Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. НОВОДЕВИЧЬЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШИГОНСКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ












«Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения».


(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Гордеевой М.В.)





Выполнила:

Гордеева Марина Владимировна,

учитель русского языка

и литературы,

ГБОУ СОШ с.Новодевичье

Шигонского м\р

Самарской области



На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает: во-первых, усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, во-вторых, усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, в-третьих, развитие его творческих способностей. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика, проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью - все это является обязательными условиями успешного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня - это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний в области литературоведения и лингвистики, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, имеющихся в курсе литературы, на развитие навыков самостоятельного применения методов исследования. Поэтому в качестве темы самообразования я выбрала " Технологию проблемного обучения на уроках русского языка и литературы", что соответствует школьной методической теме: использование современных образовательных технологий как средства развития профессиональной компетенции учителя.

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

Технология проблемного обучения, по моему мнению, предоставляет учителю русского языка и литературы большие возможности побуждения учеников к активности: это и познавательный интерес, и творческий характер деятельности, и состязательность и игровой характер уроков. Проблемное обучение представляется мне в виде формулы: предположил- проверил-открыл.

Цели проблемного обучения.

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4. Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи:

Обучающая - изучение мотивации всех учеников, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения:

  • постановка проблемы,

  • создание проблемной ситуации,

  • разрешение проблемной ситуации (поиск),

  • анализ полученного решения.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

1. Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка. 2. Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные

3. Накопление, отбор материала.

4. Консультации для всего класса..

Структура урока - исследование.

Основные этапы данного урока:

- актуализация знаний.

- мотивация.

- создание проблемной ситуации.

- определение темы исследования.

- формулирование цели исследования.

- выдвижение гипотезы.

- проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)

- интерпретация полученных данных

- вывод по результатам исследовательской работы.

- применение новых знаний в учебной деятельности.

- подведение итогов урока.

- домашнее задание.

Реализация принципов обучения на уроке:

  • принцип наглядности обучения в комплексном решении задач,

  • научность обучения,

  • соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1. Преподаватель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2. Преподаватель побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.

Технология проблемного обучения позволяет открывать знания вместе с детьми, предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрасное и сопереживать чужой боли.На проблемном уроке идет творческое усвоение знаний. А моя задача как учителя - направить изучение учебного материала в нужное русло и не подменить их познавательный опыт своим.

Литература.

1.Библиографическое описание: Сабитова Д. Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы [Текст] / Д. Р. Сабитова // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 817-819.

2.Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

3. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

4.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.









УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе.


«Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Цели урока:

1. Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах.

2. Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

3. Формировать умение находить проверочное слово путём из- менения формы слова.

4. Учить находить признаки животных леса.

5. Продолжить формирование экологической куль туры.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, фотографии с изображением животных леса, репродукции картин И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.Левитана «Лес зимой», «Следы на снегу» (на слайдах); блок-схема алгоритма «Обозначение гласного в корне слова» (на слайде), карточки с написанными гласными буквами, карточки-тесты «Минутка».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети рассказывают о своей подготовке к уроку, с какими чувствами они начинают работу.

II. Словарная работа.

- Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки - отгадки. Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку. Затем отгадку запишете в тетради.

Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу?

(Медведь.)

- По каким признакам вы догадались, что это медведь? (Неуклюжий, косолапый, сосёт лапу и живёт в лесу.)

Открывается слад №3 с изображением медведя.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Лисица.)

- Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку? (Пушистый хвост, мех золотистый, живёт в лесу и любит лакомиться курами.)

Открывается слайд №4 с изображением лисицы.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода - кора.

(Заяц.)

  • Назовите признаки этого животного.

(Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые.}

Открывается слад №5 с изображением зайца.

- Назовите слово, которое объединяет ваши ответы.

(Животные.)

  • От какого слова оно образовано?

(От слова «живой».)

- Значит медведь, лисица, заяц - живая природа, К какой группе животных мы можем их отнести? (Это - звери.)

- Что вы можете сказать о словах-ответах? (Это словарные слова. Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.)

- Запишите в тетради словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Открывается слайд №6: репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». (Короткая беседа об изображённых объектах живой природы: деревьях, медведях, которая может послужить подсказкой к следующему заданию.)

- Составьте предложения с каждым словарным словом и запишите их в тетради.

III. Сопоставление гласных букв в ударных н безударных

слогах слов.

- Какое время года скоро будет? (Зима.)

- Назовите признаки зимы в неживой природе.

(Осадки в виде снега, низкая температура ночью и днём, солнце светит, но не греет, низкое, хмурое небо, лёд на реке.)

- Посмотрите на репродукцию картины. Как можно её назвать? Открывается слайд №7: картина И.Левитана «Лес зимой».

- По каким признакам вы дали такое название? (Деревья укрыты снегом и под ними сугробы,)

- Известный детский писатель Виталий Бианки называл снег « книгой зимы». Как вы думаете, почему?

Открывается слайд №8: картина «Следы на снегу».

- Что изображено на ней?

(Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге.}

- Одинаковы ли все следы?

(Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев.)

- Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретим в лесу.

- Как изменится жизнь животных леса с наступлением зимы? (Короткое обсуждение.)

- Как люди помогают лесным зверям перезимовать? (Подкармливают, где это возможно.)

- Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его.

Снег называют книгой з...мы. Вот оставил сл...ды заяц. Тут ш...гала л...сиха. По п...ляне прошла л...сица.

- Как вы заметили, в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги. Сколько слогов в слове зима?

{Два слога, 1-ый ―безударный, а 2-ой―ударный.)

- Если в слове ЗИМЫ ударная гласная Ы, то как называется пропущенная гласная? (Безударная.)

- Можно ли, не раздумывая, вставить пропущенные гласные? (Нет, так как слышится Е-И.)

- Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да.)

- Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.

IV. Работа с алгоритмом. Обозначение гласного в корне слова.

Безударный гласный

Нет

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.

Пиши по звуку

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.

Да Нет


Смотри

в

словарь

Проверяе­мый

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.

Подбери однокоренное слово,

в котором безударная

гласная станет

ударной

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.

Пиши по звуку


- Рассуждать будем так: в слове ЗИМА надо проверить первую гласную букву.

Шаг 1. Безударный - это гласный или нет?

(Да.) Идём по стрелке вниз.

Шаг 2. Проверяемый? Можно ли изменить слово, чтобы проверить написание буквы?

(Да.) Идём по стрелке вниз.

Шаг 3. Надо подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это слово - ЗИМЫ (множественное число). Следуя дальнейшей рекомендации, пишем букву И в слове ЗИМА.

Аналогичные рассуждения проводятся со словами: сл...ды, ш...гала, л...сиха, п...ляне, л...сица. (Устно.)

V. Фонетический разбор слова.

ЗИМА - зи-ма-2 слога, 4 буквы, 4 звука.

з-(з) - согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.

и-(и) - гласный, безударный.

м-(м) - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.

а-(а) - гласный, ударный.

VI. Игра «Определи безударную гласную».

Показываются карточки со словом, а дети показывают карточку с гласной, которую надо писать. Устно подбирают проверочное слово.

Но/аРА Тро/аПА Ле/иСНОЙ
Зве/иРЯТА Ли/еСЯТА Ло/аСЯТА
Во/аЛЧАТА За/оЙЧАТА Ко/аРМУШКА

VII. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается 4 варианта карточек тестов, где в словах надо вставить пропущенные буквы.

В...да Б...льной

Гр...чи Ст...льной

Н...ра Тр...ва

Ст...да Тр...пинка

Хв...лить Д...рить

С...лить Х...дитъ

Д...лекий Ог...ньки

М...сты Стр...шила

М... рской С... довник

Ст...рик Д...машний

По окончании работы проводится взаимопроверка.

VIII. Итог урока.

1. Дети рассказывают о необычности урока, обсуждают настроение во время урока и в конце него. Повторяют название темы, что запомнили из обсуждаемых вопросов.

2.Выставление оценок.

3.Домашнее задание:§8, упр.36,37 с.17



СЛАЙД №3

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.

СЛАЙД №4

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.

СЛАЙД №5

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.


СЛАЙД №6

И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору»

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.

СЛАЙД №7

И.Левитан «Лес зимой»

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.

СЛАЙД №8

«Следы на снегу»

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Технология проблемного обучения.



© 2010-2022