Конспект урока по литературе на теме: И. С. Тургенев. Стихотворение В дороге

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа№1 сельского поселения «Село Троицкое»

Нанайского муниципального района Хабаровского края

Учитель: Коростелёва Наталья Николаевна

Конспект урока литературы .6 класс.

Программа по литературе для 5-11 классов (автор-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)

Тема урока : И.С.Тургенев. Стихотворение «В дороге».

Цель: ученики научатся анализировать лирический текст на разных уровнях.

Задачи:

-сформулировать тему, основную мысль стихотворения;

-выявить особенности миросозерцания поэта;

-сравнить лирическое стихотворение и музыкальное произведение (романс на стихи);

-проанализировать выбор средств выразительности;

-соверщенствовать умение выразительно читать произведение;

-написать синквейн.

Оборудование: аудиозапись.

Актуализация знаний

Учитель Каждое произведение художественной литературы -это мир

Что можно вложить в понятие мир? ( природа, мир человека, мир писателя ,поэта и т.д.)

Продолжите мысль :Стихотворение -это мир (чувств, переживаний, эмоций поэта. лирического героя

Как можно проникнуть в мир поэта? Как мы это делали, изучая лирические произведения?

(анализировали)

Как можно проанализировать стихотворение ? Назовите направления, критерии.

Какие задачи нам предстоит решить на уроке? Сформулируйте вопросы.

Предполагаемые ответы учащихся О чём стихотворение ?Какие средства выразительности использует автор? Смысл названия.

Учитель корректирует задачи

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником, или аудиозапись

Выявление первоначальных читательских впечатлений

-О чём стихотворение?

Работа в парах. Построение диалога.

Фрагменты текста, на которых остановилось внимание при чтении стихотворения

Какие вопросы возникли у меня?

(вариант возможных вопросов учащихся)

Нивы печальные

Почему для героя всё вокруг выглядит печально?

Нехотя вспомнишь

Почему он вспоминает о прежних чувствах «нехотя»?

Вспомнишь и лица давно позабытые

К кому обращается герой в воспоминаниях?

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною

Почему его улыбка «странная»?

- Озвучивание вопросов в группе и классе.

- Составление круга вопросов, на которые необходимо ответить в xoде анализа.

Мотивация

Сделайте в тетради краткое прозаическое изложение стихотворного текста. Что изменилось? Какое произведение вам нравится больше? Почему?

Яркое пятно урока

Я вам расскажу историю одного романса

( вариант учитель или подготовленное сообщение ученика)

Автор слов - И.С.Тургенев, автор музыки - Эраст Аггевич Абаза, морской офицер, который погиб в Крымской войне 1855 года и похоронен на Братском кладбище в Севастополе, на его надгробии выгравирована нотная строка «Утра туманного».

О личности Эраста Аггеевича Абаза и его жизни, к сожалению, известно очень мало.

И. С. Тургенев был частым гостем в доме Абаза. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты Рубинштейн, Венявский, Давыдов.

Однажды в Царском Селе на площади перед дворцом проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Все вокруг покрыл пушистый снег... «Как красиво, как хорошо», - сказал Эраст Абаза. Утро туманное, утро седое - замечательно написал Тургенев». И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды, сменяя друг друга, рождали мелодию. Сначала вполголоса, затем все громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное».

Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое...» на стихи И.С. Тургенева

(автор музыки Э.М. Абаза).

-Почему стихотворение положено на музыку?

-Какие звуки преобладают гласные или согласные ? (много гласных ,их можно пропеть)

-Какие согласные похожи на гласные (н,м,л-сонорные , их тоже можно пропеть ) попробуйте пропеть!

-Если стихотворные строки хочется пропеть, какие чувства появляются? (сопереживание, принимаешь как что-то личное)

-Какое настроение после прослушанного романса? Почему?

Анализ стихотворения

У романса название «Утро туманное» по первой строчке, стихотворение И.С.Тургенева называется «В дороге»

-Может ли у этих названий быть что-то общее? Различия?

Составьте ассоциативный ряд со словом «дорога», « утро»

Дорога - перемены, разлука, одиночество, скитальчество, неизвестность, неустроенность.

Утро - перемены , неизвестность, разлука , утро вечера мудренее, одиночество

Вывод : оба названия отражают тему стихотворения

-О чём стихотворение И.С.Тургенева? (о разлуке)

Можно предложить задание:

Продолжите ряд «Разлука с привычным образом жизни, с любимой, с идеями, с детством, юностью, взглядами на творчество…

- Как название связано с основной мыслью стихотворения?

Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно.

- Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом?

Вчерашний день кажется ему давно прошедшим этапом.

- Прочитайте выразительно первую строфу, найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы.

Настоящее - «былое».

Одиночество -«лица», (круг людей, общество, в котором вращался герой).

- Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому?

Воспоминания вызывают сожаление: «нехотя вспомнишь».

- Прочитайте выразительно вторую строфу. Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы.

Обильные страстные речи - взгляды... робко ловимые.

Первые встречи - последние встречи.

-Подберите синоним к словосочетанию «страстные речи»- бурные споры

-Сколько строк во второй строфе поэт посвящает «страстным речам» (одну), а описанию мимолетных взглядов, встреч?(три) Почему?

В кругу, который он покинул, много и увлеченно говорили, но сам автор рассказывает об этом предельно лаконично. Его память удержала не столько содержание разговоров, сколько взгляды, мимолетные впечатления и переживания отношений («первые встречи, последние встречи»).

- Прочитайте выразительно третью строфу. Найдите эпитет ( «улыбкою странною» Какое значение приобретает эпитет «странной»?

Странная улыбка - слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой

Лексическая работа.

- Каково лексическое значение слова «родное»? В каком значении употреблено слово?

- Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам?

«Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности. Поэт понимает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.

-Найдите повторы в стихотворении.(вспомнишь -5 раз) Попробуйте объяснить, чем они вызваны.

-Какая строчка стихотворения связана с названием?

Вторичное прослушивание романса «Утро туманное, утро седое...» или выразительное чтение стихотворения учащимся.

Рефлексия

-О чём стихотворение И.С.Тургенева? Основная мысль стихотворения?

-Как вы смогли понять тему, сновную мысль лирического стихотворения И.С.Тургенева «В дороге»?

-Напишите синквейн. Тема «Разлука»

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворение наизусть (обязательное для всех учащихся)

Нарисуйте рисунок к стихотворению или подберите иллюстрации, фотографии, репродукции картин художников, созвучных стихотворению (сделать презентацию 2-3 слайда)

( по желанию)

3


© 2010-2022