Работа с учебной книгой,

Презентация, выборочный диктант

Пунктуационный разбор предложения

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении

1

Самостоятельная работа,

презентация, графический диктант, работа в парах взаимопроверка, таблица, тест

Синтаксический разбор предложения

Понятие водности как речевой категории

1

Работа с учебной книгой, самостоятельная работа,

слайды, объяснительный диктант, презентация,

Основные группы вводных слов по значению

1

Работа с учебной книгой, слайды, комментированное письмо, пунктуационный

практикум, взаимоконтроль, работа в парах

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях

1

Комментированное письмо, тренировочные

упражнения, работа с учебной книгой, слайды,

презентация

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

1

Практикум, презентация, сообщения учащихся,

тестирование, самоконтроль

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

1

Работа с учебной книгой,

фронтальный опрос, слайды, презентация,

объяснительный диктант; тест;

Синтаксический разбор предложения

Предложения с вставными конструкциями

1

Мини-сочинение на лингвистическую тему,

Практикум, Пунктуационный разбор предложения

Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями

1

Работа с учебной книгой, РТ

Комплексный анализ текста ,работа в парах

Контрольная работа №7. Диктант №4 по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями»

1

индивидуальная

самостоятельная работа

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

словарно-орфографическая

работа

Предложения с обособленными членами

17


Понятие об обособлении. Обособление второстепенных членов предложения

1

Работа с учебной книгой, объяснительный диктант, Пунктуационный разбор предложения

Обособленные определения

1

Работа с учебной книгой,

Обособленные определения

1

Работа с учебной книгой, Орфографическая разминка, работа в парах,

Основные условия обособления определений

1

Работа с учебной книгой, Орфоэпический диктант, групповая работа

Основные условия обособления определений

1

Работа с учебной книгой, Фонетический разбор

Обособленное приложение

1

Работа с учебной книгой, Морфемный разбор

Знаки препинания в предложениях с одиночными и распространёнными приложениями

1

Работа с учебной книгой, Комментированный диктант, групповая работа,

Пунктуационный разбор предложения

Знаки препинания в предложениях с одиночными и распространёнными приложениями

1

Работа с учебной книгой, Синтаксический разбор предложения

Контрольная работа №8. Диктант №5 по теме «Обособленные определения и приложения»

1

индивидуальная

самостоятельная работа

Обособленные обстоятельства

1

Работа с учебной книгой, презентация,

объяснительный диктант; графический диктант,

фронтальный опрос, взаимопроверка

Обособленные обстоятельства

1

Работа с учебной книгой, Языковая разминка

Синтаксический разбор предложений

Тренировочные упражнения, работа в парах

Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами

1

Работа с учебной книгой, Орфографическая пятиминутка, работа в группе

Синтаксический разбор предложения

Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами

1

Работа с учебной книгой, Фронтальный опрос, индивидуальная работа

Пунктуационный разбор предложения

Словарная работа

Уточняющие члены предложения

1

Фронтальная беседа

Анализ текста

Самостоятельная работа

Уточняющие члены предложения

1

Работа с учебной книгой, презентация,

объяснительный диктант, словарный диктант,

сочинение - рассуждение на лингвистическую тему, самоконтроль

Контрольная работа №9. Диктант №6 по теме «Обособленные члены предложения»

1

индивидуальная

самостоятельная работа

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Словарно-орфографическая

Работа, групповая работа

Жанры публицистики (продолжение)


РР. Портретный очерк; общее представление о жанре

1

Работа с учебной книгой;

творческая работа, работа с репродукциями картин

работа в группах

РР. Портретный очерк; общее представление о жанре

1

Творческая работа, работа в группах

сообщения учащихся

комплексный анализ текста

РР. Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк)

1

Сочинение, работа с репродукцией картины,

составление плана сочинения, индивидуальная работа, групповая работа

РР. Анализ сочинения. Работа над ошибками

1

словарно-орфографическая

работа, групповая работа

РР.Контрольная работа №10. Сочинение в жанре портретного очерка

1(из резерва)

индивидуальная

самостоятельная работа

Прямая и косвенная речь

6


Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь

1

Работа с учебной книгой, презентация, беседа,

тренировочные упражнения

Пунктуационный разбор предложения

Оформление прямой речи на письме. Строение предложений с прямой речью

1

Объяснительный диктант, графический диктант,

тренировочные упражнения

Знаки препинания при прямой речи. Диалог

1

Работа с учебной книгой, презентация,

самостоятельная работа, работа в парах

Косвенная речь.

1

сочинение - рассуждение на лингвистическую тему, самостоятельная работа,

сообщения учащихся, тест

Замена прямой речи косвенной

1

Практикум, презентация, групповая работа

Синтаксический разбор предложения

Цитаты и их оформление на письме

1

Орфоэпическая разминка , презентация,

работа в парах,

взаимоконтроль, практикум

Резерв

9


Контрольная работа №11. Диктант № 7 итоговый

1

Индивидуальная работа

самопроверка

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Работа с орфографическим словарём, самопроверка

Резерв

1


Резерв

1


Резерв

1


Резерв

1


Резерв

1



Перечень учебно-методического обеспечения

Планирование составлено на основе программы под редакцией М..М..Разумовской.

Учебник

  1. Русский язык для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской. - ДРОФА-2007год

Дополнительная литература

  1. Поурочные планы по русскому языку

  2. Методические рекомендации к учебнику русского языка для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской

  • Дополнительная литература для учителя:

  • Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. - М., 1990.

  • Букчина В.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник - М., 1998.

  • Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение - М., 1979.

  • Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1983.

  • Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. - М., 1989.

  • Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 1980.

  • Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. - М., 1982.

  • Иванова В. Ф. Современная русская орфография. - Л., 1991.

  • Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985.

  • Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

  • Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.

  • Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М., 1992.

  • Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения 5-7 кл. - М., 1991.

  • Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.

  • Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Д., 1972.

  • Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 1997.

  • Львова С. И. Язык в речевом общении. - М., 1991.

  • Львова С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. - М., 1995.

  • Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. - М., 1989.

  • Павлова В. П. Обучение конспектированию: Теория и практика. - М., 1989.

  • Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Методически с рекомендации к учебнику "Русский язык. 6 класс". - М., 2007.

  • Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М., 2007.

  • Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. - М, 1996.

  • Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 1970.

  • Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.

  • Скобликова Г. П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.

  • Словари и справочники:

    1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отделение издательства «Просвещение», 1994.-271с

    2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.

    3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

    4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

    5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

    6. Школьный орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

    7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

    8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александров

  • Интернет-ресурсы:

1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

2. smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»

orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216

3. files.school-collection.edu.ru/dlrstore

4. Сеть творческих учителей it-n.ru/

5. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

6. openclass.ru/

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов),

репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия),

репетитор «Русский язык» (весь школьный курс),

обучающая программа «Фраза».


© 2010-2022