Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс на 2015-2016 учебный год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс на 2015-2016 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс на 2015-2016 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс на 2015-2016 учебный год.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по литературе в 9 классе разработана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный государственный стандарт 2010 г.

  2. Учебный план МОУ «СОШ №3» г. Тырныауза на 2015-2016 уч. год.

Использованная программа:

Авторская программа В.Я. Коровиной.

Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 9 классе рекомендует 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). Из них на Р. Р.- 16 ч., УБС- 7ч.

Основные цели и задачи учебного курса:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжатьработу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Содержание учебного предмета.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;-

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ.

- Фольклор. Жанры фольклора.

- Литературные роды и жанры.

- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

- Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

- Общее и национально-специфическое в литературе.


УМК

- Учебник «Литература» 9 класс, Т.Ф.Курдюмова. Издательство «Дрофа» 2014 год. Порядковый номер учебника: 1.2.1.2.2.2.5, с 34 в федеральном перечне учебников.

Краткое содержание учебного курса

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов

Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. - 1ч.

Василий Андреевич Жуковский

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи - значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский

. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века-1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте.

«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

Слово о поэте

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNODOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой(4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Структура курса

Глава

Кол. часов

1

Введение.

1

2

Литература Древней Руси.

3

3

Русская литература 18 века.

10

4

Русская и мировая литература 19 века.

49

5

Русская литература 20 века.

10

6

Поэзия Серебряного века.

20

7

Из зарубежной литературы.

12

Перечень контрольно- проверочных работ.

Глава

Виды КПР.

Сроки.

1

Литература Древней Руси.

Развёрнутый ответ на вопрос.

09.09

2

И.А.Гончаров.

Дом. сочинен.

29.10

3

Контрольная работа за 1 полугодие

Тест

19.11

4

А .С .Пушкин

Сочинение

9.12

5

Н.В.Гоголь.

Сочинение.

25.01

6

Русская литература 19 века.

Разв. ответ на вопрос.

11.02

7

М.А.Булгаков.

Дом. сочинен.

24.02

8

Поэзия Серебряного века.

Анализ стих-я.

21.03

9

Поэзия Серебряного века.

Сочинение.

13.04

10

Контрольная работа за 2 полугодие.

Тест.

16.05

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература. 9 класс», в 2ч. Для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Москва. « Просвещение». 2012г.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.



В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

● поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Cписок литературы.

Для учителя.

  1. Методические советы. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Москва. «Вако».2010г.

  2. Фонохрестаматия к учебнику «Литература. 9 класс».В.Я.Коровина. Москва.2012г.

  3. Уроки литературы. Организация контроля .Творческая работа.(Тесты, лит. диктанты, викторины, ребусы). 5-11кл. Н.Ю.Кадашникова, Л.М.Савина. Волгоград. «Учитель». 2009г.

  4. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Н.ФюРомашина. Волгоград. «Учитель». 2009г.

  5. По страницам литературных произведений. Викторины. 5-11 кл. Л.А.Курганова. Волгоград. «Учитель». 2008г.

Для учащихся.

  1. Учебник «Литература. 9 кл»., в 2 ч. В.Я.Коровина. Москва. 2012г.

  2. Фонохрестаматия к учебнику «Литература. 9 класс».В.Я.Коровина. Москва.2012г.















































Календарно- тематическое планирование

Тема урока

кол-во

ча

сов

типа, форма

проведения

урока

Подготовка к ЕГЭ

Домаш-нее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

Беседа.

Тестирование

02.09

2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника.

1

Лекция.

Беседа.

03.09

3

Художественные особенности «Слова…»:самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Практикум.

07.09

4

Развернутый ответ на вопрос «В чем заключается идея Слова…?

1

Р.р.

09.09

5

Русская литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма.

1

Лекция.

10.09

6

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Особенности содержания и формы стих. Ломоносова « Вечернее…»

1

Лекция.

Практикум.

14.09

7

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Ломоносовым Родины, мира, науки в «Оде на день…».

1

Беседа.

16.09

8

Г.Р.Державин. Слово о поэте - философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

1

УБС

17.09

9

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.

1

Практикум.

21.09

10

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1

Рассказ учителя.

Беседа.

23.09

11

Особенности повествования в «Путешествии…».

Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Практику.

24.09

12

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.

«Осень» как произведение сентиментализма.

1

Лекция.

28.09

13

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1

Практикум.

05.10

14

Характеристика одного из героев повести «Бедная Лиза».


07.10

15

Русская и мировая литература 19 века.

Понятие о романтизме и реализме.

1

Р.р.

08.10

16

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море».Границы выразимого в слове и чувстве.

1

Лекция

12.10

17

Обучение анализу лирического стихотворения. («Море»).

1

Р.р.

14.10

18

В.А.Жуковский. Баллады.

«Светлана», «Людмила». Язык баллад: фольклорные мотивы, фантастика, образы - символы.

1

Беседа.

Практикум.

15.10

19

К.Н.Батюшка. Слово о поэте.

Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни в стихотворениях «Пробуждение», «Мой гений».

1

УБС.

19.10

20

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции

комедии.

1

Беседа.

21.10

21

Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

Беседа.

22.10

22

23

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2

Беседа.

26.10

28.10

24

И.А.Гончаров. « Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Р.р.

29.10

25

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.П.

1

Лекция.

Беседа.

09.11

26.

Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в стихотворениях «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар».

1

Беседа.

11.11

27.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина «Я вас любил…»,

«На холмах».

1

Семинар.

12.11

28.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк»,«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1

Практикум.

16.11

29.

Обучение анализу лирического стихотворения (Любое стихотворение А.С.П.)

1

Р.р.

18.11

30.

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедия «Горе от ума»,лирике А.С.П. (тест).

1

Урок

контроля.

19.11

31.

А.С.Пушкин. «Цыганы» как

романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко.

1

УБС.

23.11

32.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет.

1

Лекция.

25.11

33.

Типическое и индивидуальное

в образах Онегина и Ленского.

Трагические итоги жизненного пути.

1

Беседа

26.11

34.

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Беседа.

30.11

35.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Практика.

Р.р.

2.12

36.

Пушкинская эпоха в романе.

«Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

Семинар.

3.12

37.

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев и т.д. Подготовка к сочинению по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Р.р.

7.12

38.

Сочинение по роману в стихах А.С.П. «Евгений Онегин».

1

Р.р.

9.12

39.

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства».

1

УБС.

05.12

40.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в

лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно и грустно…».

1

Лекция.

Беседа.

10.12

41.

Образ поэта- пророка в лирике

М.Ю.Лермонтова. «Смерть Поэта»,

«Поэт», Пророк.

1

Практикум.

14.12

42.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтов и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

1

Практикум.

16.12

43.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего

времени»- первый психологический

роман в русской литературе, роман о

незаурядной личности. Обзор содержания.

1

Лекция.

Беседа.

17.12

44.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель

«портрета поколения».Загадки образа Печорина в главах «Бела» и»Максим

Максимыч».

1

Беседа.

21.12

45.

«Журнал «Печорин» как средство самораскрытия его характера. «Тамань»,

«Княжна Мери», «Фаталист».

1

Беседа.

23.12

46.

Печорин в системе женских и мужских образов. Любовь и дружба в жизни

Печорина. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1

Практикум

24.12

47.

Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой

нашего времени» в оценке В.Г.Белинского

Подготовка к домашнему сочинению по

роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего

времени».

1

Семинар.

28.12

48.

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова по роману «Герой нашего времени» (тест).

1

Урок

контроля.

11.01

49.

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи.

Замысел, история создания, особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души».

1

Лекция.

13.01

50.

Система образов поэму «Мертвые души».

1

Беседа.

14.01

51.

Обучение анализу эпизода. (По поэме «Мертвые души»).

1

Р.р.

19.01

52.

Чичиков как новый герой эпохи и как

антигерой. Эволюция его образа в замысле

поэмы.

1

Беседа.

20.01

53.

Соединение комического и лирического

начал в поэме «Мертвые души». Поэма в

оценке В.Г.Белинского. Подготовка к

сочинению».

1

Семинар.

Р.р.

21.01

54.

Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

1

Р.р.

25.01

55.

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1

Лекция.

Беседа.

27.01

56.

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

1

Беседа.

28.01

58.

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип

«петербургского мечтателя»в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего

мира.

1

Лекция.

Беседа.

1.02

59.

Роль истории Настеньки в повести

«Белые ночи». Содержание и смысл

«сентиментальности» в понимании

Достоевского.

1

Беседа.

03.02

60.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор

содержания автобиографической трилогии

«Юность». Формирование личности

героя повести, его духовный конфликт с

окружающей средой и собственными

недостатками и его преодоление.

1

УБС.

04.02

61.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть

чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.


1

Лекция.

08.02

62.

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества

человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

Беседа.

10.02

63.

Подготовка к домашнему сочинению -

ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?

(На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору

учащихся).

1

Р.р.

11.02

64.

Беседа о стихах Н.А.Некрасова,

Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения

разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.


1

УБС.

15.02

65.

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направления.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История Надежды и Николая Алексеевича.

1

Лекция.

Беседа.

17.02

66.

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

Практикум.

18.02

67.

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально -философ

ская сатира на современное общество.

Сатира на общество шариковых и швондеров.

1

Лекция.

Беседа.

22.02

68.

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая

поэзия автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Собачье сердце».

1

Практикум.

Р.р.

24.02

69.

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ главного героя.

1

Беседа.

25.02

70.

Особенности авторского повествования в

рассказе «Судьба человека».

1

Практикум.

29.02

71.

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матренин двор». Картины послевоенной

деревни. Тема праведничества в рассказе.

1

Беседа.

02.03

72.

Образ праведницы в рассказе «Матренин» двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа - притчи.

1

Беседа.

03.03

73.

Контрольная работа по произведениям

второй половины 19 и 20 вв.

1

Урок

контроля.

07.03

74.

Русская поэзия Серебряного века.

1

Лекция.

Урок-концерт

09.03

75.

А.А.Блок. Слово о поэте. Трагедия лирического героя в «страшном мире» в

стихотворениях А.Б.

1

Беседа.

10.03

76.

А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…». Трагедия утраченной любви.

1

Практикум.

14.03

77.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины

в лирике Есенина. «Гой ты, Русь моя родная…».

1

Беседа.

16.03

78.

Размышления о жизни, природе,

предназначении человека в лирике

С.А.Есенина.

1

Практикум.

17.03

79.

Анализ лирического стихотворения. ( На

примере одного стихотворения Есенина или Блока).

1

Р.р.

21.03

80.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии М. «Послушайте!». Своеобразие стиха, ритма, интонации.

1

Беседа.

Практикум.

23.03

81.

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…» и др.

1

Лекция.

Беседа.

24.04

82.

Образ Родины в лирическом цикле

М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

Практикум.

04.04

83.

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…».

1

Беседа.

06.04

84.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Беседа.

07.04

85.

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии.

Особенности поэтики.

1

Практикум.

11.04

86

87.

Сочинение по творчеству Блока, Есенина,

Маяковского, Ахматовой. Темы сочинений: 1.Родина в творчестве Блока,

Есенина, Маяковского, Ахматовой.

2.Тема любви в творчестве Б.Е., М.А.,

3. Женские образы в творчестве А.А.Блока. 4. Против кого обращено острие сатиры Маяковского?

2

Р.р.

13.04

14.04

88.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность

и современность в стихах о природе и о любви.

1

Беседа.

Практикум.

18.04

89.

А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Места о преобразовании Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.

1

Беседа.

20.04

90.

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 - 20 веков. Н.Некрасов «Тройка»

А.Вертинский «Доченька» и т.д.

1

УБС.

21.04

91.

Зачетное занятие по русской лирике

20 века.

1

Урок

контроля.

25.04

92.

Зарубежная литература. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» Чувства и разум

в любовной лирике поэта. Гораций.

«Я воздвиг памятник…».

1

УБС.

27.04

93.

94

Данте Алигъери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты).

Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

2

Лекция.

Беседа.

28.04

02.05

95.

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет», (Обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1

Лекция.

04.05

96.

Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

1

Беседа.

05.05

97.

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Беседа.

9.05

98.

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения.

1

Лекция.

11.05

99.

«Фауст» как философская трагедия.

Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и

смысла человеческой жизни.

1

Беседа.

Р.р.

12.05

100

Тестирование по изученному в 9 классе.

1

Урок

контроля.

16.05

101

Анализ тестовых работ.

1

18.05

102

Рекомендации на лето.


23.05



© 2010-2022