Урок по культуре речи «Учимся благодарить»

Урок по культуре речевого общения «Учимся благодарить» был проведён в 6 классе и представлен на школьном фестивале открытых уроков.Данный урок был направлен на формирование языковых и речевых умений учащихся,обогащение словарного запаса, совершенствование  речевой деятельности школьников.Урок предполагал групповую и индивидуальную формы работы.В ходе урока ребята познакомились с речевыми формулировками и со структурой ситуации благодарности. Выяснили, что слова благодарности являются показателем...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по культуре речевого общения

«Учимся благодарить»

Цели: 1. Знакомство учащихся с речевыми формулами, со структурой ситуации благодарности.

2. Формирование языковых и речевых умений, обогащение словарного запаса учащихся.

3. Совершенствование речевой деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя:

− Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.

Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова здравствуй, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор -

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо -

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо - одно из распространённых в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно в ситуации благодарности.

Объявление темы и целей урока.

− Итак, тема нашего урока: «Учимся благодарить». А каково лексическое значение слова благодарность?

− Спасибо. А какое толкование дано в словаре С.И.Ожегова?

Чтение словарной статьи.

Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. (запись в тетради.)

− А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их. (спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признательна.)

− Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Как вы считаете, ребята? Я тоже думаю, что это очень мало. Но, может быть, пополнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки? Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста, ребята, вам слово.

Учащиеся знакомят класс с результатами наблюдений.

Группа №1 Употребление слов благодарности в общественном транспорте.

Группа №2 Употребление слов благодарности в школьной столовой.

Группа №3 Употребление слов благодарности в общественных местах.

Формирование новых знаний, умений и навыков.

  1. Знакомство с речевыми формулами.

− Исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них мы выписали. Вот послушайте.

Спасибо.

Благодарю Вас.

Я вам очень признательна.

Я вам многим обязан.

У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…

Как я вам благодарен!

Моя благодарность не знает границ.

Я хочу поблагодарить вас.

Вы очень любезны.

Я тронута вашим вниманием.

Это очень мило с вашей стороны.

Вы меня так выручили!

Смотрите, какое богатство! Им мы постепенно будем овладевать. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.


  1. Знакомство со структурой ситуации благодарности.

− Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности. Например, такую.

− Оля, дай мне на минуточку учебник.

− Возьмите, пожалуйста.

− Большое спасибо, Оленька.

− Что Вы, не за что.

− Была ситуация благодарности? Из каких же компонентов она состоит? Во-первых, участники. Их два: Оля - человек, которого благодарят, я - человек, который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за учебник. Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента:


  1. Человек, которого благодарят.

  2. Человек, который благодарит.

  3. Услуга.

3.Упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев.

Практическое занятие.

Цель - учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.

Задача №1. Вы едете в автобусе и попросили соседа передать деньги водителю за проезд. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный.

− Благодарю.

− Моя благодарность не знает границ.

( первый вариант, т.к. вторую формулу используют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет.)

- Совершенно верно, выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, её значимость.

Задача №2. Вашей маме удачно сделали очень сложную ситуацию. Как вы поблагодарите врача?

− Спасибо, доктор.

− Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность!

(Второе выражение, т.к слово спасибо при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень благодарности.)

Не должны мы забывать и об участниках ситуаций общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова:

− Я вам чрезвычайно признательна.

− Примите мою благодарность

− Вы очень внимательны.

− Ваша любезность меня ко многому обязывает.

(Данные выражения используют люди старшего поколения)

− Почему? С помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого приходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом.

Послушайте ряд диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников, их возраст. (Диалоги проигрываются учащимися. Презентация)

−А сейчас попытайтесь, используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациям.

1. Ученик 5 класса благодарит своего товарища за то, что он принёс ему почитать интересный журнал.

2. Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.

3. Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.

Итоги урока:

- Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо - значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове благодарность два корня. Благодарить - значит дарить людям благо, дарить людям добро.

Приложение.

  1. Я принёс тебе книгу.

- Спасибо, Петя!

- Не стоит, за что же!



  1. - Верочка, как я тебе благодарна за то, что ты помогла Андрюше исправить двойку!

- Ну что вы, Алла Васильевна, не надо благодарить меня. Андрюша сам очень старался.



  1. - Дорогой Семён Осипович! Разрешите поздравить Вас с днём рождения!

- Благодарю вас, друзья мои, я очень тронут…



  1. - Ольга Петровна, у меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас за вашу заботу и внимание, которыми вы меня окружали.

- Что вы, Елена Борисовна, мне было так приятно! Вам спасибо, что вы приняли приглашение. Приезжайте ещё.

- Большое спасибо.

Спасибо.

Благодарю вас.

Я вам очень признателен.

Я вам многим обязана.

У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…

Как я вам благодарен!

Моя благодарность не знает границ.

Я хочу поблагодарить вас.

Вы очень любезны.

Я тронута вашим вниманием.

Это очень мило с вашей стороны.

Вы меня так выручили.



© 2010-2022