- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Буквы З и С на конце приставок
Урок по теме Буквы З и С на конце приставок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Булавина С.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Буквы -З- и -С- на конце приставок.
Подготовили: Каменная Л.И.- учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № №86
с. Шаблиевка, Литвинова В.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №86
с.Шаблиевка, Савченко Т.Н. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 х.Маяк, Булавина С.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 с.Сандата Сальского района Ростовской области.
Форма урока: урок-исследование.
Тип урока: «открытие» нового знания
Метод: словесный, объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый
Модель обучения: базовая.
Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2011 год.
УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2015 г.
Цели урока:
Обучающие:
-
создавать условия для ознакомления обучающихся с орфограммой Правописание приставок на -з и -с» и осмысленного понимания орфограммы ;
-
развивать умение формулировать определение понятий;
-
учить находить в предложении слова с орфограммой «Приставки на -з и -с» и правильно их писать;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
-
осуществлять системно-деятельностный подход;
-
развивать критическое мышление;
-
развивать внимание;
-
формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):
-
развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развивать творческие, речевые способности учащихся;
-
формировать логические умения;
-
развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развивать умение групповой и парной работы.
Воспитательные:
-
создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;
-
воспитывать экологическую культуру;
-
воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств мотивов, формирование осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия.
Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций.
Регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов своей деятельности.
Предметные: овладение знаниями правильного написания з-с на конце приставок, единообразного написания приставки с, формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать своё, переработка информации и предъявление её разными способами.
Методы контроля:
Устный
Письменный
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для самостоятельной и разноуровневой работы, тренажёр «Фраза», сигнальные карточки, маркерная доска, учебник «Русский язык» авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, листы самоконтроля
Структура урока:
I. Эмоциональный настрой. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний:
III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Этап открытия нового знания.
V. Физминутка.
VI. Этап закрепления знаний.
VII. Домашнее задание.
VIII. Рефлексия.
IX.Подведение итогов.
Ход урока:
-
Оргмомент.(слайд №2)
Эмоциональный настрой. Вход в урок.
Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Прикройте глазки и мысленно скажите себе: "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе". Откройте глаза. Я рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное. Я желаю вам успеха!
- Не забывайте отмечать свои достижения в листах самооценки.
-
Актуализация опорных знаний. Цель: актуализировать знания детей по теме «Приставка»
1.Фронтальный опрос.
Учитель:
- На предыдущем уроке с какой орфограммой мы познакомились? («Правописание гласных и согласных в приставках»).
- Напомните, как звучит это правило. (Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения.)
- Приведите примеры слов с такими приставками.
2. Цифровой диктант.
-
Чтобы проверить ваши знания, мы проведём цифровой диктант.
-
Откройте свои тетради и запишите «Четвёртое февраля. Классная работа».
1 ученик работает на компьютере с тренажёром «Фраза» (по теме «Правописание гласных и согласных в приставках»).
-
Начертите шкалу в 12 делений.
(Notebook слайд №4)
З…клеить, по…бежать, на…пись, пр…дедушка, о…давать, пре…принять, д…делывать, н…всегда, пр…пустить, …делать, по…солнечник, з…крепление
(Правильный ответ на доске: а д д а т д о а о с д а ) ( под шторкой)
Взаимоконтроль и самооценка
Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
-
Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Погружение в проблему. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
(Notebook слайд №3)
Учитель:
- Взгляните на экран. На экране фраза с пропущенным словом:
«____ - ложь, да в ней намёк…».
-
Какое слово пропущено в предложении? (Сказка).
-
Давайте запишем это слово к себе в тетрадь, а рядом запишите его в транскрипции. [скаска]. (1 уч-ся на доске)
-
Пример какого процесса мы наблюдаем в этом слове? (Оглушение).
-
Каким образом это происходит и почему? (Звонкий согласный звук заменяется глухим, потому что стоит перед глухим согласным звуком).
-
Ещё когда происходит оглушение?(на конце слова)
-
Все ли звонкие согласные подвергаются оглушению? (Нет, только те, которые имеют пару по глухости-звонкости).
-
Назовите эти согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
-
Кто вспомнит непарные звонкие и глухие?
-
Кому принадлежат слова «Сказка - ложь, да в ней намёк…»?
-
Кого мы называем «солнцем» русской литературы? (А. С. Пушкин)(открываем анимацию «солнце»- появляется портрет поэта)
-
Какие сказки Пушкина вы читали или, может быть, слышали о них?
-
Вспомните, какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, о животных, волшебные).
-
Сегодня я познакомлю вас с новым для вас видом сказки, лингвистической сказкой. Лингвистическая сказка отличается от других тем, что в ней главными героями выступают не волшебники, маги и чародеи, а лингвистические понятия. Вот с этими героями вы сейчас и познакомитесь.
-
Прослушайте и посмотрите сказку внимательно, чтобы ответить на вопросы и определить тему нашего урока.
(Notebook слайд №5) (Включается запись лингвистической сказки)
Учитель:
-
Кто главные герои сказки?
-
С кем не справилась Орфоэпия?
-
Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание З и С на конце приставок) Запишите тему урока в свои тетради. (Notebook слайд №6)
-
Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока. (Цели: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и -с; научиться определять условия выбора букв -з, -с на конце приставок; научиться правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания приставки). (Открывается шторка, и учащиеся уточняют цели урока.)
-
А также сегодня вам предстоит работать над развитием своей речи, памяти и внимания.
IV. Этап открытия нового знания.
1.Наблюдение.
Учитель:
-
Ребята, давайте понаблюдаем за поведением приставок, оканчивающихся на -з и -с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность». Взгляните на экран.
(Notebook слайд №7)
безбрежный - бескрайний
разговор - расписание
известить - исполнить
вздыхать - вспомнить
возместить - восход
низвергать - ниспадать
-
От каких условий зависит написание -з, -с в приставках?
-
Обратите внимание, перед какой согласной стоят буквы З и С?
-
Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на -з и -с? (Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)(Запись в тетрадь 2-3пар слов с графическим обозначением орфограммы.)
-
Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице 174 (30). Прочитайте вслух правило. Правильно вы сформулировали правило о правописания приставок на -з и -с? (Notebook слайд №8)
2.Прослушивание песни из «Радионяни». (Notebook слайд №9)
-
Давайте послушаем песню из программы «Радионяня», которая поможет вам запомнить приставки с новой орфограммой и правило, которое вы прочитали.
3.Составление алгоритма. (Notebook слайд №11) - работа в парах
-
Чтобы приставки не путали нас также как Орфоэпию, давайте составим алгоритм действий при написании слов с приставками на -з и -с.
-
Посмотрите на доску, вопросы алгоритма уже записаны. Подумав, расположите их на интерактивной доске в правильной последовательности, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?
При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу. (У учащихся на партах есть листы с вопросами алгоритма)
(1 учащийся выполняет задание у доски)- ПРОВЕРКА: (Notebook слайд №12)
Самопроверка. Оцените работу своей пары и товарищей, аргументируйте своё мнение.
4.Словарная работа. (Notebook слайд №13)
-
Давайте обратим внимание на слова, которые необходимо запомнить и не путать их написание с условием выбора данной орфограммы. Запишите их в словарик в раздел «Пиши правильно!»
5.Физминутка для глаз. (Notebook слайд №10 и включаем презентацию)
-
Прежде чем мы продолжим работу, поможем нашим глазам. Давайте сделаем для них зарядку. Посмотрите на доску. Следите глазами за движением фигур на экране.
V. Этап закрепления знаний. ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания.
1.Картинный диктант. (Notebook слайды №14-15) (Запись на доске и в тетради)
-
Запишите «зашифрованные» картинкой слова, обозначьте орфограмму.
РАСЧЁСКА ВОСХОД ВОЗРАСТ РАЗГОВОР
2.Дифференцированное задание. (Notebook слайд №16)- работа в группах
Группа А. Составьте памятку для отдыхающих в лесу, используя слова с приставкой, оканчивающейся на -з, -с. Обозначьте графически орфограмму. (Можно использовать слова для справок: ра…чистить, и…бежать, во…горание, бе…ветреный, ра…жигать, ра…водить, ра…брасывать)
Группа Б. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на -з, -с. Обозначьте графически орфограмму. Добавьте 2-3 слова с данной орфограммой по теме текста.
Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли - лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!
Группа В. Спишите слова, найдите в них приставки, оканчивающиеся на -з, -с. Обозначьте графически орфограмму. Составьте с одним из слов предложение.
Неисчерпаемый, возгордиться, бескрайний.
(Комментированная проверка.)
3. «Кто больше?» Тренировочное упражнение. (Notebook слайды №17-18)
-
Придумайте за 1,5 мин. как можно больше слов с приставками БЕЗ- и БЕС-
(Устная проверка записанных слов. Показ на экране возможных вариантов.)
VI. Домашнее задание. (Notebook слайд №19)
-
Я предлагаю вам на выбор два варианта домашнего задания. Вы должны выбрать только один вариант.
-
Разгадать кроссворд по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».
-
Выполнить упражнение 427 (составить 4-5 предложений на тему «Урок русского языка», используя данные словосочетания).
VII. Рефлексия. ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка.
-
Мне очень хочется узнать, достигли ли мы поставленных перед собой целей?
-
Что вы нового на уроке узнали?
-
Чему научились? (Вновь открывается Notebook слайд №6)
-
Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет работа с перфокартой
(для самооценки). (Notebook слайд №20)
Задание: вставьте пропущенные буквы.
1. бе…болезненный
ра…жимать
2. в…дыхать
в…крикнуть
3. бе…жалостный
бе…граничный
4. бе…цельный
во…вышенность
5. ра…писание
ра…валиться
6. ра…дарить
во…награждение
-
Если всё выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв З, получится цифра 5
(Проверка проводится путём открытия шторки)
Учитель:
-
НЕ огорчайтесь, если сегодня «пятёрки не получилось. Надеюсь, что вы сможете её себе поставить на следующем уроке. Занесите отметки в листы самооценки.
-
Ну а чтобы определить ваше настроение в конце урока, обратимся к «Светофору настроения». (Notebook слайд №21)
-
Что обозначают цвета светофора?
А у нас на уроке:
ЗЕЛЁНЫЙ - я понял материал урока.
ЖЁЛТЫЙ - у меня остались вопросы.
КРАСНЫЙ - я бы ещё хотел проработать эту тему.
(Ребята поднимают кружок сигнальной карточки соответствующего цвета. Несколько учеников аргументируют свои поднятые карточки.)
VIII.Подведение итогов. (Notebook слайд №22)
Обратитесь к листам самооценки. Сделайте выводы.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
СОСТАВЬ АЛГОРИТМ
7