- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Создание проблемных ситуаций на уроках литературы
Создание проблемных ситуаций на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондораки М.С. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Создание проблемных ситуаций на уроках литературы.
Тема предложенной работы звучит как создание проблемных ситуаций на уроках литературы.
Актуальность выбранной мною темы объясняется общими проблемами изучения русской классики и вообще литературы в современной школе:
-
Падение интереса к чтению, всё больше вытеснение книги телевидением, видео, компьютером;
-
Несовершенство учебных программ, имеющих тенденцию к расширению объёма в ущерб углублению знаний;
-
Фрагментарность в изучении творчества отдельных авторов и произведений.
Основная ЦЕЛЬ, которая видится мне при решении выявленной проблемы, заключается в становлении духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Решение данной проблемы помогает решить задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы.
Организуя урок, работая с детьми, стараюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал силу успеха.
Успех - это внутренний комфорт, радостный настрой.
Успех - это основа взаимопонимания между Учителем и Учеником. Именно с проблемным преподаванием литературы сейчас всё более связывается мысль о такой организации обучения. Именно противоречие помогает ученику определить неизвестное, побуждает к поиску его и таким образом активизирует мыслительную деятельность человека. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта - на этапе воспроизведения знаний.
Активность или пассивность занятия определяется не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. И лекцию, и семинар, и диспут надо сделать активными формами.
Проблемная лекция.
Широкому и эффективному применению лекция мешает устаревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.
В действительности же на лекции деятельность учащихся имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время слушания лекции и после.
Строя лекцию как поиск истины, я вовлекаю в эту работу всех. Примеры заданий для самостоятельной работы, в которых ученикам предлагаю решить определённые нравственные проблемы:
- А. С. Пушкин назвал Грибоедова «одним из самых умных людей России». Что значит, по вашему, слово «ум»? Как вообще вы понимаете это качество человека - «быть умным»?
- За что люди наказали Ларру («Старуха Изергиль» М. Горький)? Как определить черту между гордостью и эгоизмом?
Урок-семинар.
В старших классах возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело. Семинар и даёт возможность выявлять эти качества, потому что здесь требуется значительно большая самостоятельность, чем на обычном уроке, предъявляются результаты продолжительной и творческой работы, выполненной дома или на предыдущем уроке. Главной целью семинара является углубление и совершенствование знаний. Пример экспресс-семинара (проработка содержания без предварительной домашней подготовки):
«Настоящая доброта… Какая она? (К. Паустовский «Телеграмма»)
«Страсти по Лермонтову»
«Ласточка разбитого стекла» (Лирика О. Мандельштама)
Урок-диспут.
Главное достоинство дискуссии в том, что она помогает реализовать активное межличностное взаимодействие учащихся. Тема дискуссии (диспута) должна быть значимой для учеников. Поэтому часто выбираю темы, предложенные учениками.
Пример.
«Что такое современность в искусстве»?
Вопросы для диспута:
-
Стареет ли искусство?
-
Узнаю ли я себя и свое поколение в литературе современника?
-
Все ли произведения современного искусства современны?
-
Современность и новаторство - это одно и тоже?
-
Как соотносятся современное и вечное?
ИТАК, обобщая сказанное, хочется сказать, если мы, школьные преподаватели литературы, будем смотреть на свой предмет как на искусство, на учеников - как на читателей, тогда изменится и цель урока: не «дать знания по истории и литературе», а организовать самостоятельную, творческую читательскую деятельность, содержанием которой являлось бы полноценное читательское освоение текста произведения.