Создание проблемных ситуаций на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание проблемных ситуаций на уроках литературы.

Тема предложенной работы звучит как создание проблемных ситуаций на уроках литературы.

Актуальность выбранной мною темы объясняется общими проблемами изучения русской классики и вообще литературы в современной школе:

  1. Падение интереса к чтению, всё больше вытеснение книги телевидением, видео, компьютером;

  2. Несовершенство учебных программ, имеющих тенденцию к расширению объёма в ущерб углублению знаний;

  3. Фрагментарность в изучении творчества отдельных авторов и произведений.

Основная ЦЕЛЬ, которая видится мне при решении выявленной проблемы, заключается в становлении духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Решение данной проблемы помогает решить задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы.

Организуя урок, работая с детьми, стараюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал силу успеха.

Успех - это внутренний комфорт, радостный настрой.

Успех - это основа взаимопонимания между Учителем и Учеником. Именно с проблемным преподаванием литературы сейчас всё более связывается мысль о такой организации обучения. Именно противоречие помогает ученику определить неизвестное, побуждает к поиску его и таким образом активизирует мыслительную деятельность человека. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта - на этапе воспроизведения знаний.

Активность или пассивность занятия определяется не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. И лекцию, и семинар, и диспут надо сделать активными формами.

Проблемная лекция.

Широкому и эффективному применению лекция мешает устаревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.

В действительности же на лекции деятельность учащихся имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время слушания лекции и после.

Строя лекцию как поиск истины, я вовлекаю в эту работу всех. Примеры заданий для самостоятельной работы, в которых ученикам предлагаю решить определённые нравственные проблемы:

- А. С. Пушкин назвал Грибоедова «одним из самых умных людей России». Что значит, по вашему, слово «ум»? Как вообще вы понимаете это качество человека - «быть умным»?

- За что люди наказали Ларру («Старуха Изергиль» М. Горький)? Как определить черту между гордостью и эгоизмом?

Урок-семинар.

В старших классах возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело. Семинар и даёт возможность выявлять эти качества, потому что здесь требуется значительно большая самостоятельность, чем на обычном уроке, предъявляются результаты продолжительной и творческой работы, выполненной дома или на предыдущем уроке. Главной целью семинара является углубление и совершенствование знаний. Пример экспресс-семинара (проработка содержания без предварительной домашней подготовки):

«Настоящая доброта… Какая она? (К. Паустовский «Телеграмма»)

«Страсти по Лермонтову»

«Ласточка разбитого стекла» (Лирика О. Мандельштама)

Урок-диспут.

Главное достоинство дискуссии в том, что она помогает реализовать активное межличностное взаимодействие учащихся. Тема дискуссии (диспута) должна быть значимой для учеников. Поэтому часто выбираю темы, предложенные учениками.

Пример.

«Что такое современность в искусстве»?

Вопросы для диспута:

  1. Стареет ли искусство?

  2. Узнаю ли я себя и свое поколение в литературе современника?

  3. Все ли произведения современного искусства современны?

  4. Современность и новаторство - это одно и тоже?

  5. Как соотносятся современное и вечное?

ИТАК, обобщая сказанное, хочется сказать, если мы, школьные преподаватели литературы, будем смотреть на свой предмет как на искусство, на учеников - как на читателей, тогда изменится и цель урока: не «дать знания по истории и литературе», а организовать самостоятельную, творческую читательскую деятельность, содержанием которой являлось бы полноценное читательское освоение текста произведения.

© 2010-2022