Урок По М. А. Шолохову

Урок - мастерская по роману М. А. Шолохову «Тихий дон». Женские судьбы.Актуальность разработки данного урока в том, что учитель применил инновационную технологию педагогической мастерской, что отражает самостоятельность  работы на уроке, развитие познавательных универсальных учебных действий. В данной разработке содержится структура технологии педагогической  мастерской, где главное внимание уделено развитию творческих способностей учащихся (малое и большое афиширование). Итогом урока является р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК - МАСТЕРСКАЯ ПО РОМАНУ М. А. ШОЛОХОВА

«ТИХИЙ ДОН».

ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ .

Цели урока:

Обучающая:

Через основные этапы мастерской вывести учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых писателем ( порядочность в любви, верность, семейные связи) ; систематизировать информационный материал, подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по роману.

Развивающая:

Развить творческие способности при написании мини- сочинения в жанре эссе.

Воспитательная:

Утвердить в глазах учеников незыблемые истинные ценности: семью, нравственность, национальный дух.

Вступительное слово учителя ( фрагмент):

История семьи Мелеховых начинается с любви, и центром семейной трагедии тоже становится любовь. Сегодня на уроке мы будем говорить о любви.

Почему именно вокруг героя Григория Мелехова складывается эта коллизия?

Почему любовь трех женщин : Аксиньи, Натальи, Ильиничны -приносит ему и им столько горя?

Сегодня нам предстоит написать групповую творческую работу в жанре эссе на одну из тем:

- Какою быть должна любовь…

-За что нам Бог дает любовь…

= ИНДУКЦИЯ.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринимается непременно как часть общего- семьи, рода. Сложные философские проблемы взаимоотношений в семье, противоречивые искания и трагические судьбы героев передаются на широком эпическом фоне: мужчины решают вопросы мирозданья, а удел женщины_- покорно ждать.

= На экране репродукции к роману. Читается стихотворение В.Высоцкого.

Так случилось- мужчины ушли,

Побросали посевы до срока.

Вот их больше не видно из окон-

Растворились в дорожной пыли.

Мы вас встретим и пеших, и конных,

Утомленных, нецелых- любых,-

Только б не пустота похоронных,

Не предчувствие их.

Мы вас ждем - торопите коней!

В добрый час! В добрый час! В добрый час!

Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины…

А потом возвращайтесь скорей,

Ибо плачут по вас,

И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Какие чувства, ощущения, ассоциации, мысли, вопросы возникли у вас? Запишите это на индивидуальных листках.

2. Малое афиширование.

( Объединение в группы, выход на идею урока.)

Судьбы женщин переплетены в романе, но у каждой - своя судьба. Каждая «несет свою беду»

3.Самоконструкция.

Информация 1. Казачьи быт и нравы, место женщины в патриархальной семье.

Информация 2. Женщины семьи Мелеховых

+ групповая работа по карточкам - заданиям :

а). Выразительное чтение отрывка ( разговор Аксиньи и Ильиничны)

б). Инсценировка фрагмента ( Дарья и Наталья)

в). ???- 1). За что Бог не дал Дарье ни любви, ни радости материнства?

2). Как автор рисует «великую материнскую тоску по сыну»? ( Ильинична).

3). Почему кроткая, беззаветно любящая Наталья берет на душу грех, желая смерти близкому человеку?

4. Социализация.

Творческая работа на одну из тем , предложенных в начале урока:

- Какою быть должна любовь…

- За что нам Бог дает любовь…

5. Большое афиширование.

Слушание +обсуждение работ.

6.Проект Мастера.

7.Этап мягкой коррекции.

Единое мнение по заданным темам.

Домашнее задание.

1.Ветер времени и людские судьбы.

2.Нравственные проблемы в романе Шолохова «Тихий Дон»

3.Ложные и истинные ценности в жизни человека.

8. Разрыв.

Любовь приходит к каждому неожиданно. Кому- то она дается в награду, кому - то в наказание, кому- то как испытание.

Каждая героиня Шолохова «несла свою беду», у каждой - своя судьба.

( говорят учащиеся):

У Аксиньи?- это любовь - награда

У Дарьи? - это наказание

У Натальи? - испытание

Как распорядились они своей любовью?

9.Рефлексия.

Перед вами веточка и три цветка: роза, нарцисс, мак.

Любовь кого из героев ассоциируется с этими цветами и почему?

= Наклейте на веточку (каждая группа) Розу , если вы считаете, что любовь должна быть бескорыстной, как у Натальи;

Нарцисс, если надо жить, заботясь о собственных удовольствиях, как Дарья;

Мак, если надо жить и любить безоглядно, сгорая за миг счастья, как Аксинья.

Исполняется романс В.Высоцкого «Я несла свою Беду…»

Вывешиваются листы с рефлексией.





© 2010-2022