Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( базовый уровень)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №3»



УТВЕРЖДЕНА

приказом от____________№



Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык» ( базовый уровень)

для 7 класса



Составитель

Кротова Н.Н., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории







г. Воскресенск

2015 г

Рабочая программа по русскому языку для 7-х классов разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:


  1. Законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 г;

  2. . Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 - 9 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2008.

3.Учебником для общеобразовательных учреждений «Русский язык 7 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, О.М.Александрова, А.Д.Дейкина - М.: «Просвещение», 2014, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях ;

4.Образовательной программой основного общего образования, согласованной на заседании педагогического совета (от 28.08.2013 года, протокол №1);

5.Федеральным перечнем учебников, рекомендованных ( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;

6. Уставом МОУ «СОШ №3».

Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет следующие цели преподавания курса русского языка в 5-9 классах:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:

  1. Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  2. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

  3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.

  4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

  5. Формировать и развивать умения:

  • адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;

  • создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;

  • создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля ( выступление, статья, интервью;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения - рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская,

Н.М. Шанский).

По сравнению с обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну преподавания курса русского языка в основной школе, а также в седьмом классе: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное изменение содержания образования (расширение тем).

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в основной школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

При изучении той или иной темы одна из компетенций является доминирующей (см. календарно - тематический план), но в реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанным подходом содержание представленной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Так, например, изучение морфологии обеспечивает школьникам овладение формами слов, словосочетаний, предложений, соответствующих нормам литературного языка. Усваивая теоретические сведения по морфологии, ученики практически овладевают языковыми средствами учебно - научной речи, анализируют и создают тексты разных стилей и жанров, совершенствуют все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), различные коммуникативные навыки. Таким образом, устанавливая взаимосвязь между процессами осознания языковой системы и личным опытом использования языка в определенных условиях, ситуациях общения , данная программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в основной школе.

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы: «Повторение пройденного в 5-6 классе» (15 часов)», « Повторение и систематизация изученного в 7 классе» (19 часов). Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Межпредметные связи(музыка,история,изо) в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками учебного материала

Учебно-тематический план рассчитан на 170 часов из расчёта 5 часов в неделю, 34 учебные недели.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 7 классе.

№ по п/п

Тема

Количество часов

Содержание учебного материала

Темы практических работ,развития речи

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1 час

Русский язык как развивающееся явление.

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах.

12 ч.+2 ч.

Синтаксис.Пунктуация.Лексика и фразеология.Фонетика и орфография.Словообразование и орфография.Морфология и орфография.

Р.р.Публицистический стиль,его жанры,языковые особенности.

3.

Причастие.

25 ч.+6 ч.

Свойства прилагательных и глагола у причастий.Действительные и страдательные причастия.Причастный оборот,выделение запятыми причастного оборота.Склонение причастий.Образование причастий.Не с причастиями.Правописание гласных в суффиксах причастий.Одна и две буквы н в суффиксах причастий.

Р.р.Описание внешности человека:структура текста,языковые особенности.Выборочное изложение.Описание внешности по фотографии.

4.

Деепричастие.

10ч.+2 ч.

Глагольные и наречные свойства деепричастия.Синтаксическая роль деепричастий.Деепричастный оборот,знаки препинания при деепричастном обороте.Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.Не с деепричастиями.

Р.р.Рассказ по картине.

5.

Наречие.

28 ч.+6 ч.

Наречие как часть речи.Синтаксическая роль наречий.Степени сравнения наречий.Словообразование наречий.Правописание не с наречиями.Одна и две буквы н в наречиях.Буквы о и е после шипящих в наречиях.Слитное,раздельное и дефисное написание наречий.Буква ь после шипящих на конце наречий.

Р.р.Описание действий как вид текста:структура текста,его языковые особенности.Пересказ исходного текста с описанием действий.

6.

Категория состояния.

4 ч.+2 ч.

Категория состояния как часть речи.Его отличие от наречий.Синтаксическая роль.

Р.р.Выборочное изложение с описанием состояния природы.

7.

Служебные части речи.

1 час

Служебные части речи.Культура речи.

8.

Предлог.

11 ч.+2 ч.

Предлог как часть речи.Синтаксическая роль предлогов.Непроизводные и производные предлоги.Простые и составные предлоги.Слитные и раздельные написания предлогов.Дефис в предлогах.

Р.р.Рассказ на основе прочитанного или увиденного на картине.

9.

Союз.

16 ч.+2 ч.

Союз как часть речи.Синтаксическая роль союзов.Простые и составные союзы.Союзы сочинительные и подчинительные.Текстообразующая роль союзов.Слитное и раздельное написание союзов.

Р.р.Устное рассуждение на дискуссионную тему,его языковые особенности.

10.

Частица.

18 ч.+4 ч.

Частица как служебная часть речи.Синтаксическая роль частиц.Формообразующие и смысловые частицы.Текстообразующая роль частиц.Различение на письме частиц не и ни.Правописание не и ни с различными частями речи.

Р.р.Рассказ по данному сюжету.

11.

Междометие.Звукоподражательные слова.

4 часа

Междометие как часть речи.Синтаксическая роль.Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.Дефис в междометиях.Запятая и восклицательный знак при междометиях.

12.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

12 ч.+2 ч.

Разделы науки о русском языке.Текст.Стили речи.Фонетика.Графика.Лексика и фразеология.Морфемика.Словообразование.Морфология. Орфография. Синтаксис.Пунктуация.

Р.р.Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Итого:

170 часов

142 часа

Р.р.-28 часов



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

  • об особенностях склонения причастий;

  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;

  • краткие страдательные причастия;

  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

  • порядок морфологического разбора причастий;

  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

  • порядок морфологического разбора деепричастий;

  • грамматические признаки наречия как части речи;

  • смысловые группы наречий;

  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

  • правила употребления предлогов с разными падежами;

  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

  • о сочинительных и подчинительных союзах;

  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;

  • формообразующие и смысловые частицы;

  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

  • о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

  • Правописание НЕ с деепричастиями;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;

  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;

  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;

  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

  • Дефис между частями слова в наречиях;

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

  • Раздельное и дефисное написание частиц;

  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения - рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Система оценивания

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Форма промежуточной аттестации

Итоговая работа в форме теста

Методы и формы контроля

  • Комплексный анализ текста

  • Осложненное списывание

  • Тест

  • Составление сложного плана и простого плана к тексту

  • Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)

  • Составление текста определенного стиля и типа речи

  • Сочинение

  • Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста

  • Редактирование текста

  • Работа с деформированным текстом























Критерии оценивания

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса - 100-110 слов, для 7 - 110-120, для 8 - 120-150, для 9 класса - 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса - 15-20, для 6 класса - 20-25, для 7 класса - 25-30, для 8 класса - 30-35, для 9 класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е

д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе - не более 5 слов, в 6-7 классах - не более 7 слов, в 8-9 классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

• в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в случаях трудного различения не и ни;

  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну

3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе - 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).



Учебное и методическое обеспечение по русскому языку.

Богданова Г.А.Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя.М.Просвещение.2007 год.

Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку.5-9 классы.М.Просвещение.2005 год.

Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку.7 класс.М.Просвещение.2010 год.

Баранов М.Т.Русский язык.Учебник.7 класс.М.Просвещение.2009 год.

Михайлова С.Ю.Ключи к орфографии.М.Просвещение.2005 год.

Пименова С.Н.Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома.7 класс.М.Искатель.2004 год.

Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку.7 класс.М.Просвещение.2005 гол

Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык 7 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, О.М.Александрова, А.Д.Дейкина - М.: «Просвещение», 2014

Перечень материально-технического обеспечения

Технические средства обучения

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Колонки (рабочее место учителя).

  • Проектор.

  • Интерактивная доска.

Программные средства

  • Операционная система Windows ХР.

  • Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________/__________________/

«___»________________2015г

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО (РМО)

Протокол № от «___» ______2015г

Руководитель ШМО (РМО)

___________/___________________/



Календарно-тематический план по русскому языку на 2015-2016 учебный год( 7 класс).

№п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1.

1.

Русский язык как развивающееся явление.

01.09-04.09

Повторение пройденного в 5-6 классах(12 ч.+2 ч.)

2.

1.

Повторение.Синтаксис.Синтаксический разбор.

3.

2.

Повторение.Пунктуация.Пунктуационный разбор.

4.

3.

Повторение.Лексика и фразеология.

5.

4.

Повторение.Фонетика и орфография.Фонетический разбор.

6.

5.

Повторение.Орфограммы корня.

07.09-11.09

7.

6.

Повторение.Словообразование и орфография.

8.

7.

Повторение.Морфемный и словообразовательный разбор.

9.

8.

Повторение.Морфология и орфография.

10.

9.

Повторение.Морфологический разбор слова.

11.

10.

Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

14.09-18.09

12.

11.

Повторение.Текст.Стили литературного языка.

13.

12.

Повторение.Орфограммы в окончаниях слов.

14.

13.

Повторение.Написаниеразделительного ъи ь знаков

15.

14.

Повторение.Орфограммы в приставках.


Морфология.Орфография.Культура речи.


Причастие(25 ч.+6 ч.)

16.

1.

Причастие как часть речи.

21.09-25.09

17.

2.

Публицистический стиль.

18.

3.

Склонение причастий.

19.

4.

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

20.

5.

Причастный оборот.

21.

6.

Выделение причастного оборота запятыми.

28.09-02.10

22.

7.

Описание внешности человека.

23.

8.

Действительные и страдательные причастия.

24.

9.

Краткие и полные страдательные причастия.

25.

10.

Действительные причастия настоящего времени.

26.

11.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

05.10-16.10

27.

12.

Действительные причастия прошедшего времени.

28.

13.

Действительные причастия прошедшего времени.

29.

14.

Страдательные причастия настоящего времени.

30

15.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

31.

16.

Страдательные причастия прошедшего времени.

19.10-23.10

32.

17.

Страдательные причастия прошедшего времени.

33.

18.

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

34.

19.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

35.

20.

Одна буква н в отглагольных прилагательных.

36.

21.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

26.10-30.10

37.

22.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

38.

23.

Подготовка к выборочному изложению по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

39.

24.

Написание изложения по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

40.

25.

Морфологический разбор причастия.

41.

26.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

02.11-06.11

42.

27.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

43.

28.

Подготовка к сочинению-описанию внешности.

44.

29.

Написание сочинения-описания внешности на тему «Вы с ним знакомы».

45.

30.

Систематизация и обобщение материала по теме «Причастие».

46.

31.

Контрольный диктант по теме «Причастие».

09.11-13.11

Деепричастие(10 ч.+2 ч.)

47.

1.

Деепричастие как часть речи.

48.

2.

Деепричастный оборот.

49.

3.

Запятые при деепричастном обороте.

50.

4.

Раздельное написание не с деепричастиями.

51.

5.

Деепричастия несовершенного вида.

16.11-27.11

52.

6.

Деепричастия несовершенного вида.

53.

7.

Деепричастия совершенного вида.

54.

8.

Морфологический разбор деепричастия.

55.

9.

Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь»

56.

10.

Написание сочинения по картине С.Григорьева «Вратарь»

30.11-04.12

57.

11.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

58.

12.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»


Наречие(28 ч.+6 ч.)

59.

1.

Наречие как часть речи.

60.

2.

Наречие как часть речи.

61.

3.

Смысловые группы наречии.

07.12-11.12

62.

4.

Смысловые группы наречий.

63.

5.

Устный рассказ о том,как выполняете дома устные задания (с использованием наречий).

64.

6.

Степени сравнения наречий.

65.

7.

Степени сравнения наречий.

66.

8.

Подготовка к сочинению по картине И.Попова «Первый снег»

14.12-18.12

67.

9.

Написание сочинения по картине И.Попова «Первый снег».

68.

10.

Морфологический разбор наречия.

69.

11.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.

70.

12.

Слитное и раздельное еаписание не с наречиями на -о и -е.

71.

13.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.

21.12-25.12

72.

14.

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

73.

15.

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

74.

16.

Устный рассказ по опорным(ключевым)словам.

75.

17.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

76.

18.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

28.12-08.01

77.

19.

Описание действий.Подготовка к сочинению-репортажу.

78.

20.

Написание сочинения-репортажа на тему «Учимся работать»

79.

21.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

80.

22.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

81.

23.

Буквы о и а на конце наречий.

11.01-15.01

82.

24.

Буквы о и а на конце наречий.

83.

25.

Дефис между частями слова в наречиях.

84.

26.

Дефис между частями слова в наречиях.

85.

27.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,образованных от существительных и количественных числительных.

86.

28.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,образованных от существительных и количественных числительных.

18.01-22.01

87.

29.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

88.

30.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

89.

31.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

90.

32.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

91.

33.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

25.01-29.01

92.

34.

Контрольный диктант по теме «Наречие»


Категория состояния(4 ч.+2 ч.)

93.

1.

Категория состояния как часть речи.

94.

2.

Категория состояния как часть речи.

95.

3.

Морфологический разбор категории состояния.

96.

4.

Подготовка к сжатому изложению по тексту «Обыкновенная земля»

01.02-05.02

97.

5.

Написание сжатого изложения по тексту «Обыкновенная земля»

98.

6.

Стстематизация и обобщение изученного по теме «Категория состояния».


Служебные части речи(1 ч.)

99.

1.

Служебные части речи.Культура речи.


Предлог(11 ч.+2 ч.)

100.

1.

Предлог как часть речи.

101.

2.

Устный рассказ научного стиля о значении орфографии.

08.02-12.02

102.

3.

Употребление предлогов.

103.

4.

Употребление предлогов.

104.

5.

Непроизводные и производные предлоги.

105.

6.

Непроизводные и производные предлоги.

106.

7.

Простые и составные предлоги.

15.02-19.02

107.

8.

Простые и составные предлоги.

108.

9.

Морфологический разбор предлога.

109.

10.

Репортаж по заданному началу по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

110.

11.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

111.

12.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

01.03-05.03

113.

13.

Контрольная работа по теме «Предлог».


Союз(16 ч.+2 ч.)

114.

1.

Союз как часть речи.

115.

2.

Союз как часть речи.

116.

3.

Простые и составные союзы.

117.

4.

Простые и составные союзы.

08.03-12.03

118.

5.

Союзы сочинительные и подчинительные.

119.

6.

Союзы сочинительные и подчинительные.

120.

7.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

121.

8.

Сочинительные союзы.

122.

9.

Сочинительные союзы.

15.03-19.03

123.

10.

Подчинительные союзы.

124.

11

Подчинительные союзы.

125.

12.

Морфологический разбор союза.

126.

13.

Подготовка к сочинению на тему «Книга -наш друг и советчик».

127.

14.

Написание сочинения на тему «Книга -наш друг и советчик».

22.03-26.03

128.

15.

Слитное написание союзов также,тоже,чтобы.

129.

16.

Слитное написание союзов также,тоже,чтобы.

130.

17.

Повторение сведений о предлогах и союзах.

131.

18.

Контрольная работа по темам Предлог», «Союз»


Частица(18 ч.+4 ч.)

132.

1.

Частица как часть речи.

29.03-02.04

133.

2.

Частица как часть речи.

134.

3.

Разряды частиц.

135.

4.

Формообразующие частицы.

136.

5.

Смысловые частицы.

137.

6.

Смысловые частицы.

05.04-09.04

138.

7.

Раздельное и дефисное написание частиц.

139.

8.

Раздельное и дефисное написание частиц.

140.

9.

Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень».

141.

10.

Написание сочинения по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень».

142.

11.

Морфологический разбор частицы.

19.04-23.04

143.

12.

Отрицательные частицы не и ни.

144.

13.

Отрицательные частицы не и ни.

145.

14.

Различение частицы не и приставки не-.

146.

15.

Различение частицы не и приставки не-.

147.

16.

Сочинение-рассказ по данному сюжету.

26.04-30.04

148.

17.

Частица ни,приставка ни-,союз ни-ни.

149.

18.

Частица ни,приставка ни-,союз ни-ни.

150.

19.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частица».

151.

20.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частица»

152.

21.

Контрольная работа по теме «Частица».

03.05-07.05

153.

22.

Устное выступление на тему «Моя природа»


Междометие.Звукоподражательные слова(4 ч.)

154.

1.

Междометие как часть речи.

155.

2.

Междометие как часть речи.

156.

3.

Дефис в междометиях.

157.

4.

Знаки препинания при междометиях.

10.05-14.05

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе(12 ч.+2 ч.)

158.

1.

Повторение.Разделы науки о русском языке.

159.

2.

Повторение.Текст.

160.

3.

Повторение.Стили речи.

161.

4.

Повторение.Фонетика.Графика.

162.

5.

Подготовка к сочинению на тему «Удивительное рядом».

17.05-21.05

163.

6.

Написание сочинения на тему «Удивительное рядом».

164.

7.

Повторение.Лексика и фразеология.

165.

8.

Повторение.Морфемика.

166.

9.

Повторение.Словообразование.

167.

10.

Повторение.Морфология.Морфологические признаки частей речи.

24.05-28.05

168.

11.

Повторение. Орфография.

169.

12.

Повторение. Синтаксис. Пунктуация.

170.

13.

Контрольный диктант по пройденному материалу.

Итого

Часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических работ

уроков развития речи

По программе

170

24

7

-

28

выполнено


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________/__________________/

«___»________________2015г

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО (РМО)

Протокол № от «___» ______2015г

Руководитель ШМО (РМО)

___________/___________________/

© 2010-2022