Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Корень слова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:

«Корень слова».

Цель урока: прививать обучающимся навык определять корни слов с учётом их лексического значения; учить составлять ряд родственных слов; развивать аналитическое мышление, умение точной проверки безударных гласных корня путём подбора родственных слов; воспитывать стремление к грамотности.

Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА.

  1. Опрос по домашнему заданию.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Фронтальный опрос.

- Что такое морфемика?

- Какие части слова вы знаете?

- В какой части слова заключено значение родственных слов?

- Чем отличаются формы слова от однокоренных слов?


  1. Выборочный диктант.

- Выпишите однокоренные слова. Обозначьте корень, окончание.

Проплясали по снегам

Снежные метели,

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

- Докажите, что это однокоренные слова, а не формы слов.


  1. Словарная работа.

Снегурки - коньки.


  1. Мотивация учебной деятельности.

- Прослушайте отрывок из стихотворения.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сырым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня!

Это значит:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

(С.Островой)

- О какой части слова в отрывке идет речь? Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

- При изучении какого предмета вы ещё знакомились с корнями?

- О соприкосновении каких двух разделов науки о языке говорится в стихотворении? (Лексикологии и словообразования).

  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Работа над темой урока.

  1. Изучение нового материала по учебнику.

  2. Слово учителя.

- Корень - это общая часть однокоренных (родственных слов) слов, в нем заключено лексическое значение, общее для всех слов. рассмотрим особенности корня как части слова. Корни бывают без чередования согласных и гласных (дом, домик, домишко), а бывают с чередованием (друг, дружок; свет, свеча).

- Вы уже выучили много правил, которые касаются важнейшей части слова - корня. Вспомним их. Как проверить написание букв в корнях?

- В зависимости от значения корня слова могут образовывать разные родственные группы. Поэтому лексикология поможет нам при изучении словообразования. Корни бывают омонимичными.

- Что такое омонимы?

- Возьмём корень ВОД-. Водитель и водный - это не однокоренные слова. Хотя в них корни одинаково произносятся и пишутся, но у них разное значение.

  1. Выполнение тренировочных упражнений.

- Запишите слова, обозначьте в них корень.

1) Держать, поддержать, содержание, содержательный.

2) Белизна, побелка, белый, белеет, белить, забелеть.

3) Смелый, смельчак, смелость, осмелеть.

4) Друг, дружок, друзья, подруги.

- Запишите две группы однокоренных слов, которые содержать омонимичные корни.

1) Водяной, водить, водный, водопад, водитель, подводник, заводить.

2) Мирный, вымирать, миротворец, миролюбивый, замирать, мир.


  1. Выполнение упражнений по учебнику.



  1. Приём «Четвёртое лишнее».


  1. Убежал, бегать, бег, бежевый.

  2. Заседания, сесть, седой, присесть.

  3. Лето, летать, лётчик, прилететь.


  1. Игра «Кто больше».

- Составьте ряды родственных слов. Проверьте безударные гласные корней, подчеркнув проверочные слова и поставив в них ударение.

Зеленеть - …

Преподаватель - …

Явление - …


  1. Рефлексия.

- Продолжите предложения. Сегодня я узнал(а)… Интереснее всего было… Мне это пригодится, чтобы…


  1. Домашнее задание.

Нарисовать дерево на альбомном листе. В его корнях написать корень слова, а на ветках - слова, которые сможете образовать от него.

© 2010-2022