- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс в 11 классе Практикум по русскому языку
Элективный курс в 11 классе Практикум по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чубова Н.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОНДАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено»
Протокол № ____
от «___» ______ 2014 г. Руководитель ШМО гуманитарного цикла
Байрас Г.А. _________
«Согласовано»
«___» _______ 2014 г.
Заместитель директора по УР
Зуева Н.Д. ___________
«Утверждаю»
Приказ № ____ от «___» ______ 2014 г.
Директор школы
Строков А.Н. _______
Рабочая программа
по элективному курсу
«Практикум по русскому языку»
в 10-11 классе
Разработана
учителем русского языка и литературы
Чубовой Н.А.
-
учебный год
-
Пояснительная записка.
1.1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
-
Конституция РФ.
-
Федеральный закон РФ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г.
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г.
-
Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
-
Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бондаревская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2014 - 2015 учебный год.
-
Примерная программа основного общего образования по русскому языку.
-
Авторская программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 классов под редакцией С.И. Львовой.
1.2.Структура документа.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
-
Титульный лист рабочей программы.
-
Пояснительную записку.
-
Общая характеристика учебного предмета.
-
Содержание тем учебного курса.
-
Тематическое планирование учебного курса
5.1.Учебно-тематический план.
5.2. Календарно-тематический план.
-
Требования к уровню подготовки учащихся.
1.3.Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
Цели:
-
освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка,
-
подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне,
-
формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.
Главная цель курса - обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
1.4. Количество учебных часов.
Программа рассчитана на 70 часов и адресована учащимся 10 - 11-х классов.
-
Общая характеристика учебного предмета
Элективный курс «Практикум по русскому языку» использован
в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).
Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
-
Содержание программы учебного курса
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
4. Тематическое планирование учебного курса
4.1.Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая
часть
Формы итоговой работы
1
Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ
2
1
1
2
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
1
0,5
0,5
3
Орфоэпические нормы русского языка
1
1
4
Словообразовательные нормы
2
2
5
Лексические нормы
3
3
6
Морфологические нормы и орфография
10
10
7
Синтаксические нормы и пунктуация
15
15
8
Повторение трудных тем орфографии и пунктуации
3
3
9
Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка
10
10
10
Исходный текст (проблемы, авторская позиция)
5
5
11
Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения.
10
0,5
9,5
12
Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)
4
4
Пробный ЕГЭ
13
Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.
Обобщающее повторение
2
2
Мини-сочинение
14
Резервные уроки
2
И т о г о
70
2
66
4.2. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Количество часов
Тема занятия
Вид урока
(форма занятия в соответствии с
заданиями ЕГЭ)
Дата проведения
План
Факт
1
1
Введение. Нормативные и методические документы
по Г(и)А. Особенности ЕГЭ по русскому языку
лекция
2
1
Спецификация, кодификатор и демонстрационная
версия экзаменационной работы.
практикум
3
1
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Словари русского языка.
лекция
практикум
4
2
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
работа с тестами
А1
5-6
2
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
практикум
А2, А11
7
1
Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.
самост.работа
А3
8-9
2
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
работа с тестами
В1
10
1
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.
практикум
А3
11
1
Морфологический анализ слов разных частей речи.
исслед.работа
А10, В2
12
1
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.
самост.работа
А10
13
1
Использование алгоритмов при написании -Н- и -НН- в суффиксах разных частей речи.
практикум
А12
14
1
Правописание корней и приставок.
практикум
А13, А14
15
1
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
исслед.работа
А15
16
1
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме -Н- и -НН-).
тренинг
А16
17
1
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
работа с тестами
А17
18
1
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
исслед.работа
А18
19
1
Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.
самост.работа
20-21
2
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.
тренинг
А5, В3
22
1
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.
практикум
А8
23
1
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.
практикум
А9, В4
24
1
Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)
тренинг
А5
25
1
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
практикум
А5, А19, А20
26
1
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
практикум
А4
27
1
Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» ( А19-А26).
самост.работа
А26
28-29
2
Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)
работа с тестами
А19,А20, А22
В5, В6
30
1
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
работа с тестами
А21
31
1
Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях
практикум
А23, А24
32
1
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
работа с тестами
А25
33-34
2
Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26,
В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)
35
1
Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы)
тренинг
А1-А11
36
1
Повторение трудных тем орфографии
тренинг
А12-А18
37
1
Повторение трудных тем синтаксиса
тренинг
А19-А26
38
1
Микротекст (структура, смысловая и композиции-
оная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.
работа / текст
А6, А7
39
1
Основная и дополнительная информация текста.
Информационная обработка текста.
исслед.работа
А27, А28
40
1
Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).
работа / текст
В7
41
1
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.
практикум.
А29
42-43
2
Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
практикум
А29
44
1
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)
мини-исслед.
В8
45
1
Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония
и др.) Умение находить их в тексте.
мини-исслед.
В8
46
1
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
В8
47
1
Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» (А6, А7, А27-А30, В8).
А6, А7, А27-
30, В8
48
1
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
лекция
практикум
49
1
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.
работа / текст
50
1
Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем
лучших экзаменационных работ прошлых лет.
практикум
К1
51
1
Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.
мини-сочин.
К2
52
1
Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.
мини-сочин.
К3
53
1
Аргументация собственного мнения по проблеме.
Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.
мини-сочин.
К4, К11
54-55
2
Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
исслед.работа
К4
56
1
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы
практикум
К5
57
1
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.
практикум
К6, К12
58-59
2
Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)
сочинение
К1-К12
60
1
Анализ и редактирование своих работ
самост.работа
61-62
2
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.
тренинг
63-66
4
Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ
А, В, С
67
1
Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ
мини-исслед.
К1-К12
68
1
Психологическая подготовка к ЕГЭ - письменная работа с аргументацией уверенности.
психологич. практикум,
мини-сочинение
69-70
2
Резервные уроки
-
Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:
знать:
-
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения;
уметь:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Формы организации образовательного процесса.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью:
-
работа с нормативными документами,
-
с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ,
-
с тестами и текстами,
-
тренинг,
-
практикум,
-
ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,
-
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
-
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ,
-
анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет,
-
тренировочно-диагностические работы,
-
репетиционный ЕГЭ и др.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
-
репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
-
продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).
Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
-
рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.)
-
беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
-
работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
-
анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
-
Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. - М. : Вентана-Граф, 2008.
-
Русский язык: все темы для подготовки к ЕГЭ/ И.Б. Голуб. _ М.: Эксмо, 2011.
-
ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2 (В)/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
-
Обучение сочинениям. 5-8 классы / А.М. Гринина-Земскова. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Русский язык: Тренинг по пунктуации: пособие для школьников и поступающих в вузы / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, М.: Дрофа, 2003.
-
Готовимся к Единому Государственному Экзамену по русскому языку / Авт.-сост. Л.П Прокофьева. - Саратов: Лицей, 2003.
-
Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена по русскому языку (2011 - 2015 гг).
-
ЕГЭ. Русский язык. Материалы для подготовки к экзамену / Щербинина Ю.В./ . - 2009.
-
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
-
Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
-
И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2011. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2011г.
-
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
-
Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
-
Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
Электронные ресурсы.
-
saharina.ru/ege/
-
4ege.ru/
-
fipi.ru/
-
5-ege.ru/
-
ctege.info/