Игры-упражнения на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры-упражнения на уроках русского языка

Грамматические игры-упражнения следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку. Упражнения выполняются в форме игры, соревнования между детьми. Перед ними ставится задача: показать в ходе выполнения упражнения свои знания, навыки, умения. Учитель выступает в роли руководителя и судьи.

Игры-упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Дети получают задания, часто довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков, - и здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности. При выполнении игры-упражнения ученики обычно бывают все захвачены работой, и причем с увлечением его выполняют. Такие игры-упражнения помогают сделать трудную работу по усвоению родного языка более интересной и эффективной.

«Уважай последнего»

Игра предполагает соревнование трех команд учащихся. Содержанием работы являются: запись слов под диктовку учителя (словарный диктант); запись примеров на правило самими учащимися (самодиктант). К доске одновременно выходит три ученика с первых парт (по одному от каждой команды) и под диктовку учителя пишут одно-два слова или словосочетания. Если слова (словосочетания) у них написаны правильно, то дальше уже пишут ученики со вторых парт, вызванные учителем, затем с третьих парт и т.д. Если же кто-нибудь допускает ошибку, то следующим выходит к доске его сосед по той же парте, а, следовательно, движение этого ряда вперед замедляется. Выигрывает команда, которая первая прошла от первой до последней парты, т.е. сделала меньше ошибок. Игра привлечет учителя возможностью опросить за короткое время большое количество учащихся, своей динамичностью.


«Узнай свое слово»

Игра проводится в тех случаях, когда нужно научить различать три склонения существительных, три рода существительных, три времени глагола, три лица, одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные и т.п. Класс делится на три команды (если нужно различать три категории слов). Соответственно этому на три колонки делится доска. Каждая колонка озаглавливается. К доске одновременно выходят три ученика (по одному от каждой команды). Учитель называет три слова, и каждый ученик должен правильно записать свое слово. Остальные ученики записывают слова в свои тетради. Ошибки сразу исправляются и объясняются. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.


«Найди свою пару»

Игра проводится с целью закрепления и построения орфографических правил по какой-либо теме. Класс делится на две команды. На доске столбиком написаны слова с разными орфограммами, на столе лежат карточки со словами на те же правила. Ученики по очереди от каждой команды подходят к столу учителя, берут карточку, на которой написано слово на определенное правило, и, подумав, записывают его против того слова на доске, которое соответствует этому же правилу, вставляя пропущенные буквы в том и другом слове. Учитель наблюдает за ходом игры и ведет учет ошибок. Побеждает команда, меньше сделавшая ошибок.

Игра развивает аналитические способности, умение сопоставлять внешние сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.


«Кто лучше знает правила?»

Игра позволяет оживить орфографический разбор какой-либо темы. Соревнуются две команды. На доске в две колонки написаны слова на различные правила. Слова одной колонки объясняет первая команда, слова другой - вторая. К доске попеременно выходят те и другие учащиеся в том порядке, в котором сидят. Если ученик не смог подчеркнуть орфограмму и сказать правило, то это делает кто-нибудь другой из второй команды и переписывает слова с свою колонку. Победитель устанавливается простым подсчетом очков, которые записываются в колонках обеих команд во время игры.


«Пустое место»

Игра развивает орфографическую зоркость и экономит время на объяснение правописания слов. Учитель диктует слова то с одной, то с другой орфограммой. Обучающимся предлагается записывать лишь слова с одним написанием, оставляя при этом свободным место при диктовке слов с другой орфограммой. Например, ученикам нужно записать только глаголы 2-го спряжения. Глаголы 1-го спряжения целесообразно диктовать меньше, тогда будет легче проверить работу. После того, как слова будут записаны, соседи по парте обмениваются работами, учитель снимает бумагу, прикрывающую записанные на доске слова, которые должны стоять на пустых местах. Ошибки исправляются. Соседи по порте легко устанавливают, кто из них победитель. После этого на пустые места вписываются пропущенные слова, ошибки объясняются.

Для игры можно брать правила: слова с разделительными ь и ъ знаками, слова с чередующимися гласными и т.п.


«Угадай»

Игра проводится при синтаксическом разборе предложений. На доске заранее написаны три предложения, в своей структуре имеющие много общего, но чем-то отличающиеся. Перед началом игры эти предложения прочитываются. Затем к доске приглашается ученик, которому вручается карточка с одним из предложений, записанных на доске. Он характеризует это предложение, не называя входящих в него слов. Ученики должны угадать его по некоторым отличительным признакам. Это вызывает напряженное внимание обучающихся. По окончании разбора дети должны сказать, какое предложение из трех, по их мнению, разбиралось. Игра не только вносит интерес в работу, но и дает возможность уяснить особенности структуры двух других предложений.

© 2010-2022