Рабочая программа по русскому языку в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Ильменская СОШ»




«Согласовано»

Руководитель МО



___________В.К. Овчинникова


Протокол №_______от

«_____» ____________2015 г



«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Ильменская СОШ»

________________________

Г.А.Калашникова.


«_____»_____________2015г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «Ильменская СОШ»


________________Г.В.Дымова


Приказ № ______ от

«_____»___________2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 8 классе






Учитель В.К. Овчинникова














2015-2016 уч.г.

2. Пояснительная записка

Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализует в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать сои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала, связана с физико-техническим профилем лицея и соответствующим контингентом учащихся. Руководящая идея рабочей программы, таким образом, основана на создании условий для развития творческого потенциала лицеистов, формирования универсальных учебных умений, формирования метазнаниевого учебного поля.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учрежденийи на основе программы «М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2010.

Программа рассчитана на 105 часов. Корректировка авторской программы состоит в следующем: изменено соотношение часов в разделе «Простые односоставные предложения» (8+3), «Неполные предложения» (1+1), «Однородные члены предложения» (11+3), «Обращения, вводные слова и междометия» (8+3), «Обособленные члены предложения» (16+4) в пользу уроков развития речи. Блок «Обращения, вводные слова и междометия» перенесен за блоком «Обособленные члены предложения: слова грамматически связанные со структурой предложения - слова, грамматически не связанные со структурой предложения.

Формы, методы, технологии обучения.

- основная форма обучения - урок в его разных жанрах;

1. Методы объяснительно-иллюстративного обучения.

2.Методы репродуктивного обучения.

3.Методы проблемно-поискового обучения.

3.Коммуникативные методы обучения.

4.Имитационно-ролевые методы обучения.

- технологии традиционного и развивающего обучения, РКМЧП, логико-информационный подход.



3. Требования к уровню подготовки учащихся.

1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые односоставные и двусоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих предложениях, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения описания (сравнительные характеристики знакомых лиц; описание памятников культуры и истории), сочинения - рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

4. Тематический поурочный план учебного предмета «Русский язык» (3 часа в неделю; 35 учебных недель)

урока


Наименование раздела, темы урока

Всего часов

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения




1

Функции русского языка в современном мире

1



Работа с учебником, репродуктивный


Повторение пройденного в 5-7 классах.

6+2




2

Развитие речи. Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»

1

Развитие речи, виртуальная экскурсия

Картины художников по теме «Золотая осень на Алтае», стихи поэтов.

3

Фонетика, графика и орфография.

1


Знать основные понятия по фонетике, графике, классификацию звуков, выполнять фонетический разбор слов.

ИКТ,«Фонетическая система русского языка», репродуктивный, аналитический

4

Морфемика и словообразование

1


Знать морфемы, основные способы словообразования; осуществлять морфемный и словообразовательный разбор слов.

Упр. 22 - сообщения, индивидуальный, частично-поисковый

5

Лексика и фразеология

1


Знать основные лексические понятия, уметь пользоваться словарем.

Почему?«Синонимы - маленькие антонимы»-проблемный, коллективный

6

Морфология

1


Знать классификацию частей речи; осуществлять морфологический разбор изученных ч.р.


Составление опорной схемы, аналитический работа с учебником

7

Строение текста. Стили речи

1

Практикум

Знать, что такое текст, структуру текста, основные средства связи предложений в тексте, типы речи.

Анализ текста, синтез, частичнопоисковый

8

Развитие речи. Сочинение по памяти. «Триумфальная арка».

1

Развитие речи


Упр. 57, выборочное чтение текста, выборочное изложение

9

Диктант по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах»

1

Контрольная работа


Грамматическое задание на основе ГИА, эвристический


Синтаксис. Пунктуация. Культура





10

Словосочетание. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

1


Научатся различать сочинительные и подчинительные словосочетания; выделять словосочетания из предложения; обогатят свою речь разнообразными моделями словосочетаний.

Конспект &7, репродуктивный, поисковый

11

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

1


Тестирование по теме. Задания ГИА, вопросы с. 43, частично-поисковый

12

Простое предложение. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1


Усовершенствуют опыт нахождения грамматической основы предложения; разбор предложения по составу; научатся использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания

Соблюдать нормы интонирования, порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера текста, в который включаются предложения.

Обобщение , репродуктивный

13

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1


Тестирование по теме. Задания ГИА, коллективный, частично-поисковый

14

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударение.

1


Связь порядка слов в предложении с пунктуацией при обособлении. &10, аналитический поиск

15

Развитие речи. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

1

Развитие речи

вопросы с.53, развитие связной речи


Простые двусоставные предложения

16




Главные члены предложения

6+2



16

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего

1


Работа с учебником, частично-поисковый

17

Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое.

1



18

Составное глагольное сказуемое

1


Конспект с. 70-71, 74-76, выборочное чтение

19

Составное именное сказуемое

1


Работа с учебником, чпстично-поисковый

20

Обобщение знаний по теме «Главные члены предложения».

1

Практическая работа

Вопросы с. 104, репродуктивный

21

Развитие речи. Описание хорошо знакомого человека с использованием разных видов сказуемых.

1

Развитие речи

Развитие связной речи.

22

Тире между подлежащим и сказуемым

1


Составление опорной схемы, продуктивный

23

Развитие речи. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности

1

Развитие речи



Второстепенные члены предложения

6+2



24

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление)

1


Репродуктивный, частично-поисковый

25

Несогласованное определение

1


Научатся выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания

Коллективный, работа с учебником

26

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении

1

Практикум

Коллективные, частично-посковый

27

Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

1

Практикум


28

Обобщающий урок по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Практическая работа

Вопросы. С 104

29

Контрольная работа по теме «Простые двусоставные предложения»

1

Контрольный урок

Вопросы для подготовки на стр. 104

30

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

1

Развитие речи

Упр. 202

Упр. 201, работа с учебником

31

Публичное выступление об истории своего края.

1

Развитие речи

Упр. 201


Простые односоставные предложения

8+3



32

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим

1


Научатся различать односоставные и двусоставные предложения; осмыслят обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенно-личных предложений; научатся использовать различные виды односоставных предложений как синтаксические синонимы в соответствии с речевой ситуацией; употреблять назывные предложения как средства сжатого описания экспозиции рассказа. Осмыслят роль и сферу употребления неполных предложений в речи, уместно их использовать в речевой практике.

Перевод текста в опорную схему, работа с учебником, коллективная форма крока

33

Односоставные предложения с главным членом сказуемым: определенно-личные

1


Анализ термина «определенно-личные» с точки зрения орфографии, частично-поисковый

34

Односоставные предложения с главным членом сказуемым: неопределенно-личные

1


Анализ термина «неопределенно-личные» с точки зрения орфографии

35

Односоставные предложения с главным членом сказуемым: безличные

1


Конспект с.

36

Развитие речи. Сочинение - описание картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

1

1

Упр. 240, 239, 238, выборочное конспектирование, индивидуальная работа

37

Развитие речи. Сочинение - описание картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

1

1


38

Обобщение знаний по теме «Простые односоставные предложения»

1



Вопросы на стр. 129

39

Диктант по теме «Простые односоставные предложения»

1

Контрольная работа


40

Анализ диктанта по теме «Простые односоставные предложения»

1



41

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

1


«Стилистика русского языка» Г. Граник., сообщения по теме, индивидуальный

42

Развитие речи. Рассказ на свободную тему.

1

Развитие речи

Упр. 249,250, развитие связной речи


Неполные предложения

2



43

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

1


Частично-поисковый, коллективная работа с книгой

44

Развитие речи. Пишем и говорим о природе…

1

Развитие речи

Упр. 256,257


Однородные члены предложения

11+3


Усовершенствуют умение находить в предложении однородные члены предложения; распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Научатся правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи, выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания; уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.


45

Повторение изученного об однородных членах предложения. Понятие об однородных членах предложения.

1

беседа

Работа с текстом, репродуктивный

46

Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

1


Эвристический, составление опорной схемы

47

Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

1

Практическая работа


48

Однородные и неоднородные определения

1



49

Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами

1

Практическое наблюдение

Репродуктивно-продуктивный, коллективная работа, анализ текста.

50

Обобщающие слова при однородных членах

1



Работа с учебником, репродуктивный

51

Развитие речи. Сочинение - описание картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг»

1

Развитие речи


ИКТ, объяснительно-иллюстративгый

52

Обобщающие слова при однородных членах

1




53

Обобщающие слова при однородных членах

1




54

Обобщение по теме «Однородные члены предложения»

1



Конспект по теме, вопросы с. 149

55

Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

1

Контрольный урок


Грамматическое задание из ГИА, частично-поисковый

56

Работа над ошибками в диктанте по теме «Однородные члены предложения»

1




57

Развитие речи. Рассуждение на основе литературного произведения

1

Развитие речи


Упр.290,291, 292

58

Развитие речи. Рассуждение на основе литературного произведения

1

Устное выступление


Упр.293


Обособленные члены предложения

16+4




59

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.

1


Научатся соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.

Порядок слов в предложении, частично-поисковый, коллективный

60

Обособленные определения и обособленные приложения.

1


61

Обособленные определения и обособленные приложения.

1


62

Обособленные приложения

1


Стр.157, работа с учебником

63

Обособленные приложения

1



64

Развитие речи. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности

1


Упр.320, работа с учебником

65

Обособленные обстоятельства

1



66

Обособленные обстоятельства

1


Упр.332- обособление обстоятельств как способ реализации авторского замысла

67

Развитие речи. Текстообразующая роль обособленных членов предложения

1

Развитие речи


Упр. 336, 337, работа с учебником, индивидуальная

68

Уточнение как вид обособленного члена предложения

1



Частично-поисковый, работа с учебником, коллективная

69

Уточнение как вид обособленного члена предложения

1



70

Развитие речи. Характеристика человека. Изложение «Суворов»

1

Развитие речи


Упр.352, развитие связной речи, индивидуальный

71

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения

1

Практикум

Узнают правила расстановки выделительных знаков препинания при обособленных второстепенных

Индивидуально-коллективный, частично-поисковый

72

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения их текстообразующая роль

1



Упр.331,335, работа с учебником

73

Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

1



Вопросы с.179, работа с учебником, репродуктивный, частично-поисковый

74

Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

1



75

Диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения»

1

Контрольный урок



76

Диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения»

1

Контрольный урок



77

Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме «Обособленные члены предложения»

1




78

Развитие речи. Публичное выступление «В жизни всегда есть место подвигам». (М.Горький).

1

Развитие речи


Индивидуальная Упр.352. Привести примеры из художественной литературы, иллюстративный


Обращения, вводные слова и междометия

8+3


Научатся соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями; вставными конструкциями; использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения, вставные конструкции с учетом речевой ситуации, содержания, стиля высказывания.

Частично-поисковый, коллективная, выполнение упражнений учебника, составление опорных схем.

79

Повторение изученного об обращении

1


80

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении

1


81

Вводные предложения.

1


82

Вставные конструкции

1


83

Междометия в предложении.

1


84

Выделительные знаки при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания

1

Практическая работа


85

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий

1

Практическая работа

Упр.367-374

86

Контрольная работа по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1

Контрольная работа


Вопросы с.197, частино-поисковый

87

Развитие речи. Публичное вступление на общественно значимую тему.

1

Развитие речи


Упр. 384-386, прослушивание публичных вступлений

88

Развитие речи. Публичное вступление на общественно значимую тему.

1

Развитие речи


В каких произведения русских писателей звучит поднятая вами тема?

89

Развитие речи. Публичное вступление на общественно значимую тему.

1

Развитие речи


В каких произведения русских писателей звучит поднятая вами тема?Индивидуальный


Прямая и косвенная речь

6+1


Научатся опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания

усовершенствуют умения пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания

90

Повторение изученного о прямой речи и диалоге.

1


Репродуктивный, коллективная

91

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Практическая работа


92

Косвенная речь

1



93

Цитата. Знаки препинания при цитировании.

1



94

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль

1



95

Обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь»

1


Вопросы с.214, работа с учебником

96

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

1

Развитие речи

Упр.412


Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5+1


Обобщат и систематизируют знания по темам, изученным в 8 классе.

Репродуктивный, частично-поисковый, перевод текста учебника в опорную схему, выполнение упражнений, анализ текста, лингвистический экперимент «Что будет, если?...»

97

Словосочетание и простое предложение. Однородные члены предложения

1


98

Обособленные члены предложения

1


99

Обращения, вводные слова, междометия, прямая и косвенная речь

1


100-102

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе



103

Итоговая контрольная работа Тестирование

1

тестирование

104

Работа над ошибками, допущенными в итогом тестировании

1


105

Развитие речи. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)

1

Развитие речи

Упр.434







5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2014.

2. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. - 34-е изд. - М. : Просвещение, 2011.- 239 с.

6. Малюшкин А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.

7. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. Москва. 1985 год.

Словари:

  1. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. -М. : Просвещение, 2003.

  2. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. -М. : Просвещение, 2008.

  1. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М. : Просвещение, 1984.

  1. Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин,
    Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. -2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1999.

  2. Лекант, П. А. Школьный орфографический словарь русского языка / П. А. Лекант,
    В. В. Леденева. - М. : Просвещение, 2006.

Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка : пособие для учащихся /
М. Р. Львов. -М. : Просвещение, 1981.

  1. Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка : по произведениям
    русских писателей XVIII -XX вв. /Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская.-М.: Просвещение, 1996.

  2. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Ма
    тюшина. - М. : Просвещение, 2006.

  3. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. -
    2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1991.

5. Формы и средства контроля образовательных результатов учащихся:

- контроль за классными и домашними работами учащихся;

- диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности;

- тематическая, итоговая контрольная работа на основе пятибалльной системы оценивания;

- тематическое тестирование итоговое и промежуточное;

- конспект, реферат - форма контроля аналитического типа для проверки умения работать со справочной литературой;

- устный опрос, развернутый ответ учащегося на лингвистическую тему;

- сочинение, изложение - форма проверки умений и навыков связного изложения мыслей.



© 2010-2022