Урок русского языка на тему: Употребление наречий (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Употребление наречий. 7 класс.

Цель урока: показать учащимся многофункциональные свойства наречий, проследить роль наречий как средство обогащения, уточнения, подчёркивания различных признаков глагола, как средство связи между предложениями; развивать умение лингвистического анализа текста. Задачи урока:

-сформулировать тему и основную мысль текста А.Прокофьева «Волны»; -углубить понимание смысла ключевых слов путём лексического, фонетического и морфемного анализа;

-проанализировать правописание наречий;

-проследить роль наречий в художественном, разговорном, научно-деловом стилях речи;

-предупредить речевые ошибки в употреблении наречий. Ход урока:

    1. Рассмотрим где? и как? употребляются наречия. Какую роль они играют в речи, насколько велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и насколько незаменимы они.

  1. На доске запись текста А.Прокофьева «Волны».

Волна, волна - все буквы влажны,

Да и слились в один размах.

Я произнёс сейчас их дважды, И ощутил их на губах!

Я произнёс их снова,

Вскоре,

Ко мне пришло издалека Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка. Повсюду волны, волны, волны Великой влаги вечный путь... Таков язык!

И трепет полный

Мою охватывает грудь!

-Что в стихотворении показалось неожиданным? (особенным, загадочным) -Определите тему, основную мысль текста, (текст о языке, язык, как реки, как море, велик и вечен. Человечество не может существовать без воды, не может существовать и без языка.

-Понаблюдайте за употреблением в стихотворении слов волнение, трепет. В каком

значении употреблено слово трепет? (колебание, дрожание; сильное волнение,

напряжённость чувств; страх, боязнь).

-Сравните ряды синонимов: волнение, трепет, взволнованность, смятение, смятенность

-Какие звуки особенно часто повторяются в тексте? Как употребление этих повторяющихся звуков связано с содержанием стихотворения? (в, л; Язык заставляет волноваться, чувствовать, переживать.

-Подчеркните наречия как члены предложения, выделите в них морфемы. К какому

слову относятся наречия в предложении?

-Определите разряд наречий и способ словообразования.

-Проследите, какую роль играют наречия в этом тексте? (Уточняют, основную

мысль текста, для выразительности.)

Историческая справка: дважды, трижды, однажды.

Жды с XI в. фиксируется форма dъважьdы, является сращением dъва и жьdы (шедший), после утраты редуцированных Ъ и Ь сочетание шд перешло в жд. Сочетание «dъва и шъdы» означало нечто вроде «два шага»

3 Употребление наречий в художественном стиле речи В художественных текстах наречия часто являются эпитетами, эмоционально окрашивают отдельные художественные детали, уточняют и конкретизируют описания картин в целом. Без них утратились бы живописность, эмоционально-экспрессивная оценка, точность авторских характеристик. Проведём эксперимент: вставить наречия-эпитеты в отрывки из художественных текстов, а затем сравнить с авторским вариантом (отрывки из текстов раздаются ученикам).

  1. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

( ) гремит.

А.С.Пушкин.

  1. Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится ( ) за ней."

Ф. Тютчев.

  1. Выглянул на солнце ландыш серебристый;

И открылись ( ) от весенней ласки

Под кустом фиалки голубые глазки.

С.Дрожжин.

  1. Деревья ( ) шумели,
    Когда настали холода;

Лишь ель молчала ( )

И зеленела, как всегда.

А.Плещеев.

5. Природой ( ) спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

С .Маршак.

4.Употрёбление наречий в разговорном стиле речи.

Запись под диктовку:

Он курит медленно табак

Его рубашка нараспашку;

Через полчаса, заправив бак,

Он выйдет в поле на распашку.

-Отгадайте о ком идёт речь?

-Как называются слова, одинаково звучащие, но имеющие разное значение и написание?

Как вы написали эти слова и почему?

-Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении наречий? -Прочитай правильно наречия: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.

Инсценировка «Рецепт», (готовится учащимися). Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика: -В каком классе ты учишься, молодой человек? -В седьмом.

-А дружно вы живёте в своём классе

-Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

-Жутко дружно! Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

-Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит... -Нормально...В пух и прах хвалит...Да, болезнь серьёзная, у тебя большой язык. Тут врач тебе не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Врач даёт рецепт - учебник русского языка. -Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём здесь ошибки?

Оксюморон - стилистическая фигура, соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого. (Жутко весело, ужасно весело).

-Что значит в пух и прах? Как называются такие сочетания слов? Замените наречия фразеологизмами:

Сильно краснеть, крепко спит, быстро скакать, быстро бежать, хорошо знать и т.п. Упр.260 (заменить фразеологизмы наречиями).

Наречия обогащают нашу речь, делают её выразительнее, когда мы употребляем фразеологизмы. Но иногда наша речь бывает бедной. Отвечая на вопросы, употребляем часто только слова «хорошо» или «плохо», «нормально».

К слову учиться подберите наречия, кто больше?

  1. Наречия как средство связи между предложениями.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костёр маков.

Если прочитать текст, опуская наречия, связь между предложениями нарушается текст перестаёт быть текстом, а становится набором предложений.

  1. Употребление наречий в официально-деловом стиле речи. Составить инструкцию:

«Как готовить домашнее задание» «Как провести зарядку».

Как выполнить задание по русскому языку» и т. п. Д/з упр. 259, стр. 113-114(теор.) 7.Заключение:

Какую роль играют наречия в языке? Уточняют, конкретизируют значение слова, которому подчинены, могут указывать на место, причину, цель протекания действия, не внося никаких уточнений, «живописуют действие». Наречия делают нашу речь богатой, выразительной.


© 2010-2022