- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тест по русскому языку по теме Лексика
Тест по русскому языку по теме Лексика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Тараненко О.М. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тестирование по теме «Лексика» 1 вариант
-
Лексика- наука, изучающая
а) словарный состав языка;
б) словосочетание и предложение;
в) звуки речи;
2. То, что означает слово, называется
а) переносное значение;
б) грамматическое значение;
в) лексическое значение;
3. Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы:
а) разв..вается флаг, разв..вается ребёнок;
б) пол..скать бельё, пол..скать кошку;
в) пос..дел от старости, пос..дел на скамейке;
4. Закончите предложения:
а) слова с одним лексическим значением называются…………..
б) прямое значение слова - …………….лексическое значение.
5. Запишите с данными словами словосочетания, употребив их
в прямом и переносном значении:
Свежий, золотой, тёплый, лететь.
6. Найдите к каждому термину своё определение:
1.омонимы;
2.синонимы;
3.антонимы;
а) слова с противоположным лексическим значением;
б) слова, разные по написанию, но близкие
по лексическому значению.
в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные
по лексическому значению.
7. Составьте словосочетания с данными омонимами:
мир - мир, течь - течь, стекло - стекло.
8. Подберите к данным словам синонимы:
торопиться, бережливый, идти, сверхъестественный.
9. Подберите к данным словам антонимы:
трудный, весёлый, враг, неволя, правда, говорить, забыть, уйти.
10. Закончите данные предложения:
а) слова, которые употребляют люди, независимо
от местожительства и профессии, называются……………..
б) слова, которые употребляют люди преимущественно
одной местности, называются …………………
в) слова, которые употребляют люди одной профессии,
называются……………….
г) специальные слова, обозначающие научные понятия,
называются……………….
11. Найдите нужное значение слов каждой группы:
1. Цветок, родник, красивый, хвалить, восемь, тихо.
2. Мольберт, гамма, аккорд, множитель, фотосинтез.
3. Курень, пим, кочет, бурак.
а) общеупотребительные слова;
б) профессиональные слова;
в) диалектные слова;
12. Дайте определения следующих терминов:
а) архаизмы;
б) неологизмы;
13. Найдите устаревшие слова:
а) великан, мачеха, валенки, топор, варежки.
б) уезд, волость, лапти, дружина, кафтан.
14. Замените устаревшие слова:
Ветрило, уста, глаголет, око, врачевать, град, страж.
15. Найдите неологизмы:
а) ручка, учебник, карандаш, напёрсток, балет.
б) тренажёр, компьютер, космический, Интернет.
16. В каких предложениях встречаются:
1. неологизмы;
2. архаизмы;
3. термины;
а) устами младенца глаголет истина.
б) флорист - художник, создающий композиции из засушенных цветов.
в) лингвистика - наука о языке.
17. Закончите предложение:
Слова, иностранного происхождения, называются………………….
18. Определите, из какого языка пришли данные слова:
1. кровать, корабль, парус.
2. экзамен, студент, экскурсия.
3. спорт, футбол, джемпер.
4. школа, мастер, штурм.
5. абажур, компот, жюри.
А) французский;
Б) немецкий;
В) английский;
Г) латинский;
Д) греческий;
19. Замените заимствованные слова исконно русскими:
Антракт, дефект, лингвистика, персонаж, шофёр.
20. Прочитайте текст.
Неожиданно донёсся запах подснежника!
Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого, и несчастливого - он сейчас - украшение жизни.
Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные»
и «маленькие», но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.
Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
(Г.Троепольский)
Выполните лексический разбор текста:
-
Выпишите синонимы, антонимы.
-
Выпишите многозначные слова.
-
Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
Тестирование по теме «Лексика» 2 вариант
1. Наука, изучающая словарный состав языка:
а) лексика;
б) морфемика;
в) словообразование;
2. То, что означает слово, называется
а) переносное значение;
б) грамматическое значение;
в) лексическое значение;
3. Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы:
а) прор..дить грядки, зар..дить ружьё;
б) прим..рить друзей, прим..рить платье;
в) св..ла гнездо, св..ла по лестнице;
4. Закончите предложения:
а) слова, имеющие несколько значений, называются…………..
б) переносное значение слова - …………….
5. Запишите с данными словами словосочетания, употребив их
в прямом и переносном значении:
холодный, чёрствый, блеск, волнуется.
6. Найдите к каждому термину своё определение:
1.омонимы;
2.синонимы;
3.антонимы;
а) слова с противоположным лексическим значением;
б) слова, разные по написанию, но близкие
по лексическому значению.
в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные
по лексическому значению.
7. Составьте словосочетания с данными омонимами:
знать - знать, коса -коса, печь - печь.
8. Подберите к данным словам синонимы:
невежественный, невежливый, шествовать, шефствовать.
9. Подберите к данным словам антонимы:
спускаться, неряшливый, мир, затишье, белеть, выздоровление, тихо, построить.
10. Закончите данные предложения:
а) слова, которые употребляют люди, независимо
от местожительства и профессии, называются……………..
б) слова, которые употребляют люди преимущественно
одной местности, называются …………………
в) слова, которые употребляют люди одной профессии,
называются……………….
г) специальные слова, обозначающие научные понятия,
называются……………….
11. Найдите нужное значение слов каждой группы:
1. Ласточка, речка, родной, ласковый, рисовать, морской.
2. Штатив, этюд, скальпель, культивация, вегетативный.
3. Замолаживает, осек, кочет, курень.
а) общеупотребительные слова;
б) профессиональные слова;
в) диалектные слова;
12. Дайте определения следующих терминов:
а) архаизмы;
б) неологизмы;
13. Найдите устаревшие слова:
а) кафтан, боярин, дворянин, карета, земство.
б) деревня, дуб, столяр, пасечник, рыхлить.
14. Замените устаревшие слова:
Перст, десница, ланиты, очи, бремя, врата, студёный.
15. Найдите неологизмы:
а) лампа, чернила, букет, ария.
б) телепрограмма, видео, процессор, монитор.
16. В каких предложениях встречаются:
1. неологизмы;
2. архаизмы;
3. термины;
а) твоими бы устами да мёд пить.
б) фломастер - стержень для письма и рисования.
в) синтаксис - наука, изучающая словосочетание и предложение.
17. Закончите предложение:
Слова, иностранного происхождения, называются………………….
18. Определите, из какого языка пришли данные слова:
1. кровать, корабль, парус.
2. экзамен, студент, экскурсия.
3. спорт, футбол, джемпер.
4. школа, мастер, штурм.
5. абажур, компот, жюри.
А) французский;
Б) немецкий;
В) английский;
Г) латинский;
Д) греческий;
19. Замените заимствованные слова исконно русскими:
Конфликт, дефицит, лингвистика, пейзаж, жюри.
20. Прочитайте текст.
Неожиданно донёсся запах подснежника!
Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого, и несчастливого - он сейчас - украшение жизни.
Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные»
и «маленькие», но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.
Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
(Г.Троепольский)
Выполните лексический разбор текста:
-
Выпишите синонимы, антонимы.
-
Выпишите многозначные слова.
-
Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.