Программа литературного кружка Пространство, звезды и полет

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Программа

литературного кружка - творческой мастерской

«Пространство, звёзды и полёт»









Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Лебедева И.Н.












2014г.


Пояснительная записка


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

В «Объяснительной записке» к ныне действующей программе по литературе цель школьного литературного образования обозначена как «становление духовного мира человека». Задача довольно трудная, учитывая и то, что с каждым годом учебных на изучение данной дисциплины уменьшается, а требования к качеству образования растут. Решения этой проблемы могут быть разные. Одно из них - внеклассная работа через организацию работы литературного кружка для учащихся 9- 11-х классов.

Настоящая программа литературного кружка для 9 - 11-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (2004) с учётом интересов учащихся по результатам анкетирования.

Внеклассная работа по дополнительному литературному образованию предполагает не только изучение литературных произведений в рамках классных занятий по обязательной программе, но и расширение кругозора детей, ориентирование их в сегодняшнем мире книг, далеко не однозначных по качеству и духовному потенциалу. Вот почему работа по данной программе в настоящий момент является актуальной и востребованной учениками.

Цель программы:

Создание необходимых условий для литературно-эстетического развития учащихся, для их творческой самореализации.

Задачи программы:


  • Воспитательная: формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности.


  • Образовательная: формирование умений творческого осмысленного чтения, читательской самостоятельности, формирование речевых умений и навыков.



  • Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся к изучению литературы.

Результаты обучения:

Предполагается, что в результате изучения программного материала кружка учащиеся должны:

знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и особенности творчества авторов изученных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • осмысленно читать тексты художественных произведений;

  • выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;

  • уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Система творческих заданий

Система творческих заданий представлена следующими видами работ:

  • сочинения разных типов (характеристика литературного героя; сопоставление эпизодов; отзыв о прочитанной книге);

  • сочинение собственных литературных произведений (сказок, басен; сценариев; рассказов, стихотворений, баллад);

  • инсценирование понравившихся эпизодов;

  • создание иллюстраций к понравившемуся произведению.

Виды контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся

Основными видами контроля и проверки знаний учащихся являются:


  • фронтальный опрос-беседа;

  • тестовая работа;

  • система творческих заданий

Все эти виды и формы деятельности на занятиях кружка позволяют развивать у учащихся самостоятельность, творческую активность и прививать интерес к предмету.



Тематический план занятий

литературного кружка - творческой мастерской

«Пространство, звёзды и полёт»

п\п

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Образовательный продукт

1

Анализ поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения.

2

Лекция. Практикум.

Алгоритм анализа поэтического текста

2

Поэзия как выразительница «говора стихий».

2

Беседа. Практикум

Таблица «Звукопись и цветопись в поэзии»

3

«Там, где было белое здание…» Мастерская творческого письма.

2

Практикум

Творческая работа

4

Конкурс чтецов.

2

Практикум

Навык выразительного чтения

5

Литературная гостиная.

2

Беседа, практикум

Творческая работа

6

Открытое заседание литературного кружка, посвященное творчеству писателей 20 века.

2

Беседа, практикум

Презентация проектов

7

«А Вы могли бы?» ( По творчеству В.В. Маяковского).

2

Беседа. Практикум

Творческая работа

8

Фантазия автора как сущность поэтического творчества.

2

Беседа

Творческая работа

9

Стихи и песни военных лет.

2

Семинар

Творческая работа

10

Стихи и песни военных лет

2

Семинар

Творческая работа

11

«А душу ль можно рассказать?» Проба пера.

2

Практикум

Творческая работа

12

Добро и зло через призму литературы

2

Практикум

Творческая работа

13

Читательская конференция «В мире книг» (по запросу учащихся)

2

Конференция

Отзыв на книгу.

14

Проблема исторической памяти в литературе. Великая Отечественная война.

2

Конференция

Творческая работа

15

Конкурс чтецов. Мое любимое стихотворение.

2

Конкурс

Навык выразительного чтения.

16

Народные праздники.

6

Открытое заседание

Презентация работ



Литература


1. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс.- СПб.: «Паритет», 2004.

2. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы.-м.: Дрофа, 2002

3. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе // Русский язык в школе.2001 №2

4. Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе.1998. №1

5. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта.-СПб.:СПбГУПМ.2002

6. Фураева Л.Д. Рождение слова в мастерской письма.- В кн.: Педагогические мастерские по литературе. СПб., 2000.

© 2010-2022