Конспект интегрированного урока по русскому языку и самопознанию: Пословицы и Поговорки - Мир человеческих взаимоотношений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План

урока русского языка и литературы,

интегрированного с предметом «Самопознание»

КГУ ОШ № 117 Дата 16.10.15 Класс5Е Кол-во уч-ся 28 человек

Учитель русского языка Мынышева Меруер Дауткановна

Учитель русской литературы Елисеева Ирина Владимировна

Учитель самопознания Ильина Ирина Викторовна

Тема урока по русскому языку и литературе: «Пословицы и поговорки. Краткость и выразительность русских пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл»

Тема урока по самопознанию: «Мир человеческих взаимоотношений»

Ценность: Ненасилие Качества: понимать ценность другой культуры. память о культурном наследии, терпимость.

Цель урока: углубить понятие учащихся об общечеловеческой ценности Ненасилие через человеческие взаимоотношения, раскрывая смысловую глубину пословиц и поговорок.

Задачи урока:

1. расширить знания учащихся о малых жанрах русского фольклора через ценность другой культуры; показать самобытность народа, которая проявляется в пословицах, поговорках; сравнение русских и казахских пословиц и поговорок;

2. развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи через память культурного наследия;

3. воспитание терпимости, уважительного отношения к наследию разных народов как бесценной сокровищнице прекрасного.

Ресурсы (материалы, источники)

Учебник русского языка, тетрадь, словарь,мультимедиа.

Притча tolerance.ucoz.ru/publ/pritchi/pritcha_o_terpenii/2-1-0-2

Ход урока:

  1. Позитивный настрой: Концентрация на свет.

Повторение опережающего домашнего задания. Блиц-опрос.

№1.Вопросы:

1. Что такое фольклор?

А. Художественная повесть

Б. Устное народное творчество

В. Танец

Г. Творчество одного автора

2. Указать жанр, который не относится к малым фольклорным жанрам

А. Былина

Б. Частушка

В. Пословица

Г. Загадка

3. К каким областям человеческой деятельности применимо понятие «фольклор»?

А. К науке

Б. К спорту

В. К литературе

Г. К театру.

4. К фольклорным жанрам не относятся

А. Былины

Б. Сказки

В. Песни

Г. Рассказы

5. Фольклористы - это…

А. Ученые, которые изучают язык.

Б. Авторы художественных произведений

В. Собиратели и исследователи народных песен, сказок.

Г. Исполнители народных песен.

№2. Рабочая тетрадь, задание 6. Дайте определения следующим терминам:

Фольклор

Фольклористика

Фольклористы

Вопрос:

В каких ситуациях в жизни можно применять пословицы? Пример.

Цитата урока:

« Ненасилие - могущественное и верное оружие.

Это уникальное в истории оружие,

которое побеждает, не нанося ран»

Мартин Лютер Кинг.

Цитату урока прочитывает учитель, затем проговаривают ее все вместе.

Вопросы к цитате:

Как вы понимаете это высказывание?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя. Сегодня мы поговорим о толерантности, об ОЧЦ - Ненасилие.

- Казахи говорят: « Краса лица - глаза, краса уст - слова, краса слов - пословица».

Крылатые слова, пословицы, поговорки. Их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря пословицам наш язык становится разнообразнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

Как пчела капля за каплей наполняет соты медом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство - родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история народа. Пример русских пословиц- «Вот тебе, бабушка и Юрьев день!», его быт - «Щи да каша - пища наша», старинные верования - «Утро вечера мудренее», отношение к жизни - «Волков бояться - в лес не ходить». Поэтому они сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад.(по ходу объяснения нового материала - учитель поясняет значение пословиц).

2. Работа со словарем. Дать определение «пословице» и «поговорке». Из каких частей состоит пословица. Записать определения в тетрадь.

Подведение итога самостоятельной работы учителем:

Пословица состоит из двух частей: 1) описание; 2) поучение. Она похожа на орешек: в ней есть скорлупа и ядрышко. Скорлупа - это событие, описанное в пословице. Например: «Бездонную бочку водой не наполнишь». Событие (скорлупка) здесь простое: бочку, в которой нет дна, нельзя наполнить водой. Ядрышко пословицы - это её мысль. В этой пословице спрятана такая мысль: не надо тратить силы на бессмысленные, невыполнимые дела.

IV. Творческая работа. Применение. Формирование умений и навыков. За каждый правильный ответ команде (ряду присуждается бал, в виде осенних листочков на магните)

1. Задание (по рядам). Попробуйте расколоть орешек: подберите к каждой пословице её ядрышко, мысль.

1Ряд. Терпенье и труд все перетрут

2Рряд Семь раз отмерь - один раз отрежь

3РядЧто посеешь, то и пожнешь.

Каков общий смысл этих пословиц?/ненасилие/

- Поговорка имеет более узкий, конкретный смысл, пословица - шире. Но, в общем-то, они очень близки друг к другу по своей образности, выразительности

2. Задание. Рабочая тетрадь, задание 7. Составьте из слов пословицы или поговорки (можно изменять слова и использовать служебные слова).

1. Перемелется, будет, мука, все

2.Есть, терпенье, хотенье, на

3.Погода, тучу, на, будет, и

4.Удача, лучше, последняя, первой

  • Какое качество человеческих взаимоотношений заключено в смысле пословиц?/терпение/

3. Задание. Рабочая тетрадь, задание 8. Закончите приведенные пословицы, соблюдая рифму.

1. Не везде сила - где уменье, там где ______.

2. И дуги гнут с терпением, а не _________.

3. Колотись, бейся, а все ________.

Слова для справок: вдруг, терпенье, надейся

Отвечаем устно, раскрывая смысл пословиц.

4.Задание. Рабочая тетрадь, задание 9. Подберите русские пословицы, соответствующие по смыслу пословицам других народов. Задание выведено на мультимедиа в разном порядке, выполняется устно.

Придет солнышко и к нашим окошечкам.

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Добра не смыслишь, так худа не делай

Для справок:

Тот, кто умеет ждать, сможет и зайца на арбе догнать.

В мире будешь жить - всегда будешь сыт

Бьют тебя камнем, ты бей хлебом.

Вопросы:

  • Как смысл пословиц помогает наладить нам взаимоотношения друг с другом, лучше понять другого человека, поддержать его в трудную минуту?

  • Поделись случаем из жизни, когда к тебе отнеслись с терпением, пониманием, которого ты не ждал (выслушать 3-4 человека).

Подарок учителя.

Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.

Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.

- Я был уверен, - сказал отец, - что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал: Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.

Вопросы:

  • Почему отец срубил сухое дерево зимой?

  • Чему удивился отец весной?

  • Что отец хотел сказать сыну, давая советы?

  • Расскажите о случае из своей жизни, когда вы с вниманием, терпением и ненасилием отнеслись к животному, птице или растению?

5. Задание. Рабочая тетрадь, задание 10. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Найдите и исправьте ошибки в поговорках. Письменно.

1. Суп не едят таким горячим, каким его дарят.

2. Усердная мышь и соску прогрызет.

3. Кто ест гладкое, должен терпеть и горькое.

4. И высокая нора рухнет, если ее подкапывать каждый день.

5. Всякому овощу твое время.

6. Работай - мыт будешь; терпи - смилуются.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 16-18.

2. Подготовить устный ответ на вопрос 7, стр. 19 учебника.

3. Рабочая тетрадь, выполнить задания 11 и 13 (рассказ по пословице).

4.Выучить 3-5 русских и казахских пословиц и поговорок.

5.Эссе «Хоровод людей Земли»

VI. Заключительный этап урока

  • О какой ОЧЦ мы сегодня говорили на уроке?

  • Придумайте слова о ненасилии, терпении для друга в стиле пословицы. Запишите на стикер.

  • После того как пожелания записаны - учитель объявляет, что подарок нужно сделать самому себе.

  • Все вместе повторяем цитату урока.

Урок заканчивается песней «Радостно жить».

Композитор - А.Хайт, Автор слов - Е.Жигалкина

Примечания

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: урок открытых мыслей, лекция, беседа.

Директор КГУ ОШ № 117 Адильбекова Б.Ж.

Учитель самопознания Ильина И.В.


© 2010-2022