Тест по русскому языку по теме Лексика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тестирование по теме «Лексика» 1 вариант


  1. Лексика- наука, изучающая

а) словарный состав языка;

б) словосочетание и предложение;

в) звуки речи;

2. То, что означает слово, называется

а) переносное значение;

б) грамматическое значение;

в) лексическое значение;

3. Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы:

а) разв..вается флаг, разв..вается ребёнок;

б) пол..скать бельё, пол..скать кошку;

в) пос..дел от старости, пос..дел на скамейке;

4. Закончите предложения:

а) слова с одним лексическим значением называются…………..

б) прямое значение слова - …………….лексическое значение.

5. Запишите с данными словами словосочетания, употребив их

в прямом и переносном значении:

Свежий, золотой, тёплый, лететь.

6. Найдите к каждому термину своё определение:

1.омонимы;

2.синонимы;

3.антонимы;

а) слова с противоположным лексическим значением;

б) слова, разные по написанию, но близкие

по лексическому значению.

в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные

по лексическому значению.

7. Составьте словосочетания с данными омонимами:

мир - мир, течь - течь, стекло - стекло.

8. Подберите к данным словам синонимы:

торопиться, бережливый, идти, сверхъестественный.

9. Подберите к данным словам антонимы:

трудный, весёлый, враг, неволя, правда, говорить, забыть, уйти.

10. Закончите данные предложения:

а) слова, которые употребляют люди, независимо

от местожительства и профессии, называются……………..

б) слова, которые употребляют люди преимущественно

одной местности, называются …………………

в) слова, которые употребляют люди одной профессии,

называются……………….

г) специальные слова, обозначающие научные понятия,

называются……………….

11. Найдите нужное значение слов каждой группы:

1. Цветок, родник, красивый, хвалить, восемь, тихо.

2. Мольберт, гамма, аккорд, множитель, фотосинтез.

3. Курень, пим, кочет, бурак.

а) общеупотребительные слова;

б) профессиональные слова;

в) диалектные слова;


12. Дайте определения следующих терминов:

а) архаизмы;

б) неологизмы;

13. Найдите устаревшие слова:

а) великан, мачеха, валенки, топор, варежки.

б) уезд, волость, лапти, дружина, кафтан.

14. Замените устаревшие слова:

Ветрило, уста, глаголет, око, врачевать, град, страж.

15. Найдите неологизмы:

а) ручка, учебник, карандаш, напёрсток, балет.

б) тренажёр, компьютер, космический, Интернет.

16. В каких предложениях встречаются:

1. неологизмы;

2. архаизмы;

3. термины;

а) устами младенца глаголет истина.

б) флорист - художник, создающий композиции из засушенных цветов.

в) лингвистика - наука о языке.

17. Закончите предложение:

Слова, иностранного происхождения, называются………………….

18. Определите, из какого языка пришли данные слова:

1. кровать, корабль, парус.

2. экзамен, студент, экскурсия.

3. спорт, футбол, джемпер.

4. школа, мастер, штурм.

5. абажур, компот, жюри.

А) французский;

Б) немецкий;

В) английский;

Г) латинский;

Д) греческий;

19. Замените заимствованные слова исконно русскими:

Антракт, дефект, лингвистика, персонаж, шофёр.

20. Прочитайте текст.

Неожиданно донёсся запах подснежника!

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого, и несчастливого - он сейчас - украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные»

и «маленькие», но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.

Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

(Г.Троепольский)


Выполните лексический разбор текста:

  1. Выпишите синонимы, антонимы.

  2. Выпишите многозначные слова.

  3. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.


Тестирование по теме «Лексика» 2 вариант


1. Наука, изучающая словарный состав языка:

а) лексика;

б) морфемика;

в) словообразование;

2. То, что означает слово, называется

а) переносное значение;

б) грамматическое значение;

в) лексическое значение;

3. Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы:

а) прор..дить грядки, зар..дить ружьё;

б) прим..рить друзей, прим..рить платье;

в) св..ла гнездо, св..ла по лестнице;

4. Закончите предложения:

а) слова, имеющие несколько значений, называются…………..

б) переносное значение слова - …………….

5. Запишите с данными словами словосочетания, употребив их

в прямом и переносном значении:

холодный, чёрствый, блеск, волнуется.

6. Найдите к каждому термину своё определение:

1.омонимы;

2.синонимы;

3.антонимы;

а) слова с противоположным лексическим значением;

б) слова, разные по написанию, но близкие

по лексическому значению.

в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные

по лексическому значению.

7. Составьте словосочетания с данными омонимами:

знать - знать, коса -коса, печь - печь.

8. Подберите к данным словам синонимы:

невежественный, невежливый, шествовать, шефствовать.

9. Подберите к данным словам антонимы:

спускаться, неряшливый, мир, затишье, белеть, выздоровление, тихо, построить.

10. Закончите данные предложения:

а) слова, которые употребляют люди, независимо

от местожительства и профессии, называются……………..

б) слова, которые употребляют люди преимущественно

одной местности, называются …………………

в) слова, которые употребляют люди одной профессии,

называются……………….

г) специальные слова, обозначающие научные понятия,

называются……………….

11. Найдите нужное значение слов каждой группы:

1. Ласточка, речка, родной, ласковый, рисовать, морской.

2. Штатив, этюд, скальпель, культивация, вегетативный.

3. Замолаживает, осек, кочет, курень.

а) общеупотребительные слова;

б) профессиональные слова;

в) диалектные слова;


12. Дайте определения следующих терминов:

а) архаизмы;

б) неологизмы;

13. Найдите устаревшие слова:

а) кафтан, боярин, дворянин, карета, земство.

б) деревня, дуб, столяр, пасечник, рыхлить.

14. Замените устаревшие слова:

Перст, десница, ланиты, очи, бремя, врата, студёный.

15. Найдите неологизмы:

а) лампа, чернила, букет, ария.

б) телепрограмма, видео, процессор, монитор.

16. В каких предложениях встречаются:

1. неологизмы;

2. архаизмы;

3. термины;

а) твоими бы устами да мёд пить.

б) фломастер - стержень для письма и рисования.

в) синтаксис - наука, изучающая словосочетание и предложение.

17. Закончите предложение:

Слова, иностранного происхождения, называются………………….

18. Определите, из какого языка пришли данные слова:

1. кровать, корабль, парус.

2. экзамен, студент, экскурсия.

3. спорт, футбол, джемпер.

4. школа, мастер, штурм.

5. абажур, компот, жюри.

А) французский;

Б) немецкий;

В) английский;

Г) латинский;

Д) греческий;

19. Замените заимствованные слова исконно русскими:

Конфликт, дефицит, лингвистика, пейзаж, жюри.

20. Прочитайте текст.

Неожиданно донёсся запах подснежника!

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого, и несчастливого - он сейчас - украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные»

и «маленькие», но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.

Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

(Г.Троепольский)


Выполните лексический разбор текста:

  1. Выпишите синонимы, антонимы.

  2. Выпишите многозначные слова.

  3. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.


© 2010-2022