Конспект по русскому языку на тему Фразеологизмы

Вы, конечно же, слышали о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях с образным, переносным смыслом. Их в языке чрезвычайно много. Просто пруд пруди – вот, кстати, и первый фразеологизм. Основные его приметы: неизменная структура (нельзя, например, прудить лужу или ручей) , переносное значение (речь, естественно, не идёт о запруживании какого-то конкретного пруда; этот фразеологизм значит просто много). Фразеологизм очень похож на слово – он не конструируется говорящим в процессе речи, как обыч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 Посмотрите на карту: пред вами страна.

"Великая Лингва" зовется она.

Слово "Язык" мы в значенье найдем.

Кто же в стране этой, Лингве, живет?

Кто наш язык, нашу речь создает?

- Ребята, вам интересно узнать, кто живет в стране языка, нашей речи?

Ответ ученика: Да, интересно.

Учитель: Жителями страны Великая Лингва являются звуки, слова, словосочетания и предложения. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по этой стране. Помощником вашим буду я.

Учитель: Первая остановка в крае Поэзии.

2 Вы уже знаете, что слова употребляются в прямом и переносном значении, обратите внимание на экран и давайте вместе прочтем стихотворение В. Орлова, а вы мне скажете, где слова "ни пуха ни пера" употребляются в прямом, а где - в переносном значении?

Учитель: В каком же случае слова ни пуха, ни пера употреблены в прямом значении?

Ответ ученика: Когда на нем нет ни пуха, ни пера - в прямом значении.

Учитель: А каким одним словом их можно заменить, когда эти слова употребляются в переносном значении?

Ответ ученика: Эти слова можно заменить словом "Удачи".

Учитель: Можем ли мы сказать, что синоним сочетания ни пуха ни пера - это пожелание удачи?

Ответ ученика: Да, можем.

Учитель: А может быть такое пожелание "Ни пера"?

Ответ ученика: Нет, так не говорят.

Учитель: Значит, из сочетания ни пуха ни пера нельзя убрать слова, не изменив значения всего сочетания. Такие сочетания называются устойчивыми. И их, как мы выяснили, можно заменить синонимами.

3Учитель: Давайте посмотрим на картинки. Какие фразеологизмы хотел изобразить автор?

Учитель демонстрирует ученикам две картинки, на которых проиллюстрированы фразеологизмы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что значит вешать лапшу на уши?

Ответ ученика: Это значит врать, обманывать.

Учитель: Правильно.

Учитель: А что значит мастер на все руки?

Ответ ученика: Это фраза значит - умелый.

Учитель: Ребята, такие фразы, как "Вешать лапшу на уши" и "Мастер на все руки" называются фразеологизмами или фразеологическими оборотами. Фразеологизмы и есть тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и вид нашей работы: "Классная работа". Тему урока:

4"Фразеологизмы"

Давайте посмотрим, о чем нам расскажут авторы учебника. Дополнительно можно воспользоваться листочками которые у вас лежат на столах.

Ученик читает правила.

Учитель: Выберите из учебника определение фразеологизма и ответьте на вопрос: "Что является фразеологизмом?"

Ответ ученика: Фразеологизм - это устойчивое сочетание.

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, так как в составе фразеологизма нельзя заменить ни одно слово. Фразеологизм можно заменить синонимом. А что такое синоним?

Ответ ученика: Синоним - это близкое по лексическому значению слово или выражение.

Учитель: Верно.

Из края поэзии мы попадаем в реку Синонимов. Ребята, подберите синоним к фразеологизму за тридевять земель.

Ответ ученика: Синонимом к фразеологизму за тридевять земель является слово "далеко".

5А теперь давайте попробуем найти соответствия!

Запишите как вы соотнесли фразеологизмы и их синонимы (минуты 3) Проверяем. Объясните значение фр….( а-3, б-5, ц-2, д-1, е-4)

6 Учитель: А теперь нам предстоит нелегкая задача. Нам нужно взобраться на гору Словосочетаний. Путь будет открыт лишь тогда, когда мы эти словосочетания продолжим словами, которые всегда употребляются в данных фразеологизмах. Обратите внимание на экран. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

7,8,9Вижу эти словосочетания вам знакомы, давайте усложним задачу, даны картинки, опираясь на них вы должны мне разгадать какие фразеологизмы в них спрятаны!(три картинки) Какие фразеологизмы попытался изобразить художник? Объясните их значения. ( как белка в колесе -суетиться, находиться в хлопотах, сесть в калошу- оказаться в нелепом смешном положении, водить за нос - давать обещание которое не будет исполнено.)

Учитель: Отлично, ребята, путь на гору Словосочетаний открыт!

10Учитель: Мы на горе, перед нами Синтаксическая равнина. Чтоб её пройти нам нужно разобрать данное предложение. Записываем предложение и разбираем его по членам предложения:

Кощей унес царевну за тридевять земель.

Один ученик у доски подчеркивает слова как члены предложения.

Учитель: Не забудьте, что фразеологизм - это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения. Чем же является за тридевять земель?

Ответ ученика: Обстоятельством места.

И вот мы шли шли и пришли в город фразеологизмов. Чтоб зайти туда мы должны ответить на вопрос - Какова же роль фразеологизмов в нашей речи. Нужны ли они нам? Как вы думаете, зачем нужны фразеологизмы? Может быть, можно обойтись и без них? Или всё такие они делают речь более особенной?

Ответ ученика: Фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более образной.

11 Сравните:

-Целый день она кружилась как белка в колесе.

-Целый день она суетилась.

Учитель: Значит, фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более эмоционально-окрашенной, более образной, более яркой. служат для передачи мыслей, могут выражать положительное и отрицательное отношение, создают образы, украшают нашу речь.

12Но есть ещё одна проблема, главное фразеологизмы отличить от свободных словосочетаний. 13Внимание на доску. Давайте выполним такое упражнение. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика.

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. 2. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 4.За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 5. Расстояние мы определили на глаз. 6.На глаз больного наложили повязку. (фр- 2,4,5, св-1,3,6) Давайте повторим какие отличия между фразеологизмами и свободными словосочетаниями!( в св.сл. можно заменит слова другими словами, фр-нельзя, в св.сл. слова сохраняют своё прямое значение, фр- переносное, св.сл. создаются в процессе речи, фр- используются готовыми)

14Теперь давайте выполним следующее задание. Нужно составить текст, используя данные фразеологизмы.

Мишка как в воду канул и мне пришлось за него отдуваться, я хотел сквозь землю провалиться! Меня сильно ругали и в наказание сказали встать ни свет ни заря и работать засучив рукава. А Миша мне даже не помог, целый день баклуши бил. Он как волк в овечьей шкуре. Наверно у него душа в пятки ушла!

15,16,17,18,19,20загадки- а теперь давайте расслабимся и поотгадываем загадки

Учитель: После трудного пути приятно охладиться. Вот перед нами озеро Правил.

Давайте повторим что мы сегодня изучали, что такое фразеологизм? Отличия от свободных словосочетаний? И всё таки для чего нам нужны фразеологизмы?

Ребята, а теперь давайте поиграем немного, я вам буду называть фразеологизм, а вы его значение, и в конце посмотрим что у нас получится!



© 2010-2022