Кондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэта

Данный урок - один из вариантов проведения внеклассного чтения на уроках литературы в 8 классе. Творчество Кондратия Фёдоровича Рылеева, участника декабрьского восстания 1825 года, - яркий пример гражданской лирики русской литературы. В основе этого занятия - идейно-тематический анализ стихотворений «Гражданин» и «К временщику», основанный на развитии у учащихся монологической, критической речи, построенной на выражении собственной позиции и соотнесении её с позицией автора произведений. Чтение ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление урока - внеклассное чтение.

Тема урока.

Кондратий Фёдорович Рылеев.

Гражданский пафос произведений поэта.

Блажен и славен мой удел:

Свободу русскому народу

Могучим гласом я воспел,

Воспел и умер за свободу.

Вильгельм Кюхельбекер

«Тень Рылеева»

Цели урока:

Обучающая -

- учить через чтение и анализ идейно-тематического и языкового содержания художественного текста выходить на личность автора, его гражданскую позицию

Развивающие -

- развивать навыки проведения аналитической работе с текстом через ключевые слова, фразы

- отрабатывать правильную монологическую речь - строить литературоведческие (критические) высказывания

Воспитательные -

- прививать интерес к работе над словом лирического произведения

- формировать в учащихся гражданские качества и гражданскую позицию.

Виды работ на уроке

- работа с текстом лирического произведения

- работа с информативными текстами

- анализ одного текста

- сопоставительный анализ двух текстов

- выразительное чтение

- метод ключевых слов

- построение ассоциативного ряда

- построение идейно-тематического ряда

- создание схем

- работа в парах по созданию единого ответа через проговаривание своих мыслей

- работа с цитатой как средством доказательства своей точки зрения

- работа с литературоведческим термином

- устное высказывание по одному произведению

- устное высказывание сравнительного характера 2-х текстов

- написание эссе

- работа с дискуссионной картой


Ход урока

Этапы урока и виды работ

Уровень восприятия

I Мотивационный этап


- Объявление темы урока и выделение в нём ключевого слова (гражданский)

- Прочитайте эпиграф к уроку и выделите в нём

ключевые слова, связав их с ключевым словом темы

урока (они выделены через подчёркивание)

- Выпишите их

Кондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэтаКондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэтаУдел

Я воспел Я умер

свободу за свободу

- Постройте устное высказывание о назначении поэзии Рылеева, соединив историческую эпоху и ключевые слова темы урока и эпиграфа.

- Проговорите его в парах, озвучьте вслух.

- Поставьте цели к сегодняшнему уроку

- Чему мы должны учиться?

- Что будем в себе развивать?

- Что будем формировать в себе?

Урок построен на 3 и 4 уровнях восприятия - личное и критическое понимание

- уметь видеть и выделять ключевые слова, фразы темы урока и эпиграфа к нему


- строить устное высказывание с опорой на выделенные слова

- работать индивидуально с выходом в пару и корректировать свои знания

- ставить цели урока, отражая в них близкие и дальние задачи

II Операционный этап

1.Эпоха и поэт.

- Охарактеризуйте эпоху Рылеева, опираясь

на знание исторических фактов (межпредметная связь) - (историческая справка может быть дана в качестве индивидуального сообщения к уроку)

- постройте обобщённый событийный ряд на исторических датах

1812 год 1824 год 1825 год

Кондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэтаКондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэта

1795 - 1826

- Когда же были написаны его произведения -

«Гражданин» и «К временщику»? (1824 год)

- Вместите в эту эпоху Рылеева. Прочитайте (раздаточный материал № 1) о Рылееве.

- Как вы думаете, почему именно в этот период появляются стихотворения с такими названиями?

- Сделайте вывод.

Определите, исходя из услышанного на уроке, два основных направления лирики Рылеева

Основные направления лирики

Кондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэтаКондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэта

свободолюбивая гражданская

л и р и к а

2. Работа со стихотворением «Гражданин».

- чтение (заранее подготовленный ученик)

Задания классу до чтения

- выделите во время слушания стихотворения его ведущие мысли, фразы, соотнося их с мыслями, прозвучавшими до этого на уроке. Выстройте их в один идейно - тематический ряд.

* Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан…

* Нет, не способен

изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

* Нет, не способен я

В постыдной праздности влачить свой век…

- что вы выделили и почему?

- Определите тему произведения (она - в заглавии)

Докажите свою мысль текстом.

- Назовите основные образы стихотворения и их жизненные позиции

Основные образы

Кондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэтаКондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэта

Я, лирический герой Юноши, молодое поколение

Кондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэтаКондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэта

«…не способен …изнывать «… постигнуть не хотят

под тяжким игом предназначенье века»

самовластья »

- Постройте устное высказывание «Авторский голос в произведении». Проговорите друг другу - выскажите свои дополнительные мысли. Озвучьте вслух классу.


- Прочитайте в словаре учебника, что такое пафос, и определите пафос «Гражданина». Назовите его одним прилагательным. ( высокий, смелый, призывный, обличающий, зовущий, гневный, гражданский…)

- Почему, по - вашему, он такой?

- Прочитайте дополнительную информацию к этому стихотворению (раздаточный материал - 3)

- В чём совпало твоё понимание произведения с тем, что ты прочитал сейчас?


3. Работа над стихотворением «К временщику»

- познакомиться, через имена деятелей, с политической обстановкой Европы и России до XIX века, века, давшего миру Рылеева (раздаточный материал - 2)

- чтение стихотворения - 2 ученика, заранее подготовленные (не всё - начало и концовка - в раздаточном материале часть, которую можно убрать выделена курсивом - но это на усмотрение учителя)

- во время слушания выделите наиболее гневные, обличительные , на ваш взгляд, слова Рылеева.

Выстройте их в один идейно - тематический ряд, а может, в два ряда?

* Надменный временщик, и подлый, и коварный,

* Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

*Неистовый тиран родной страны своей,

*Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!

* Твоим вниманием не дорожу, подлец!

* Тиран, вострепещи!

* Всё трепещи, тиран!

- что вы выделили и почему? Объясните свои действия.

- Сопоставьте прочитанные 1 и 2 части.

О чём они? Докажите свою точку зрения ключевыми словами, фразами, мыслями. Следите за правильностью введения цитат в свой текст.

1 часть - гневное обращение к временщику

2 часть - угроза расплаты

- определите пафос этого произведения. Почему он такой у Рылеева?


4. Сопоставительный анализ 2-х прочитанных произведений поэта.

- что их объединят?

- какое из низ вам показалось наиболее резким, открытым в выражении мыслей и почему?

- могли эти стихи остаться без внимания царя и почему?

- давать характеристику исторической эпохе , концентрируя всё своё внимание на событиях, так или иначе связанных с поэтом, о котором будет идти речь на уроке


- пополнять знания за счёт чтения дополнительных источников

- обобщать, суммируя услышанное на уроке

- высказывать личное мнение

- определять, до чтения тексов произведений, по услышанному на уроке направления поэзии поэта

- читать выразительно лирическое произведение

- выстраивать ассоциативный ряд


- анализировать текст по предлагаемым учителем вопросам

- вычленять образы стихотворения

- создавать схемы

- соотносить их с ведущими мыслями текста

- строить ответ-доказательство собственной мысли

- создавать обобщающее монологическое высказывание

- проговаривать ответ товарищу

- знакомиться с литературоведческим термином и применять полученные знания на конкретном произведении

- расширять свои знания через чтение дополнительной информации к уроку

- оценивать критически свои мысли, мысли товарищей , дополнительную информацию


- «видеть» текст глазами его автора


- находить в тексте фразы, соотносящиеся с общим звучанием урока

- работать над ключевыми фразами


- уметь подводить итог своей работы

- проводить сопоставительный анализ композиционных частей одного текста

- использовать текст произведения в качестве цитаты для доказательства своей мысли

- проводить сопоставительный анализ двух текстов

- акцентировать внимание своё и слушателей на ведущей мысли урока

III Рефлексия

Подведём итоги.

- Пятиминутное эссе «А что такое гражданин?..»

(Н. Некрасов.)

- письмо эссе

- чтение 3 - 4 эссе.

- Сам Некрасов так ответил на им же поставленный вопрос : «А что такое гражданин?

Отечества достойный сын».

- Давайте позволим себе вместить в первую строчку некрасовского текста имя Рылеева :

Рылеев - настоящий гражданин,

Отечества достойный сын .

Домашнее задание

Дискуссионная карта

ДА

?

НЕТ

1.

2.

3.

Прав ли был Рылеев, идущий в своей идее до конца?

1.

2.

3.

Привести не менее 3-х доказательств Да и НЕТ, используя для доказательства разный материал (исторический, жизненный, биографический, литературоведческий…)

- писать эссе

- слушать написанное другими учениками и дополнять своими - мыслями

- рифмовать на заданную тему


- дискуссировать с самим собой, приводя доводы своим мыслям из разных источников

Пыстина Лидия Митрофановна

Школа - гимназия № 9

школа № 9









Раздаточный материал.

Информационный лист № 1

Кондратий Рылеев вошёл в историю родины не только как основоположник гражданской поэзии, но и как вождь и вдохновитель первого в России революционного движения против царизма.

Рылеев «воспламенял всех… своею настойчивостью», как утверждали впоследствии участники восстания. Хотя Рылеев и отдавал себе ясный отчёт в том, что шансы на успех вооружённого выступления против царизма ничтожны, он не отступал от мысли о его необходимости. «Предвижу, что не будет успеха, но потрясение необходимо, тактика революций в одном слове: дерзай, и ежели всё будет несчастливо, мы своей неудачей научим других», - говорил поэт.

За революционное выступление в декабре 1825 года и предшествующую антиправительственную деятельность Рылеев вместе с четырьмя другими руководителями декабристского движения - Пестелем, Бестужевым - Рюминым, Муравьёвым и Каховским - спустя семь месяцев после восстания был повешен на кронверке Петропавловской крепости.

В преступление Рылееву, как это следует из обвинительного акта, наряду «с умышлением на цареубийство» и организацию восстания, были также вменены и его «возмутительные» - призывающие к возмущению - стихи и песни.

Кронверк - внешнее крепостное укрепление.

Информационный лист № 2

Временщик - граф А. Аракчеев (1769 - 1834), всесильный фаворит Александра I, организатор и главный начальник военных поселений . Аракчеев был оплотом российской реакции в 1816 - 1825 годы.

Сеян (I век н. э.) - начальник гвардии в Риме. Составленный им заговор против императора Тиберия провалился, и по приказу последнего Сеян был задушен.

Цицерон Марк Туллий (I век до н. э.) - римский государственный деятель и оратор, которому принадлежала руководящая роль в разоблачении заговора политического демагога Луция Сервия Катилины против Римской империи.

Кассий Гай Лонгин и Брут Марк Юний (I век до н. э.) - лидеры республиканского заговора против римского императора Гая Юлия Цезаря; в 44 году до н. э. Цезарь был ими убит; Катон - младший - римский государственный деятель (I век до н. э.), убеждённый республиканец; Катон покончил с собой после водворения в Риме монархического режима Цезаря.

«Селения лишил их прежней красоты…» - этим стихом Рылеев намекал на ненавистные народу военные поселения.

Информационный лист № 3

В написанном, по свидетельству И. Пущина и Н. Бестужева, за несколько дней до восстания стихотворении «Я ль буду в роковое время…», известном под названием «Гражданин». Рылеев гневно обрушивается на тех, кто равнодушен к судьбам родины, кто позволяет себе в пору, когда решается её будущее, предаваться праздности, стоять в стороне от освободительной борьбы.

Для стиля его произведений характерны романтическая приподнятость и глубокая серьёзность.

Гражданин

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя,

Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетённую свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях сладкой неги

И в бурном мятеже, ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.




К временщику

(Подражание Персиевой самире «К Рубеллию»)

1. Надменный временщик, и подлый, и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!

Ты на меня взирать с презрением дерзаешь

И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

Твоим вниманием не дорожу, подлец!

Из уст твоих хула - достойных хвал венец!

Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!

Могу ль унизиться твоим пренебреженьем,

Коль сам с презрением я на тебя гляжу

И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?

2. Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы?

Что власть ужасная и сан твой величавый?

Ах! Лучше скрыть себя в безвестности простой,

Чем с низкими страстями и подлою душой

Себя, для строгого сограждан взора,

На суд их выставлять, как будто для позора!

Когда во мне, когда нет доблестей прямых,

Что пользы в сане мне и в почестях моих?

Не сан, не род - одни достоинства почтенны:

Сеян и самые цари без них - презренны,

И в Цицероне мной не консул - сам он чтим

За то, что им спасён от Катилины Рим…

О муж, достойный муж! почто не можешь, снова

Родившись, сограждан спасти от рока злого?

3. Тиран, вострепещи! Родиться может он,

Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон!

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество моё кто от тебя избавит!

Под лицемерием ты мыслишь, может быть,

От взора общего причины зла укрыть…

Не зная о своём ужасном положенье,

Ты заблуждаешься в несчастном ослепленье,

Как ни притворствуешь и как ты не хитришь,

Но свойства злобные души не утаишь.

Твои дела тебя изобличат народу;

Познает он - что ты стеснял его свободу,

Налогом тягостным довёл до нищеты,

Селения лишил их прежней красоты…

Тогда вострепещи, о временщик надменный!

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

Но если злобный рок, злодея полюбя,

От справедливой мзды и сохранит тебя,

Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство

Тебе свой приговор произнесёт потомство!

7

© 2010-2022