Урок по теме Буквы З и С на конце приставок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: Буквы -З- и -С- на конце приставок.

Подготовили: Каменная Л.И.- учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № №86

с. Шаблиевка, Литвинова В.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №86

с.Шаблиевка, Савченко Т.Н. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 х.Маяк, Булавина С.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 с.Сандата Сальского района Ростовской области.

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: «открытие» нового знания

Метод: словесный, объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый

Модель обучения: базовая.

Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2011 год.

УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2015 г.

Цели урока:

Обучающие:

  • создавать условия для ознакомления обучающихся с орфограммой Правописание приставок на -з и -с» и осмысленного понимания орфограммы ;

  • развивать умение формулировать определение понятий;

  • учить находить в предложении слова с орфограммой «Приставки на -з и -с» и правильно их писать;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать внимание;

  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать творческие, речевые способности учащихся;

  • формировать логические умения;

  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развивать умение групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;

  • воспитывать экологическую культуру;

  • воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств мотивов, формирование осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций.

Регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов своей деятельности.

Предметные: овладение знаниями правильного написания з-с на конце приставок, единообразного написания приставки с, формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать своё, переработка информации и предъявление её разными способами.

Методы контроля:

Устный

Письменный

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для самостоятельной и разноуровневой работы, тренажёр «Фраза», сигнальные карточки, маркерная доска, учебник «Русский язык» авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, листы самоконтроля

Структура урока:

I. Эмоциональный настрой. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний:

III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Этап открытия нового знания.

V. Физминутка.

VI. Этап закрепления знаний.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

IX.Подведение итогов.

Ход урока:


  1. Оргмомент.(слайд №2)

Эмоциональный настрой. Вход в урок.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Прикройте глазки и мысленно скажите себе: "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе". Откройте глаза. Я рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное. Я желаю вам успеха!

- Не забывайте отмечать свои достижения в листах самооценки.

  1. Актуализация опорных знаний. Цель: актуализировать знания детей по теме «Приставка»

1.Фронтальный опрос.

Учитель:

- На предыдущем уроке с какой орфограммой мы познакомились? («Правописание гласных и согласных в приставках»).

- Напомните, как звучит это правило. (Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения.)

- Приведите примеры слов с такими приставками.

2. Цифровой диктант.

  • Чтобы проверить ваши знания, мы проведём цифровой диктант.

  • Откройте свои тетради и запишите «Четвёртое февраля. Классная работа».

1 ученик работает на компьютере с тренажёром «Фраза» (по теме «Правописание гласных и согласных в приставках»).

  • Начертите шкалу в 12 делений.

(Notebook слайд №4)

З…клеить, по…бежать, на…пись, пр…дедушка, о…давать, пре…принять, д…делывать, н…всегда, пр…пустить, …делать, по…солнечник, з…крепление

(Правильный ответ на доске: а д д а т д о а о с д а ) ( под шторкой)

Взаимоконтроль и самооценка

Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

  1. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Погружение в проблему. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

(Notebook слайд №3)

Учитель:

- Взгляните на экран. На экране фраза с пропущенным словом:

«____ - ложь, да в ней намёк…».

  • Какое слово пропущено в предложении? (Сказка).

  • Давайте запишем это слово к себе в тетрадь, а рядом запишите его в транскрипции. [скаска]. (1 уч-ся на доске)

  • Пример какого процесса мы наблюдаем в этом слове? (Оглушение).

  • Каким образом это происходит и почему? (Звонкий согласный звук заменяется глухим, потому что стоит перед глухим согласным звуком).

  • Ещё когда происходит оглушение?(на конце слова)

  • Все ли звонкие согласные подвергаются оглушению? (Нет, только те, которые имеют пару по глухости-звонкости).

  • Назовите эти согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

  • Кто вспомнит непарные звонкие и глухие?

  • Кому принадлежат слова «Сказка - ложь, да в ней намёк…»?

  • Кого мы называем «солнцем» русской литературы? (А. С. Пушкин)(открываем анимацию «солнце»- появляется портрет поэта)

  • Какие сказки Пушкина вы читали или, может быть, слышали о них?

  • Вспомните, какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, о животных, волшебные).

  • Сегодня я познакомлю вас с новым для вас видом сказки, лингвистической сказкой. Лингвистическая сказка отличается от других тем, что в ней главными героями выступают не волшебники, маги и чародеи, а лингвистические понятия. Вот с этими героями вы сейчас и познакомитесь.

  • Прослушайте и посмотрите сказку внимательно, чтобы ответить на вопросы и определить тему нашего урока.

(Notebook слайд №5) (Включается запись лингвистической сказки)

Учитель:

  • Кто главные герои сказки?

  • С кем не справилась Орфоэпия?

  • Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание З и С на конце приставок) Запишите тему урока в свои тетради. (Notebook слайд №6)

  • Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока. (Цели: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и -с; научиться определять условия выбора букв -з, -с на конце приставок; научиться правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания приставки). (Открывается шторка, и учащиеся уточняют цели урока.)

  • А также сегодня вам предстоит работать над развитием своей речи, памяти и внимания.

IV. Этап открытия нового знания.

1.Наблюдение.

Учитель:

  • Ребята, давайте понаблюдаем за поведением приставок, оканчивающихся на -з и -с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность». Взгляните на экран.

(Notebook слайд №7)

безбрежный - бескрайний

разговор - расписание

известить - исполнить

вздыхать - вспомнить

возместить - восход

низвергать - ниспадать

  • От каких условий зависит написание -з, -с в приставках?

  • Обратите внимание, перед какой согласной стоят буквы З и С?

  • Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на -з и -с? (Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)(Запись в тетрадь 2-3пар слов с графическим обозначением орфограммы.)

  • Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице 174 (30). Прочитайте вслух правило. Правильно вы сформулировали правило о правописания приставок на -з и -с? (Notebook слайд №8)

2.Прослушивание песни из «Радионяни». (Notebook слайд №9)

  • Давайте послушаем песню из программы «Радионяня», которая поможет вам запомнить приставки с новой орфограммой и правило, которое вы прочитали.

3.Составление алгоритма. (Notebook слайд №11) - работа в парах

  • Чтобы приставки не путали нас также как Орфоэпию, давайте составим алгоритм действий при написании слов с приставками на -з и -с.

  • Посмотрите на доску, вопросы алгоритма уже записаны. Подумав, расположите их на интерактивной доске в правильной последовательности, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу. (У учащихся на партах есть листы с вопросами алгоритма)

(1 учащийся выполняет задание у доски)- ПРОВЕРКА: (Notebook слайд №12)

Самопроверка. Оцените работу своей пары и товарищей, аргументируйте своё мнение.

4.Словарная работа. (Notebook слайд №13)

  • Давайте обратим внимание на слова, которые необходимо запомнить и не путать их написание с условием выбора данной орфограммы. Запишите их в словарик в раздел «Пиши правильно!»

5.Физминутка для глаз. (Notebook слайд №10 и включаем презентацию)

  • Прежде чем мы продолжим работу, поможем нашим глазам. Давайте сделаем для них зарядку. Посмотрите на доску. Следите глазами за движением фигур на экране.

V. Этап закрепления знаний. ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания.

1.Картинный диктант. (Notebook слайды №14-15) (Запись на доске и в тетради)

  • Запишите «зашифрованные» картинкой слова, обозначьте орфограмму.

РАСЧЁСКА ВОСХОД ВОЗРАСТ РАЗГОВОР

2.Дифференцированное задание. (Notebook слайд №16)- работа в группах

Группа А. Составьте памятку для отдыхающих в лесу, используя слова с приставкой, оканчивающейся на -з, -с. Обозначьте графически орфограмму. (Можно использовать слова для справок: ра…чистить, и…бежать, во…горание, бе…ветреный, ра…жигать, ра…водить, ра…брасывать)

Группа Б. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на -з, -с. Обозначьте графически орфограмму. Добавьте 2-3 слова с данной орфограммой по теме текста.

Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли - лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!

Группа В. Спишите слова, найдите в них приставки, оканчивающиеся на -з, -с. Обозначьте графически орфограмму. Составьте с одним из слов предложение.

Неисчерпаемый, возгордиться, бескрайний.

(Комментированная проверка.)

3. «Кто больше?» Тренировочное упражнение. (Notebook слайды №17-18)

  • Придумайте за 1,5 мин. как можно больше слов с приставками БЕЗ- и БЕС-

(Устная проверка записанных слов. Показ на экране возможных вариантов.)

VI. Домашнее задание. (Notebook слайд №19)

  • Я предлагаю вам на выбор два варианта домашнего задания. Вы должны выбрать только один вариант.

  1. Разгадать кроссворд по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».

  2. Выполнить упражнение 427 (составить 4-5 предложений на тему «Урок русского языка», используя данные словосочетания).

VII. Рефлексия. ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка.

  • Мне очень хочется узнать, достигли ли мы поставленных перед собой целей?

  • Что вы нового на уроке узнали?

  • Чему научились? (Вновь открывается Notebook слайд №6)

  • Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет работа с перфокартой

(для самооценки). (Notebook слайд №20)

Задание: вставьте пропущенные буквы.

1. бе…болезненный

ра…жимать

2. в…дыхать

в…крикнуть

3. бе…жалостный

бе…граничный

4. бе…цельный

во…вышенность

5. ра…писание

ра…валиться

6. ра…дарить

во…награждение


  • Если всё выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв З, получится цифра 5

(Проверка проводится путём открытия шторки)

Учитель:

  • НЕ огорчайтесь, если сегодня «пятёрки не получилось. Надеюсь, что вы сможете её себе поставить на следующем уроке. Занесите отметки в листы самооценки.

  • Ну а чтобы определить ваше настроение в конце урока, обратимся к «Светофору настроения». (Notebook слайд №21)

  • Что обозначают цвета светофора?

А у нас на уроке:

ЗЕЛЁНЫЙ - я понял материал урока.

ЖЁЛТЫЙ - у меня остались вопросы.

КРАСНЫЙ - я бы ещё хотел проработать эту тему.

(Ребята поднимают кружок сигнальной карточки соответствующего цвета. Несколько учеников аргументируют свои поднятые карточки.)

VIII.Подведение итогов. (Notebook слайд №22)

Обратитесь к листам самооценки. Сделайте выводы.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.



СОСТАВЬ АЛГОРИТМ

Урок по теме Буквы З и С на конце приставок







7


© 2010-2022