Урок русского языка «Когда ударение не помощник»

1. "Тема урока: «Когда ударение не помощник» (Правописание корней с чередованием гласных О//А). Базовый учебник: Русский язык 5 класс, Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко, С.М.Бондаренко; Москва, 2012 2. "№ урока по теме – первый. 3. "Тип урока: изучение нового материала при ведущей роли учителя. 4. "Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. 5.  "Вид урока: компьютерный, с использованием ЭОР. 6. "Цель урока: познакомить учащихся с написанием корней с чередованием. 7. "Задачи: - обучающие: - изучить правила выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными: -гор- - гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-, -зар- - зор-. –плав- - плов-; - овладеть способами выбора а-о в корнях с чередованием, зависящими от ударения; - научиться различать корни с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной. - развивающие: - способствовать формированию орфографической грамотности учащихся; - развить творческую, речевую и мыслительную активности учащихся. - воспитательные: - воспитывать интерес к орфографии и речевой культуре русского языка. 8. "Предполагаемые результаты обучения: - активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; - формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; - высказывать собственные суждения, делать выводы; - развивать логического и образного мышления. 9. "Необходимое оборудование: Учебник, компьютер учителя, проектор, презентация к уроку, интерактивная доска. "Структура урока " I. Блок " II. Цель " III. Содержание деятельности " Деятельность учителя " Предполагаемые действия обучающихся " Организационный  этап. Рефлексия. " Помочь снять у обучающихся психологическое напряжение. " Тема нашего урока: «Когда ударение не помощник».  Опираясь на главное фонемное привило, ответьте на вопрос: «Когда ударение не помощник?»   " Самостоятельная работа по учебнику: чтение параграфа 90. Поисковый метод. Ответы обучающихся.           " Изучение  новых знаний и способов деятельности " 1)формирование у обучающихся конкретного представления об изучаемых понятиях, явлениях, процессах, законах, теориях; 2)выявление сущности новых знаний; 3)вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и фиксация на них внимания обучающихся; 4)выделение главного в новом материале; 5)полное и четкое определение отличительных признаков изучаемых познавательных объектов. " Обращает внимание на цели  урока и предлагает обучающимся обозначить учебные задачи. - Основная цель урока – изучить правило написания корней с чередованием.   " 1. таблица на стр.77 (слайд 2) 2. самоинструкцию записывают в тетрадь (слайд3) " Первичная проверка понимания изученного " Установление  правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их корреляция. " 1.Предлагает выполнить упр.№399 (письменно)       2. Предлагает пройти интерактивный тест, составленный на основе упр.№399   3. Закрепление ранее изученного материала: графический разбор предложения " Ответы обучающихся. Находят слова с чередующимися гласными, выделяют корни.     Слайд 4 (один ученик у доски)     Интерактивная доска. Слайд 5 (один ученик у доски) " ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ТРЕНИНГ ДЛЯ ГЛАЗ) " Закрепление знаний и способов деятельности учащихся " Организация и осуществление усвоения учащимися способов действий путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу и в измененной ситуации " Предлагает  выполнить упр.№401 Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подумайте, нет ли среди этих слов «лишних», не относящихся к данным правилам. -Какие трудности вы испытали при выполнении упражнения?   Найдите «Третье лишнее», прменяя правила, изученные сегодня на уроке. " Ответ обучающихся. 1. интерактивная доска. Слайд 11 (3 ученика по очереди работают у доски)         2. Интерактивный тест «Третье лишнее» Слайд 13 (один человек у доски) " Применение знаний и способов деятельности учащихся.       " Обеспечение усвоения новых знаний  и способов действия на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.   " Вы успешно справились с выполнением  этого упражнения. Предлагаю  проверить  себя,   насколько  прочно   вы  усвоили сегодняшний  материал и выполнить задание.   " Ответы обучающихся. Пройти интерактивный тест «Знаешь ли ты теорию?» Слайд 14 ( Один ученик у доски) " Подведение итогов занятия. " Анализ и оценка успешности  достижения цели  и определение перспективы последующей работы. " Подводя итог нашему уроку,  давайте вспомним, Чему мы должны были научиться на этом уроке? Что мы делали? Что было особенно интересно выполнять? Что получилось хорошо? Что получилось не очень хорошо? Что не получилось? Как думаете, почему? Что нужно сделать?   Домашнее задание упр. 403 " Ответы обучающихся.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальный конкурс «Лучший электронный образовательный ресурс».

















Тема: «Когда ударение не помощник»

5 класс



Автор работы:

Безбородова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ ООШ №3


Время исполнения работы: 3 дня.

















Ковдор, февраль 2013г.


  1. Тема урока: «Когда ударение не помощник» (Правописание корней с чередованием гласных О//А) Базовый учебник: Русский язык 5 класс, Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко, С.М.Бондаренко; Москва, 2012

  2. № урока по теме - первый

  3. Тип урока: изучение нового материала при ведущей роли учителя

  4. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

  5. Вид урока: компьютерный, с использованием ЭОР

  6. Цель урока: познакомить учащихся с написанием корней с чередованием

  7. Задачи:

- обучающие: изучить правила выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными: -гор- - гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-, -зар- - зор-. -плав- - плов-. Овладеть способами выбора а-о в корнях с чередованием, зависящими от ударения. Научиться различать корни с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной.

- развивающие: способствовать формированию орфографической грамотности учащихся, развитие творческой, речевой и мыслительной активности учащихся.

- воспитательные: воспитывать интерес к орфографии и речевой культуре русского языка.

  1. Предполагаемые результаты обучения: активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать собственные суждения, делать выводы; развитие логического и образного мышления.

  2. Необходимое оборудование:

Учебник, компьютер учителя, проектор, презентация к уроку, интерактивная доска

Структура урока

I. Блок

II. Цель

III. Содержание деятельности

Деятельность учителя

Предполагаемые действия обучающихся

Организационный этап. Рефлексия.

Помочь снять у обучающихся психологическое напряжение.

Тема нашего урока: «Когда ударение не помощник».

Опираясь на главное фонемное привило, ответьте на вопрос: «Когда ударение не помощник?»

Самостоятельная работа по учебнику: чтение параграфа 90. Поисковый метод.

Ответы обучающихся.


Изучение новых знаний и способов деятельности

1)формирование у обучающихся конкретного представления об изучаемых понятиях, явлениях, процессах, законах, теориях;

2)выявление сущности новых знаний;

3)вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и фиксация на них внимания обучающихся;

4)выделение главного в новом материале;

5)полное и четкое определение отличительных признаков изучаемых познавательных объектов.

Обращает внимание на цели урока и предлагает обучающимся обозначить учебные задачи.

- Основная цель урока - изучить правило написания корней с чередованием.

1. таблица на стр.77 (слайд 2)

2. самоинструкцию записывают в тетрадь (слайд3)

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их корреляция.

1.Предлагает выполнить упр.№399 (письменно)

2. Предлагает пройти интерактивный тест, составленный на основе упр.№399

3. Закрепление ранее изученного материала: графический разбор предложения

Ответы обучающихся.

Находят слова с чередующимися гласными, выделяют корни.

Слайд 4 (один ученик у доски)

Интерактивная доска.

Слайд 5 (один ученик у доски)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ТРЕНИНГ ДЛЯ ГЛАЗ)

Закрепление знаний и способов деятельности учащихся

Организация и осуществление усвоения учащимися способов действий путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу и в измененной ситуации

Предлагает выполнить упр.№401

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подумайте, нет ли среди этих слов «лишних», не относящихся к данным правилам.

-Какие трудности вы испытали при выполнении упражнения?

Найдите «Третье лишнее», прменяя правила, изученные сегодня на уроке.

Ответ обучающихся.

1. интерактивная доска.

Слайд 11 (3 ученика по очереди работают у доски)


2. Интерактивный тест «Третье лишнее»

Слайд 13 (один человек у доски)

Применение знаний и способов деятельности учащихся.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.

Вы успешно справились с выполнением этого упражнения. Предлагаю проверить себя, насколько прочно вы усвоили сегодняшний материал и выполнить задание.

Ответы обучающихся.

Пройти интерактивный тест «Знаешь ли ты теорию?»

Слайд 14 ( Один ученик у доски)

Подведение итогов занятия.

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.

Подводя итог нашему уроку, давайте вспомним,

  • Чему мы должны были научиться на этом уроке?

  • Что мы делали?

  • Что было особенно интересно выполнять?

  • Что получилось хорошо?

  • Что получилось не очень хорошо?

  • Что не получилось?

  • Как думаете, почему?

  • Что нужно сделать?

Домашнее задание упр. 403

Ответы обучающихся.

Аннотация

Деятельностный подход к обучению осуществляю за счёт использования на уроке ИКТ. Учитель перед учеником перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, побуждает ученика к действию.

Применение ЭОР на уроке мотивировано тем, что

  1. позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

  2. способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

  3. позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  4. повышают интерес к урокам русского языка;

  5. активизируют познавательную деятельность учащихся;

  6. развивают творческий потенциал учащихся;

  7. осовременивают урок.

В разделе это первый урок по теме «Чередование гласных а-о в корне слова». Данный урок связан с предыдущим, на котором ученики познакомились с позиционными чередованиями гласных и согласных звуков. Использовались ранее изученные знания учащихся по орфографии «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова». Поэтому была возможность построить урок так, чтобы ученики могли активизировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы (почему чередующиеся гласные нельзя проверить ударением?).

Урок разработан в соответствии с минимумом содержания образования, призван подготовить учащихся в дальнейшем к сдаче экзамена, эмоционально воздействовать на сознание и повышение интереса к предмету.

На уроке я использовала презентацию. По сравнению с другими ресурсами ЭОР презентацию можно считать универсальным. Таблица, алгоритм помогают систематизировать новый материал. С помощью таблицы дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Интерактивный практический ресурс (слайд 4, 13,14) служит для выявления способов решения заданной орфограммы.

Выводы: Главная дидактическая цель урока - научить правильно выбирать условия чередования гласных в корне слова - была достигнута. Поставленные задачи в основном были решены. Перегрузки физической и психологической не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Компьютерные информационные технологии обучения позволили активизировать внимание и способствовали повышению интереса к предмету и учению в целом.


© 2010-2022