Выступление из опыта работы по теме Открытие новых знаний на уроках обучающимися с применением алгоритма действий

В данном выступлении я рассказала, как можно использовать алгоритм действий на уроке для "открытия новых знаний" обучающимися на примере упрока по русскому языку по теме "Знаки препинания при обращениях". Алгоритм создается учителем по изучаемой теме, обучающиеся, работая по нему, анализируют предложенные материалы и делают выводы, что помогает им самостоятельно изучить новый материал на уроке. Роль учителя - организатор действий обучающихся. Подобные алгоритмы можно использовать как при коллект...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Открытие нового знания» с помощью использования алгоритмов действий.

(Выступление на заседании творческой группы с элементами мастер - класса учителя русского языка и литературы Самсоновой Е.В. 13.05.2015 г.)

При изучении нового по традиционной системе обучения осуществляется через объяснение учителем нового материала. Обучающиеся не любят и не умеют долго слушать, быстро рассеивается их внимание, поэтому часть информации не воспринималась и тем более не запоминалась. Плодотворно это шло, когда учитель опирался на примеры при объяснении или, еще лучше, с опорой на уже имеющиеся у детей знания, тогда обучающиеся были непассивными слушателями на уроке, а активными участниками деятельности. Сейчас современный урок требует как раз этого в полной мере.

Системно - деятельностный подход в обучении строит урок таким образом, что обучающиеся на каждом его этапе интенсивно работают: ищут новую информацию (скрытую или явную), анализируют, сравнивают, делают выводы и т. п.

Я предлагаю часто ребятам при изучении нового материала работать по алгоритму, который строю сама, а им предлагаю осуществлять свою деятельность по нему, что им помогает самим открыть новые знания, сформулировать правило.

Приведу пример по теме «Знаки препинания при обращении», 5 класс.

На 1 уроке обучающиеся узнали, что такое обращение. На 2 предстоит узнать и научиться ставить знаки препинания при обращениях. На традиционном уроке учитель может предложить 2 варианта изучения нового: 1 - прочитать новый материал и рассказать, что они узнали о постановке знаков препинания при обращениях; 2 вариант - объяснит все сам.

На уроке по ФГОС он может это сделать по алгоритму (на раздаточном материале):

  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Объясните, как поставлена запятая.

Можно предложить (для облегчения вывода по теме) задание «Закончите предложения»:

Если обращение стоит в начале предложения, то …………..

Если обращение стоит в середине предложения, то …………..

Если обращение стоит в конце предложения, то …………..

Работа со следующими предложениями:

Коля, убери учебники в шкаф.

Нет, ребята, спать пора.

Много ошибок ты допустил в диктанте, Витя.

Этот алгоритм, чуть изменив, можно использовать дальше:

  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Поставьте правильно знак препинания.

Работа с предложениями:

Ничего родная успокойся.

Читай внимательнее условие задачи Сергей.

Вьюга успокойся и утихни!

Алгоритмы можно использовать по разным темам и в разных формах: коллективная форма работы по алгоритму (учитель озвучивает этапы алгоритма и получает ответы от детей, поощряя их и контролируя); индивидуальная форма работы или в парах.












  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Объясните, как поставлена запятая.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Объясните, как поставлена запятая.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Объясните, как поставлена запятая.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Объясните, как поставлена запятая.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Объясните, как поставлена запятая.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Объясните, как поставлена запятая.



  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Поставьте правильно знак препинания.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Поставьте правильно знак препинания.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Поставьте правильно знак препинания.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Поставьте правильно знак препинания.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Поставьте правильно знак препинания.


  1. Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.

  2. Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.

  3. Поставьте правильно знак препинания.


Если обращение стоит в начале предложения, то …………..

Если обращение стоит в середине предложения, то …………..

Если обращение стоит в конце предложения, то …………..

Если обращение стоит в начале предложения, то …………..

Если обращение стоит в середине предложения, то …………..

Если обращение стоит в конце предложения, то …………..


Если обращение стоит в начале предложения, то …………..

Если обращение стоит в середине предложения, то …………..

Если обращение стоит в конце предложения, то …………..


Если обращение стоит в начале предложения, то …………..

Если обращение стоит в середине предложения, то …………..

Если обращение стоит в конце предложения, то …………..


Если обращение стоит в начале предложения, то …………..

Если обращение стоит в середине предложения, то …………..

Если обращение стоит в конце предложения, то …………..


Если обращение стоит в начале предложения, то …………..

Если обращение стоит в середине предложения, то …………..

Если обращение стоит в конце предложения, то …………..


© 2010-2022