Урок литературы в 11 классе: Загадки романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

         Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из загадочнейших явлений русской литературы ΧΧ века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство раздражения. В чем же специфика этого произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы. Фрагменты фильма служат иллюстративным материалом для урока. Для фра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Загадки романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

Тип урока: обобщение знаний по роману « Мастер и Маргарита»

Вид урока: урок - размышление

Цели урока:

Методическая: использование проблемного метода на уроке литературы

Обучающие:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: « Художественный мир романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита»;

- создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.

Ориентированные на развитие личности учащихся:

- создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;

- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные:

- воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

В результате изученной темы учащиеся

должны:

Знать

  • основные признаки разговорной речи;

  • особенности основных жанров художественного стиля;

  • основные нормы речевого этикета.

Уметь

  • говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

  • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

  • правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

Межпредметные связи:

Основы христианства

Основы эстетки и культуры.

Материально - техническое оснащение:

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Мультимедийная презентация:

Видеофрагменты из художественного фильма «Мастер и Маргарита».

Используемая литература:

В.В.Агеносов Русская литература 20 века 1 часть.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из загадочнейших явлений русской литературы ΧΧ века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство раздражения. В чем же специфика этого произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.

Талант Булгакова-писателя носил ярко выраженный сатирический характер. Другой особенностью его была исповедальность: все произведения художника в той или иной мере биографичны, им присуще личное, булгаковское - его боль, его оценка описываемого. «Мастер и Маргарита» - роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей земной жизни, его написанию Михаил Афанасьевич придавал огромное значение.

III. Психологическая подготовка к изучению нового материала

. Чтение афоризмов, найденных в тексте романа

IV. Проверка домашнего задания

1. Тема № 1 «Маргарита: «жемчужина» или ведьма?

А) Просмотр фрагмента фильма

Б) Защита проекта

В) вопросы

2. Тема № 2. «Способен ли Воланд на добрые поступки?»

А) Просмотр фрагмента фильма

Б) Защита проекта

В) вопросы

3. Викторина

1. Запах, который «ненавидел прокуратор».

2. Название весеннего месяца в Ершалаиме, когда был осужден и казнен Иешуа.

3. Место гибели Иуды из Кириафа.

4. Название писательской организации, описанной в романе.

5. Жидкость, разлитая некоей Аннушкой.

6. Цвет глаз Воланда.

7. Вопрос, который «испортил москвичей».

8. Подарок Воланда Маргарите.

9. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал к Воланду.

10. Изображение на набалдашнике трости Воланда.

11. Жидкость, в которой Маргарита совершила омовение перед балом.

12. Предмет, который подают Фриде в наказание за грехи.

13. Самый страшный порок.

Ответы.

1. Запах розового масла.

2. Весенний месяц - нисан.

3. Ершалаим.

4. МАССОЛИТ-ДОМ ГРИБОЕДОВА.

5. Подсолнечное масло.

6. Правый черный, левый зеленый.

7. Квартирный вопрос.

8. Подкова

9. Щетка.

10. Черный набалдашник - в виде головы пуделя.

11. Окатили кровью, а затем прозрачной розовой водой.

12. Платок.

13. Трусость

  1. Тема № 3 «Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: кто прав?»

А) Просмотр фрагмента фильма

Б) Защита проекта

В) Вопросы

V. Вывод: Итак, существуют вечные полярные силы - добро и зло, Бог и дьявол. Они всегда были, есть и будут. Так стоит ли бороться со злом, противиться ему, если оно вечно и никогда на земле не победит окончательно добро?

(Ответы учащихся).

Не люди зависят от борьбы добра и зла, а борьба добра и зла зависит от людей, от каждого человека. Человек находится как бы между двумя чашами весов. Вес какой чаши он увеличит собой, своими деяниями? От нравственного выбора каждого и зависит жизнь всех.

Записать слова

А. Солженицын: «Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями - она проходит через каждое человеческое сердце... Линия эта подвижна, она колеблется с годами. Даже в сердце, объятом злобой, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце - неискоренимый уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке, в каждом человеке. Нельзя изгнать зло из мира, но можно в каждом сердце его потеснить.

VI. Домашнее задание:

Известно, что Анна Ахматова была знакома с рукописью «Мастера и Маргариты» и дала Булгакову такую оценку: «Он гений!» Прочитайте стихотворение Ахматовой 1945 г. Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман «Мастера и Маргарита»? Попытайтесь найти параллели между романом и стихотворением.

Чтение стихотворения А.Ахматовой

Кого когда-то называли люди

Царём в насмешку, Богом в самом деле

Кто был убит - и чьё орудье пытки

Согрето теплотой моей груди…

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы - старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима - все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утёс,-

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное Слово.

VII. Рефлексия

  1. Возможно, и самый главный вывод романа: Воланд, «дух зла и повелитель теней», появляется в Москве, центре безбожия, потому что ему уступили свое жизненное пространство бесчисленные лиходеевы, босые, алоизии, варенухи, семплеяровы, берлиозы и прочая нечисть. Если дьявол появляется в Москве, то ей грозит беда. Беспокойно спит Иван Бездомный, и снится ему «какая-то туча, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф». Очевидно, такое же ощущение катастрофы было и у Булгакова, загнанного в угол «собственными» берлиозами и латунскими. В центре мирового атеизма вместе с религией были отменены и библейские заповеди.

2.Чтение учителем отрывка из стихотворения Н. Коржавина, которое называется «Вступление в поэму».

Мне молчать надоело.
Проходят тяжелые числа,
страх тюрьмы и ошибок
И скрытая тайна причин...
Перепутано - все.
Все слова получили сто смыслов.
Только смысл существа
остается, как прежде, один.
Если мелкие люди
ползут на поверхность и давят,
если шабаш из мелких страстей
называется страсть,
Лучше встать и сказать.
Даже если тебя обезглавят.
Лучше пасть самому,
чем душе твоей в мизерность
впасть.
Я не знаю, что надо творить для
спасения века,
Не хочу оправданий, снисхожденья
к себе - не прошу...
Чтобы жить и любить,
быть простым,
но простым ЧЕЛОВЕКОМ -
я иду на тяжелый,
бессмысленный риск - И ПИШУ!

3 . Просмотр фрагмента клипа «Ночной всадник».

VIII . Подведение итогов урока.



© 2010-2022