- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка «Когда ударение не помощник»
Урок русского языка «Когда ударение не помощник»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Безбородова М.А. |
Дата | 13.03.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальный конкурс «Лучший электронный образовательный ресурс».
Тема: «Когда ударение не помощник»
5 класс
Автор работы:
Безбородова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ ООШ №3
Время исполнения работы: 3 дня.
Ковдор, февраль 2013г.
-
Тема урока: «Когда ударение не помощник» (Правописание корней с чередованием гласных О//А) Базовый учебник: Русский язык 5 класс, Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко, С.М.Бондаренко; Москва, 2012
-
№ урока по теме - первый
-
Тип урока: изучение нового материала при ведущей роли учителя
-
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
-
Вид урока: компьютерный, с использованием ЭОР
-
Цель урока: познакомить учащихся с написанием корней с чередованием
-
Задачи:
- обучающие: изучить правила выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными: -гор- - гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-, -зар- - зор-. -плав- - плов-. Овладеть способами выбора а-о в корнях с чередованием, зависящими от ударения. Научиться различать корни с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной.
- развивающие: способствовать формированию орфографической грамотности учащихся, развитие творческой, речевой и мыслительной активности учащихся.
- воспитательные: воспитывать интерес к орфографии и речевой культуре русского языка.
-
Предполагаемые результаты обучения: активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать собственные суждения, делать выводы; развитие логического и образного мышления.
-
Необходимое оборудование:
Учебник, компьютер учителя, проектор, презентация к уроку, интерактивная доска
Структура урока
I. Блок
II. Цель
III. Содержание деятельности
Деятельность учителя
Предполагаемые действия обучающихся
Организационный этап. Рефлексия.
Помочь снять у обучающихся психологическое напряжение.
Тема нашего урока: «Когда ударение не помощник».
Опираясь на главное фонемное привило, ответьте на вопрос: «Когда ударение не помощник?»
Самостоятельная работа по учебнику: чтение параграфа 90. Поисковый метод.
Ответы обучающихся.
Изучение новых знаний и способов деятельности
1)формирование у обучающихся конкретного представления об изучаемых понятиях, явлениях, процессах, законах, теориях;
2)выявление сущности новых знаний;
3)вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и фиксация на них внимания обучающихся;
4)выделение главного в новом материале;
5)полное и четкое определение отличительных признаков изучаемых познавательных объектов.
Обращает внимание на цели урока и предлагает обучающимся обозначить учебные задачи.
- Основная цель урока - изучить правило написания корней с чередованием.
1. таблица на стр.77 (слайд 2)
2. самоинструкцию записывают в тетрадь (слайд3)
Первичная проверка понимания изученного
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их корреляция.
1.Предлагает выполнить упр.№399 (письменно)
2. Предлагает пройти интерактивный тест, составленный на основе упр.№399
3. Закрепление ранее изученного материала: графический разбор предложения
Ответы обучающихся.
Находят слова с чередующимися гласными, выделяют корни.
Слайд 4 (один ученик у доски)
Интерактивная доска.
Слайд 5 (один ученик у доски)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ТРЕНИНГ ДЛЯ ГЛАЗ)
Закрепление знаний и способов деятельности учащихся
Организация и осуществление усвоения учащимися способов действий путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу и в измененной ситуации
Предлагает выполнить упр.№401
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подумайте, нет ли среди этих слов «лишних», не относящихся к данным правилам.
-Какие трудности вы испытали при выполнении упражнения?
Найдите «Третье лишнее», прменяя правила, изученные сегодня на уроке.
Ответ обучающихся.
1. интерактивная доска.
Слайд 11 (3 ученика по очереди работают у доски)
2. Интерактивный тест «Третье лишнее»
Слайд 13 (один человек у доски)
Применение знаний и способов деятельности учащихся.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.
Вы успешно справились с выполнением этого упражнения. Предлагаю проверить себя, насколько прочно вы усвоили сегодняшний материал и выполнить задание.
Ответы обучающихся.
Пройти интерактивный тест «Знаешь ли ты теорию?»
Слайд 14 ( Один ученик у доски)
Подведение итогов занятия.
Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.
Подводя итог нашему уроку, давайте вспомним,
-
Чему мы должны были научиться на этом уроке?
-
Что мы делали?
-
Что было особенно интересно выполнять?
-
Что получилось хорошо?
-
Что получилось не очень хорошо?
-
Что не получилось?
-
Как думаете, почему?
-
Что нужно сделать?
Домашнее задание упр. 403
Ответы обучающихся.
Аннотация
Деятельностный подход к обучению осуществляю за счёт использования на уроке ИКТ. Учитель перед учеником перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, побуждает ученика к действию.
Применение ЭОР на уроке мотивировано тем, что
-
позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
-
способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
-
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
-
повышают интерес к урокам русского языка;
-
активизируют познавательную деятельность учащихся;
-
развивают творческий потенциал учащихся;
-
осовременивают урок.
В разделе это первый урок по теме «Чередование гласных а-о в корне слова». Данный урок связан с предыдущим, на котором ученики познакомились с позиционными чередованиями гласных и согласных звуков. Использовались ранее изученные знания учащихся по орфографии «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова». Поэтому была возможность построить урок так, чтобы ученики могли активизировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы (почему чередующиеся гласные нельзя проверить ударением?).
Урок разработан в соответствии с минимумом содержания образования, призван подготовить учащихся в дальнейшем к сдаче экзамена, эмоционально воздействовать на сознание и повышение интереса к предмету.
На уроке я использовала презентацию. По сравнению с другими ресурсами ЭОР презентацию можно считать универсальным. Таблица, алгоритм помогают систематизировать новый материал. С помощью таблицы дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Интерактивный практический ресурс (слайд 4, 13,14) служит для выявления способов решения заданной орфограммы.
Выводы: Главная дидактическая цель урока - научить правильно выбирать условия чередования гласных в корне слова - была достигнута. Поставленные задачи в основном были решены. Перегрузки физической и психологической не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Компьютерные информационные технологии обучения позволили активизировать внимание и способствовали повышению интереса к предмету и учению в целом.