Открытый урок по литературе «Нравственные ценности в рассказе «Телеграмма» К. Г. Паустовского»

Урок внеклассного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма» Задачи: показать возможности человеческой души, её положительные и отрицательные качества. раскрыть понятие «нравственные ценности» и определить их роль в жизни человека формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения воспитывать любовь и ответственность за судьбу близкого человека  Тип урока: урок – беседаОборудование: тексты произведения, цветные карандаши, листы А4 Ход урока:  "1. Организационный момент. О...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»


Тема: Нравственные ценности в рассказе «Телеграмма»

Цель: формирование представлений о нравственных ценностях, гуманизация отношений к матери

Задачи:

- показать возможности человеческой души, её положительные и отрицательные качества.

- раскрыть понятие «нравственные ценности» и определить их роль в жизни человека

- формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения

- воспитывать любовь и ответственность за судьбу близкого человека

Тип урока: урок - беседа

Оборудование: тексты произведения, цветные карандаши, листы А4

Ход урока:

1. Организационный момент. Определение цели и задач урока (учащиеся)

Эпиграф к уроку:

За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью.

Николай Рубцов

2. Первичное восприятие текста.

- Ребята, подумайте и продолжите фразы:

- Мне рассказ понравился, потому что…

-Мне рассказ не понравился, так как…

3. Беседа.

- Ребята, как вы понимаете выражение «нравственные ценности»? Что это такое?


  • Составление кластера «нравственные ценности» (работа в группах). На листах А4 учащиеся составляют кластер.

Открытый урок по литературе «Нравственные ценности в рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовского»


- О каких нравственных ценностях идёт речь в рассказе?

4. Работа по тексту рассказа (обсуждение, анализ ситуаций)

-Кто является главной героиней рассказа? (Настя)

-Что вы можете о ней сказать?

- Зачитайте некоторые элементы портрета героини (учащиеся зачитывают детали портретной характеристики Насти)

- Где живет Настя? А её мать?

- Почему рассказ называется «Телеграмма»?

- Раскроем образ Катерины Петровны

- Как передается образ Катерины Петровны? (автор говорит, что она «доживала свой век», а не жила. Ей не с кем было поговорить о прежней жизни. Она все время сидит на диване и ждет, что придет дочь. Катерина Петровна всё перебирает какие-то бумажки в ридикюле, это те извещения, которые она иногда получала от дочери. Ей нравилось касаться их руками, она, видимо, думала, что прикасается к дочери)

Роль пейзажа.

- Как начинается рассказ? (холодная осень). Какое общее настроение в начале рассказа?

  • Зачитаем эпизод, в котором показана природа

-Для чего автор показывает встречу Катерины Петровны с кленом?

- Какие чувства в душе Катерины Петровны?

- О чем или о ком её мысли? Какое настроение в душе Катерины Петровны?

- Что решила сделать Катерина Петровна после этой встречи? (написать письмо Насте)

Образ Насти. Её работа, жизнь.

-Есть ли описание природы на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде? Почему?( она была чёрствым, недобрым человеком)

-Как описывает автор внешность Насти? (глаза)

-Когда Настя прочитала письмо от матери? (зачитать)

- Действительно ли ей некогда?

-Как проявила себя Настя в организации выставки? Как оценили деятельность Насти художники?

(её хвалят за внимание к человеку, за заботу, за чуткость)

- Но… проявляет ли чуткость, внимание Настя к самому близкому и дорогому человеку - матери?

(чтение эпизода получения телеграммы)

-Как вы оцениваете то, что Настя скомкала телеграмму и нахмурилась? Так нужно было поступить? Имела ли она на это право?

- Разве могут быть такие преграды, которые нельзя было бы отодвинуть ради близкого человека?

-Кто посылает телеграмму Насте? Почему?

-Что проявляет Тихон по отношению к Катерине Петровне? (доброта, чуткость, человечность)

-Почему Тихон решился на обман? Почему он приносит Катерине Петровне «телеграмму» от Насти? (он преподнес настоящий урок нравственности Насте)

- Чей образ в рассказе противопоставлен образу Насти? (образ молодой учительницы)

- Что вы можете о ней сказать?

-Приезжает ли всё-таки Настя к матери?

-Почему она уезжает из деревни «крадучись»? Чего она боится? (она боится людской молвы, людского суда)

5. Составление кластера. Проверка понимания изученного.

- Так о каких же нравственных ценностях мы вели разговор?

- Ребята, а теперь я попрошу вас обратиться к своим кластерам. Возможно, что-то вы захотите добавить или изменить. (Обсуждение кластеров).

6. Рефлексия.

- Давайте подведём итог нашей беседы.

- Скажите, возможно ли жить без тех ценностей, о которых мы сегодня говорили?

- Достойна ли Настя…. называться дочерью? Почему?

- Осуждаете ли вы Настю?

7. Домашнее задание.

Дома вы должны написать небольшую творческую работу «Письмо Насте». В этом письме вы можете осудить Настю, указать на её ошибки или дать совет.

© 2010-2022