ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

(И.В. Дергунова, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №69 г. Пензы)


В нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать), печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить, писать). Основной задачей содержания обучению русскому языку является формирование языковой и лингвистической компетенций, направленных на синтез речевого, интеллектуального и духовного развития школьника. В связи с этим обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности. Исходя из этого, в процессе работы с текстом учащиеся должны овладеть такими умениями, как:

○ умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из

речевого потока нужную информацию (слушание);

○ умение вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);

○ умение создавать собственные письменные тексты на разные темы с использованием необходимых языковых средств (письмо).

Формирование речевой компетентности осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой орфографических и пунктуационных навыков. Усваивая лексические и грамматические значения слов, учащиеся осознают, как отражается в языке окружающая действительность, а при изучении средств выразительной речи они чувствуют, как « раскрывается» в языке внутренний мир человека.

Овладение образной речью зависит от степени развития эмоциональной сферы школьника, которая, в свою очередь, развивается в процессе обучения средствам выразительности (тропам и фигурам). Для этого необходимо подбирать такой языковой материал, который позволял бы создавать на уроке атмосферу культа русского языка, культа русской литературы. Это дает возможность развивать языковое чутье, воспитывать эстетическое восприятие речи. Тексты для уроков русского языка подбираются из художественных произведений. Элементы анализа традиционны - это стиль, тип речи, композиция, тема, основная мысль, ключевые слова, особенности языка писателя.

Рассмотрим один из вариантов организации работы с художественным текстом (К.Паустовский «Первый заморозок),

1. - У вас текст К. Паустовского. Познакомьтесь, прочитайте и подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Определите тему, основную мысль текста.

(К. Паустовский рисует яркую картину природы, первого заморозка, показывая, как воспринимает это автор. Картина эта живописна: автор использует слова, обозначающие цвет, краски: «синева», «едва заметно голубела заря», «багровая мгла», «нежные страны золотых и розовых облаков», «березы пожелтели», «бледный свет зари», «маленькая береза пожелтела», «несколько лимонных листьев» и т.д.).

- Определите и подчеркните ключевые слова, которые отражают тему текста.

(«Пришел первый заморозок», «надышал холодом,… посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами», «первому морозу», «резкий воздух обмыл лицо холодной водой», «падали листья», «березы пожелтели», «листья сыпались печальным дождем»,»"в комнатах… тепло, сонно», «маленькая береза пожелтела», «несколько лимонных листьев лежало на полу», «через день она облетела».

- Озаглавьте текст. Объясните смысл заглавия.

(«Первый заморозок». Об этом повествование.)

- Докажите, что это художественный текст. (Слово в данном тексте не только несет определенную информацию (сообщает о чем-то), но и служит цели эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов).

- Каким типом речи является текст? (Повествование с элементами описания).

- Какой способ связи между предложениями в данном тексте? (Сочетание цепной и параллельной связи)

2.Переходим к лексическому разбору текста. Находим слова, употребленные в переносном смысле. Какие художественные средства изобразительности выражены словами в переносном значении? (Метафора, олицетворение, сравнение, эпитет).

- Какие части речи играют особую роль в создании картины? (Прилагательные, глаголы - картина дана в движении: автор использует краски и звуки («захрустел под ногами», «проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка»).

- С помощью какого предложения автор передает настроение? (Безличное предложение, грамматическая основа которого выражена словами состояния («Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно».) В данном предложении подчеркнуть грамматическую основу, надписать части речи.

3.Синтаксический строй текста разнообразен. Какие предложения по строению использовал автор, чтобы придать прозаическому тексту определенный ритм, создавая художественный образ. (Сложносочиненные предложения, предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения).

- В 1-ом абзаце подчеркнуть грамматическую основу в сложных предложениях, надписать части речи. (2-ое: «он надышал, посыпал, захрустел, и они запотели» - предложение сложносочинен., состоит из 2-х простых, первое осложнено однородными сказуемыми; объяснить постановку знаков препинания; нарисовать схему сложного предл. и однород. членов).

- Самостоятельная работа. Во 2-ом абзаце 1 вариант подчеркивает однородные члены предложения, схемы; 2 вариант подчеркивает основы в сложных предложениях, схемы.

4.Объясните письменно некоторые орфограммы: рожка - рожок, резкий - резок, кадка - кадушка, сквозь - сквозной.

5.Разбор слов по составу: заморозок, запотели, пастушьего, разгорался, тепло, мглой.

6. Фонетический разбор слова СКВОЗЬ

7. Домашнее задание.

Используя разнообразные языковые средства и различные синтаксические конструкции предложений, напишите сочинение-рассуждение о том, как и с какого события для вас началась зима в этом году.

Каждая работа, связанная с анализом художественного текста, показывает, что ученик не только обладает знаниями, умеет применять их при анализе конкретного материала, но и способен проявлять творческий подход при восприятии художественного текста как явления искусства, опираясь на «чувство языка», непосредственное читательское восприятие.



© 2010-2022